Меню

Светлана Тетерина: «Главное — не бояться ошибок»

Свой проект — художественную школу А. Г. Поздеева — Светлана Тетерина начинала как «художку» для дочери. Однако не похожая ни на одно образовательное учреждение «Поздеевка» это еще и бизнес-проект.

В прошлом году Светлана Тетерина, представляя проект «Художественная школа имени А. Г. Поздеева», победила в номинации «Детский бизнес» премии «Человек года». Создатель «Поздеевки» признается, что для нее эта победа — неожиданная. Во многом решение о создании собственной художественной школы было спонтанным.

Как появилась «Поздеевка»?

— Все началось с того, что я искала художественную школу для дочери. Искала-искала и не нашла.

Но у нас ведь есть классическая художественная школа имени В. И. Сурикова, есть различные студии…

— Мы не искали школу, где учат ремеслу художника, искали то место, где начинают мыслить, чувствовать и видеть мир, как художник.

А что для этого нужно?

Уважать ребенка, относиться к нему как к личности — не давить с позиции «я лучше знаю, как правильно» и не сюсюкать. Достоинство и ребенка, и педагога — это основа. Следующий шаг — развитие авторской позиции, субъектности, творческой инициативы. К сожалению, в российском образовании в подавляющем большинстве случаев ребенок — это объект. Такой чемоданчик, в который складываются полезные, с точки зрения сложившейся образовательной системы, знания и в редких случаях навыки. А на ЕГЭ проверяется, хорошо ли все упаковано.

А с чем сегодня можно уверенно отправляться в будущее? С каким багажом?

— Изобретать колесо не нужно. Ключевые компетенции XXI века уже определены. Это 4 «К»: критическое мышление, креативность, коммуникации и кооперация. А теперь вопрос: много ли возможностей предлагает современная школа для развития этих компетенций?

У меня встречный вопрос. Каким образом это делает «Поздеевка»?

«Поздеевка» — штучный образовательный проект. Авторский. Мы сформулировали наши преимущества, которые одновременно и те самые инструменты по приобретению компетенций из «линейки» 4 «К». Во-первых, уникальная программа обучения — соединение академического художественного образования, современных образовательных методик и живой практики. Мы пробуждаем в ребенке авторскую позицию, которая важна не только в творчестве, но в любом деле. Далее — самостоятельный выбор. Чем больше проб, тем проще найти свое. Путь проб и ошибок для нас непривычен, но ведь одновременно это путь опыта и любопытства. А в школе за ошибки почему-то наказывают плохими оценками, как же чему-то научиться, не ошибаясь, это ведь абсурд. Не люблю слово «креативность» из-за его затертости, поэтому сформулирую иначе: мы умеем работать на оригинальность, гибкость и продуктивность мышления ребенка.

Третье преимущество — тьюторское сопровождение. Работа с тьютором дает умение анализировать свои действия, видеть причины и итоги собственных решений, достигать поставленной цели, искать новые неординарные пути и в целом быть успешным.

Мы гордимся нашими преподавателями. Они талантливые, молодые, драйвовые, чуткие к ребенку и только с профильным образованием — команда мечты. Плюс красноярские мэтры Ирина Верпета, Александр Числов, Макс Шараев, сопровождает «Поздеевку» федеральный эксперт в образовании Мария Миркес. На погружения, которые проходят четыре раза в год, приезжают столичные мастера, в этом году в октябре ждем Наталью Шалину, весной Юрия Штапакова, Ольгу Таирову, Зосю Леутину. Для нас важно, чтобы ребенок видел перед собой не просто педагога, а художника, автора, творца.

С первых шагов в школе дети погружены в уникальную творческую обстановку. Но, к сожалению, инициативу инициировать невозможно, мы можем только создать безопасную, поддерживающую образовательную среду и ждать. И мы ждем, празднуя, как маленькую победу, каждую детскую инициативу. Хочешь сделать свою выставку? Пожалуйста. Здесь важная составляющая — образовательные события. Ребенок постоянно находится в тугой культурной спирали, закручиваясь в нее, становясь частью общих событий, их создателем.

Весь этот комплекс запускает энергию авторства, программу креативности, которая, на самом деле, есть в каждом, словно «вирус». Но не у всех этот вирус активируется.

Рефлексия по поводу собственного творчества, саморазвития и плотный культурный ландшафт, в котором живут наши ученики, помогают развить критическое мышление.

Командность формируется с помощью проектной деятельности. «Поздеевка» — это арт-коворкинг, постоянный джем-сейшн, все здесь побуждает к со-творчеству.

Мне кажется, есть еще «пятый элемент» — само помещение. Заходя в «Поздеевку», как будто сразу оказываешься в параллельной вселенной творческой мастерской.

— Мы называем этот «пятый элемент» вдохновляющим пространством. И это действительно особая магия, которая работает.

Один к пяти

Помещение для «Поздеевки» на проспекте Мира Светлана Тетерина приглядела задолго до открытия школы. Идеальная мастерская художника. Однако в «творческом» помещении в 300 квадратных метров размещался офис страховой компании.

— Я смотрела на высокие мансардные окна и думала про себя: «Съезжайте, съезжайте побыстрее». И в итоге они сменили адрес. Все разрешилось само собой, — вспоминает Светлана Тетерина.

Сколько стоит открыть «художку»? Какова была сумма инвестиций в проект?

— У каждой школы или студии свой масштаб и свой бюджет. В «Поздеевку» было вложено около 1,2 млн рублей. И пока эта сумма не отбилась. Я продолжаю инвестировать в проект.

Основные затраты — это…?

— Это фонд заработной платы и аренда. Наш коллектив — 23 человека. С каждой группой работают 5 специалистов — 2 художника, тьютор, арт-куратор, искусствовед. Много тратим на расходники. Так как для нас важна свобода выбора техники и материалов, то в абонемент включены все краски, карандаши, бумаги и прочее.

Сколько стоит годовой курс обучения?

— Не дороже абонемента в спорт-клуб — около 60 тысяч. Средний чек у нас 5 000 рублей, стоимость академического часа от 210, при условии, что все материалы включены.

На какое количество учеников рассчитана «Поздеевка»?

На 300 человек. От арт-яслей до выпускников, готовящихся к поступлению в вузы.

Несмотря на всю креативность, в «Поздеевке» можно научиться штриховать голову Аполлона и рисовать все эти натюрморты с драпировкой на заднем фоне?

— Безусловно, не просто можно, нужно, для художественной школы это гигиенический уровень, без него никак, но только с 12 лет. Если впереди поступление в вуз, то без головы Аполлона не обойтись.

К сожалению, на экзаменах в художественные вузы в первую очередь оценивают технику рисунка и каноническую правильность построения композиции. Оригинальность мышления вторична.

Ну, может это потом придет? Сначала надо научиться правильно рисовать, а потом уже нарушать правила.

— В теории да, а на практике далеко не всегда. Знаете, где работают выпускники художественных вузов, владеющие безупречной техникой? Половина из них идет в педагоги, а другая половина делает портреты на памятники. Безупречные с точки зрения техники портреты. Еще один интересный факт. На всех международных художественных конкурсах ученики российских художественных школ в возрасте до 14–15 лет берут первые места. Они на голову выше зарубежных ровесников в плане техники исполнения. Но в 15 иностранцы начинают мощно прогрессировать, вырываются далеко вперед, предъявляя оригинальные, самостоятельные авторские работы. А наши наоборот сдуваются, остаются прилежными учениками, но не творцами.

Карнавал «зашел» сразу

Рассказывая о «Поздеевке», Светлана Тетерина часто говорит: «Я не художник». К «Поздеевке» она пришла не из творческой мастерской, а с улицы, из гущи детского карнавала.

— Образование у меня универсальное — филолог, закончила КГПУ. С таким образованием можно заниматься чем угодно. Два года я работала в гимназии «Универс». Потом был сложный период — и для страны, и для семьи, когда пришлось все бросить и идти «челночить». Самым экзотическим местом работы был цирк. Потом открыла рекламное агентство. В 2004 году мы стали выпускать журнал «Город детства», и День защиты детей стал для нас профессиональным праздником. Мы просто обязаны были поздравить всех детей города 1 июня. Так в 2006 году случился детский карнавал и зашел, что называется, с первого раза, сразу стал общегородским событием. Мы обалдели, когда поняли, что к нам пришла тысяча человек участников и около 5 тысяч зрителей.

А в этом году сколько было участников и зрителей?

— Зрителей — 25 тысяч человек. Участников — 2,5 тысячи. И это только в Красноярске. А ведь есть еще и край. В Норильске, например, уже четвертый год проходит самый северный в мире детский карнавал. Тринадцать лет мы делаем этот праздник, и пока в России не появилось ни одного аналога. Разовые прецеденты случаются, а традиции не возникает. Ничем, кроме отсутствия финансирования, я это объяснить не могу.

Сколько стоит карнавальный размах?

— Минимальный бюджет мероприятия — 2 млн рублей. Что называется, бедненько, но чистенько.

Правильно я понимаю, что каждый год, проводя общегородской праздник, ты лично ищешь эти деньги?

— Не совсем я. Мы, как НКО «Город детства», пишем грантовые заявки, стучимся в разные инстанции, просим помочь. Есть финансовая поддержка в рамках краевой программы «Социальное партнерство во имя развития» — 900 тыс. рублей. Но эти средства, конечно, не покрывают всех расходов. И главное, нет никакой уверенности в будущем, грантовые деньги — это всегда неопределенность до последнего. А если в следующем году не дадут? Есть целый ряд технических, инфраструктурных вопросов, которые хотелось бы решать с помощью городских и краевых властей. Но пока не получается. В этом году нам выделили 300 тыс. рублей из городского бюджета, в правительстве края предложили информационную поддержку. Но мы продолжаем писать письма и надеяться, что нам помогут рассчитаться с субподрядчиками. Карнавал стал визитной карточкой города, им можно гордиться, его любят и ждут красноярцы. Но пока он продолжает существовать за счет фанатичного энтузиазма нескольких людей, для которых, по большому счету, это очень дорогое хобби.

Но этот подарок могли бы дарить крупные компании. Проект раскрученный. Конфетка, а не проект.

— Детско-родительская аудитория, даже такая многочисленная, как наша, мало интересна в плане пиара. Возьмем любое массовое мероприятие, где участие локаций платное, детская составляющая там минимальна. Можно было бы работать с федеральными брендами, но делать это надо в ноябре — декабре, когда верстаются бюджеты, а мы в это время еще не можем уверенно гарантировать условий. А крупные непрофильные предприятия, госкорпорации без отмашки сверху решений не принимают.

Несмотря на все сложности проведения детского карнавала, уже от имени «Поздеевки» ты продолжаешь генерить события на улицах города. Зачем?

— Что значит я? У нас в «Поздеевке» настоящих буйных много. Мы считаем, что настоящий художник не тот, кто складывает пейзажи в стол, а тот, кто меняет мир вокруг себя. Для нас важно расширять границы ребенка, выходить за рамки школы, улицы, города в большой и прекрасный мир. И потом, это ведь наш город, если ребенок не чувствует себя в нем, как дома, то каким он будет взрослым? Отчуждение — одна из главных проблем сегодня. Когда мы выходим на улицы города с гигантской раскраской, или измеряем расстояние от «Поздеевки» до памятника Поздееву в кисточках, мольбертах, кошках и съеденных мармеладках, или карнавалим на Мира, мы всегда делаем одну простую штуку — делаем город для ребенка живым, человечным, своим, а самого ребенка — делателем, субъектом, а не объектом. По-моему, только так и вырастает настоящий патриотизм.

Юлия Чанчикова

* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.