2013-й принес ритейлу больше плюсов, чем минусов. В целом по России рынок вырос в частности за счет увеличения доли сетевой торговли. В крае сегмент продритейла также показал положительную динамику.
Татьяна Павловская, генеральный директор сети гастрономов «Красный яр», в интервью «ДК» дала свои оценки текущему году и рассказала, как развивалась ее компания в 2013-м.
Плюсы года: Есть потенциал для развития
— На региональном рынке продуктового ритейла градус конкуренции с каждым годом повышается — крепнут местные и федеральные сети, входят новые для Красноярска крупные игроки. И эта тенденция с каждым годом будет усиливаться. Наша компания по итогам 2013-го прирастет шестью новыми магазинами: темпы не интенсивные, а скорее поступательные. Увеличение числа торговых точек — это не самоцель. Нет смысла открывать еще один магазин там, где он не нужен покупателю. Наши задачи сводятся к выстраиванию эффективного бизнеса с четким фокусом на целевого покупателя, удовлетворение его потребности и требований. Быть рядом с покупателем, предлагать ему только свежий и качественный продукт.
В 2013 году мы чуть острее почувствовали дефицит квалифицированного линейного персонала. Но для местного рынка это не настолько тупиковая проблема, как для европейской части страны. При желании отыскать персонал и готовности его мотивировать штат будет укомплектован. К тому же кроме привычных методов поиска сотрудников есть и альтернативные. Например, мы научились работать со студентами и школьниками: предлагаем им гибкий график.
Розничная торговля сегодня далеко ушла от стереотипа: «купил подешевле — продал подороже». Современный ритейл — это инновационные проекты, новые подходы в менеджменте. Так, в этом году мы запустили проект бережливого производства. Если кратко, его философия сводится к одному: нельзя выпускать или принимать брак. Прежде чем что-то сделать, нужно это взвесить — и уже потом предпринять решительные действия. Еще один постулат: необходимо создавать в своей ежедневной работе ценность для потребителя и делать это с максимальной эффективностью.
Изо дня в день мы совершаем одни и те же действия, даже не оценивая их эффективность. Издержки в нынешней экономической ситуации растут быстрее выручки — это данность. В этом году по товарообороту мы планируем прирасти на 17-20%, в предыдущие годы динамика была большей. Поэтому-то внутренняя эффективность компании выходит на первый план.
Второе, но по значимости первостепенное направление деятельности компании — это развитие формата «магазин у дома» с еще большим усилением так называемых Fresh-категорий. Что важно для современного покупателя? Конечно, свежий и качественный продукт. Именно поэтому стратегической перспективой для себя мы определяем концентрацию на удовлетворении потребностей покупателя в качественном, свежем продукте по справедливой цене.
В этом году мы серьезно пересмотрели бизнес-процессы, маркетинговую политику и политику ценообразования, в 2014-м одним из главных и приоритетных проектов компании будет работа с ассортиментом. Проекты промо- и ценообразования уже приносят свои результаты: существенный рост продаж фруктов и овощей, молочной продукции, яиц, колбасных изделий, сыра подтверждает: политика развития выбрана верно, это оценивает покупатель.
Минусы года: Алкогольный рынок ушел в тень
— Среди минусов года отмечу ситуацию на алкогольном рынке. С одной стороны, государственные антиалкогольные кампании стабилизировали рынок, но с другой — эксперты отмечают, что около 65% оборота алкогольной продукции сейчас приходится на долю нелегальной и суррогатной продукции, сконцентрированной в нецивилизованной рознице. Отмечу, что на местном и краевом уровне власти понимают всю важность поддержки торговых сетей и проявляют максимальную лояльность, поддерживают бизнес, позволяя созданной инфраструктуре работать.
Мнения федеральных экспертов
«Пипл» больше не «хавает»
Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine
— Из позитивных тенденций на федеральном рынке пищевого ритейла я могу отметить настрой на диалог производителей и крупных торговых сетей. В этом году был принят Кодекс добросовестных практик, который объединяет работу ритейлеров и поставщиков. Начала свою работу межотраслевая комиссия, которая курирует вопросы взаимодействия.
Потребитель стал уделять внимание качеству. Формулировка «пипл хавает» больше не актуальна. Наблюдается сокращение покупательской способности, например в продажах автомобилей. Свою неудовлетворенность в крупных покупках покупатель компенсирует в продуктах питания, тщательно выбирая качественные товары.
Негативной тенденцией стал рост тарифов на железнодорожные перевозки. Сейчас логистический канал поставки сырья ушел с железнодорожных рельс — ритейлеры отдают предпочтение автомобильным перевозкам.
Сетевой ритейл востребован не только в «миллионниках»
Юрий Борисов, председатель комитета по торговой недвижимости НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» (РГУД)
— 2013 год — это первый год после кризиса 2008 года, когда рынок девелопмента торговых центров в России, на мой взгляд, целиком восстановился и начал показывать рост. В настоящее время сетевой ритейл интересуют уже не только города с населением более или около 1 млн человек, но и так называемые второй, третий и т. д. эшелоны. Участники рынка наращивают объемы: турецкая компания Renaissance Construction, начинавшая как строительный подрядчик в Санкт-Петербурге, твердо заняла нишу сетевого регионального девелопера торговых центров. Кроме того, среди игроков сетевого девелопмента торговых центров появился еще один лидер — это вологодская компания «Макси Девелопмент». В Россию всерьез и надолго приходят аутлет-центры: уже заявлено о строительстве еще нескольких аутлет-центров после успешного открытия Fashion House Moscow (Черная грязь), «Белой дачи» и «Внуково» в Москве.