Меню

Страховые компании - 13.03.2006

экспертыВалерий Выпасюк директор филиала СК «НАСТА» Татьяна Конотоп директор филиала СК «Прогресс-Гарант» Павел Митрофанов начальник отдела оперативного маркетинга филиала «Росгосстрах» Сергей Ник

Страховые компании Красноярска осваивают розничный рынок. Игроки поняли: формировать портфели только за счет крупных компаний опасно, — и стали диверсифицировать риски. В борьбе за частного клиента страховщики используют разные методы — от демпинга до строительства филиальных сетей.

эксперты
Валерий Выпасюк
директор филиала СК «НАСТА»
Татьяна Конотоп
директор филиала СК «Прогресс-Гарант»
Павел Митрофанов
начальник отдела оперативного маркетинга филиала «Росгосстрах»
Сергей Никитин
директор красноярского регионального
филиала СК «Согласие»
Виктор Силачев
председатель Сибирской ассоциации страховщиков
Маргарита Филиппова
генеральный директор ЗАО «СО «Надежда»
Сергей Шашко
директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Красноярске

По данным инспекции страхового надзора по СФО, сегодня в Красноярском крае работает 60 страховых компаний (СК). Из них 13 — региональные, остальные — филиалы столичных. Директор красноярского регионального филиала СК «Согласие» Сергей Никитин отмечает, что, по его подсчетам, компаний гораздо больше: «В разных источниках — разные цифры. Я думаю, в крае около 90 компаний, но отчет о своей деятельности за 2005 г. подали только 60. В официальную статистику не попадают фирмы-однодневки».
Предложение страховых услуг делится на три группы: страхование имущества и ответственности, здоровья и жизни (добровольное личное страхование) и обязательное медицинское страхование (ОМС). По оценке г-на Никитина, 90% компаний на рынке предлагают почти все перечисленные группы страховых продуктов.
Оставшиеся 10% занимаются только ОМС. В этом сегменте широко представлены местные компании. Из семи страховщиков, предлагающих обязательное медицинское страхование, четыре красноярские организации: «Корпорация медицинского страхования», «Медгарант», «Медика-Восток» и МСО «Надежда». За девять месяцев прошлого года регионалы собрали страховых премий на сумму более 4 млрд руб. Основная часть этих денег получена как раз за счет ОМС (3,8 млрд руб.).
Участники рынка отметили, что в городе сформировался круг компаний, занимающих лидирующие позиции. Сергей Шашко, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Красноярске: «Лидеры четко определились за последние два-три года: «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Согласие». Валерий Выпасюк, директор СК «НАСТА», добавил, что доля участия этих компаний на рынке розничных продаж составляет около 60%. Г-н Выпасюк пояснил, что присутствие на рынке небольшого количества местных компаний объясняется высоким порогом вхождения в бизнес: «В середине 90-х можно было работать с уставным капиталом (УК) в 500 тыс. руб. Государство постоянно повышает эту планку. С 1 июля 2006 г. УК для страхования имущества должен составлять не менее 30 млн руб., для страхования жизни — 60 млн руб. Это серьезные суммы для небольших местных компаний».
Дисциплинирующие меры государства крупные страховщики принимают «на ура» и утверждают, что это цивилизует рынок. Сергей Никитин: «Уставной капитал должен быть высоким. Риски в этом бизнесе большие, и в случае критической ситуации любая компания должна понимать, что ей прежде всего придется выплачивать значительные страховые возмещения, а затем уже перестраховщики компенсируют их в своей доле».
Несмотря на насыщенность рынка, охват населения услугами страховых компаний незначителен. Директор филиала СК «Прогресс-Гарант» Татьяна Конотоп: «Я думаю, он не превышает 25%. Есть куда расти. Поэтому многие компании будут расширять линейку своих предложений».

Банковский ритейл подстегивает страховой
Страховые компании вслед за банками в последние три года стали осваивать розницу. Если в середине 90-х активными операторами на розничном рынке были «Росгосстрах» и «Надежда», то сегодня в этом сегменте работают почти 90% всех страховщиков. В ритейл пошли и кэптивные компании — «Согласие» и «Прогресс-Гарант». Стали позиционировать себя как розничные СК «НАСТА», «Военно-страховая компания», «Поддержка».
Масштабный «заход» в розницу игроки объясняют тем, что все корпоративные клиенты уже поделены. Валерий Выпасюк: «Большинство холдингов на протяжении многих лет страхуется в определенных компаниях. Переубедить их сменить партнера очень сложно». Кроме того, иметь в своем портфеле только несколько крупных клиентов просто опасно. По словам г-на Выпасюка, многие страховщики обратились к рознице, чтобы распределить риски: «Представьте себе компанию, в портфеле которой пять крупных предприятий. Все они застрахованы на случай пожара. Может сложиться так, что стихия настигнет всех страхователей. И тогда компании придется выплатить сумму ущерба и, вероятнее всего, свернуть свою деятельность, если их риски не будут перестрахованы».
Подстегивает рост страховой розницы банковский ритейл. Только за 2005 г., по данным ЦБ, красноярские банки выдали физлицам кредитов на сумму 2,6 млрд руб. У кредитных учреждений заключены соглашения со страховыми компаниями. Генеральный директор ЗАО «СО «Надежда» Маргарита Филиппова: «Банки стараются свести к минимуму риск невозврата кредита. Если ранее они обязывали страховать только залоговое имущество, то сейчас страхованию подлежит и жизнь заемщика. Многие банки разработали специальные ипотечные программы. Это дает развитие и страховому рынку». Валерий Выпасюк отмечает, что в прошлом году в «НАСТЕ» 40% страховых премий было получено по страхованию заемщика.
Страховщики строят сети и расширяют линейку услуг
В борьбе за частного клиента страховщики взялись за построение розничных сетей.
Почти все столичные компании имеют свои представительства на территории края. Лидеры по охвату края сетями — «Росгосстрах» (50 агентств и отделов) и «Надежда» (5 филиалов и 36 представительств). Начальник отдела оперативного маркетинга филиала СК «Росгосстрах» Павел Митрофанов рассказывает, что обычно компании «оседают» только в крупных городах: «Канск, Ачинск, Минусинск — стратегические пункты». По словам г-на Митрофанова, основная причина такой политики — стремление страховых компаний быть ближе к клиенту: «Компания не должна решать проблемы дистанционно. Это касается всех страховых продуктов, в частности, обязательного автострахования».
Помимо расширения сети, компании постоянно дополняют свою линейку услуг, вводят новые виды страхования. «Росгосстрах» для страхования имущества ввел специальные продуктовые линейки — «РГС-Дом» и «РГС-Квартира» (страхование собственного дома, дачи или квартиры). Подобные программы есть у компаний «НАСТА» и «СОГАЗ». Наиболее успешные виды страхования участники рынка выделяют в отдельные направления. В прошлом году компания «Согласие» зарегистрировала направление ОМС — «Согласие-М». Такую же структуру создали «КапиталЪ Медицинское страхование», «Росно-М».
Игроки сетуют, что небольшие компании в борьбе за клиента иногда используют «тяжелую артиллерию» — грешат демпингом, подрывая доверие к рынку. Сергей Никитин: «Тариф по страхованию имущества колеблется от 0,09%. Когда появляются фирмы, предлагающие эту услугу по 0,01%, я не верю в реальную обоснованность такого тарифа. Это просто демпинг». Председатель Сибирской ассоциации страховщиков (САС) Виктор Силачев уверен, что компании, пытавшиеся демпинговать, либо возвращаются к нормальным условиям работы, либо «вылетают» с рынка: «Достаточно вспомнить «АСКО», «СибВосток», «СибАстроВАЗ», ряд других «гремевших» в свое время компаний. Сейчас очень неоднозначная ситуация с ОСАГО. Убыточность в этом секторе растет, и компании, занимающиеся переманиванием агентов за счет завышенной комиссии, серьезно рискуют не только собственной финансовой устойчивостью, но и интересами страхователей».
Будущее «автогражданки» — в добровольном страховании
ОСАГО — самое крупное направление в рознице. В прошлом году объем денежных поступлений по «автогражданке» составил в крае чуть больше 1 млрд руб. (показатель 2004 г. — 931 млн руб.). ОСАГО сегодня есть в пакете предложений у 90% компаний. По оценкам участников рынка, в крае застраховано уже 80% автомобилистов. Сергей Шашко: «Автострахование сейчас на пике своей популярности. Нет необходимости доказывать автолюбителю, что он стал владельцем источника повышенной опасности. Достаточно проехать по улицам нашего города».
Несмотря на высокий спрос на ОСАГО, работать только с этим сегментом компаниям невыгодно. Валерий Выпасюк: «Рентабельность «автогражданки» не доходит и до 3%. Если компания формирует свой портфель на 60% из ОСАГО, она рискует разориться, так как суммы выплат очень высокие. Чтобы стабильно работать, доля ОСАГО не должна превышать 25%».
Игроки связывают будущее «автогражданки» с добровольным страхованием (ДСАГО). Обязательная страховка «подтянет» за собой добровольную. По словам г-на Выпасюка, застраховав в общем порядке автомобиль, клиент вернется и застрахует свою машину повторно, но уже на большую сумму: «По закону об ОСАГО, в случае аварии страховщик может выплатить не больше 120 тыс. руб. за одно транспортное средство и 160 — за два и более. А если машина дорогая? В эту сумму явно не уложишься. Многие автовладельцы это поняли и стали страховаться дополнительно». Павел Митрофанов поясняет, что до недавнего времени интерес к ДСАГО был минимальным, но после принятия закона об обязательном автостраховании спрос стал стабильно расти.
Небольшим местным компаниям надо
объединяться или уходить
По прогнозам участников рынка, ритейловые направления в страховом бизнесе и дальше будут идти «в рост». Сергей Шашко: «Повышение уровня жизни граждан и темпы жилищного строительства таковы, что можно предположить: будущее за имущественным страхованием и страхованием гражданской ответственности».
В 2005 г. общие поступления зарегистрированных в Красноярске СК по имущественному страхованию составили около 3,7 млрд руб. Рост, по сравнению с 2004 г., относительно невелик — 27,5% (для сравнения, выплаты по личному страхованию увеличились на 63%).
Павел Митрофанов считает, что страхование имущества физических лиц пока не носит массового характера. Однако эксперт убежден в перспективности этого направления: «Рано или поздно люди поймут, что добровольное страхование своего дома, квартиры и домашнего имущества — такая же необходимая вещь, как обязательное страхование автомобиля».
Игроки сошлись на том, что через два-три года произойдет структурное изменение рынка. Новое повышение планки уставного капитала может «вывести из игры» мелкие компании.
Валерий Выпасюк: «Я думаю, в ближайшем будущем в России из тысячи СК останется не более трехсот. Увеличение уставного капитала подкосит прежде всего регионалов». Г-н Выпасюк прогнозирует, что небольшим местным компаниям придется или объединяться, или входить в состав крупных страховых предприятий.