эксперты Лариса Князева руководитель направления компании «Торговый дизайн» Олег Наугольных директор компании «Торговое оборудование» Татьяна Ракова соучредитель ООО «Ната» (бар «НКВД») Конст
эксперты
Лариса Князева
руководитель направления компании «Торговый дизайн»
Олег Наугольных
директор компании «Торговое оборудование»
Татьяна Ракова
соучредитель ООО «Ната» (бар «НКВД»)
Константин Рябков
коммерческий директор Сибирского завода торгового оборудования («СЗТО»)
Андрей Смекалов
директор компании «Ремикс-МС»
Владислав Шушеначев
директор представительства по оборудованию предприятий торговли компании «Русский проект»
На российском рынке торгового оборудования работает около 700 крупных компаний. Больше половины из них сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. В Красноярске же рынок ТО «держат» около десяти фирм. По оценке Олега Наугольных, директора компании «Торговое оборудование», на долю лидеров приходится не менее 70% красноярского рынка поставок ТО. Оставшиеся 30% делят около 20-25 небольших компаний.
Сегодня, по словам Андрея Смекалова, директора компании «Ремикс-МС», своего клиента на рынке находят и большие поставщики и маленькие фирмы: «Конкуренция за крупного клиента идет внутри десятки лидеров. Небольшим компаниям достается заказчик помельче. Им не под силу оснастить, скажем, «АЛПИ» или «Хамелеон», но они поставляют оборудование для павильонов, ларьков и т. д.».
Среди крупных компаний участники рынка выделяют пятерку лидеров по объему заказов. В нее входят две федеральные — «ЗТО» (Новосибирск), «Торговый дизайн» (Москва) — и три красноярские компании — «МТО», «СЗТО» и «Торговое оборудование». Олег Наугольных: «Лидеры сформировались пять лет назад. У всех большой опыт работы, в большинстве случаев -свое производство. А сегодня, чтобы зайти на рынок и заявить о себе, надо минимум 3-4 миллиона рублей на закупку оборудования и создание небольшого выставочного зала. В эту сумму не входит продвижение фирмы и рекламная кампания».
Эксперты делят местные компании на две большие группы. Первая — это фирмы, специализирующиеся на одном виде оснащения (например, холодильное или стеллажное оборудование). Вторая — универсальные компании, готовые сдавать объекты «под ключ». По оценке г-на Смекалова, еще пять лет назад в Красноярске универсальные предприятия можно было пересчитать по пальцам. Сегодня уже около 10% фирм-поставщиков оказывают полный комплекс услуг.
Константин Рябков, коммерческий директор «СЗТО»: «Раньше почти все фирмы на чем-то специализировались. «Холод» заказчик брал у одного поставщика, торгово-выставочное оборудование — у другого. Все это привозилось со склада и устанавливалось. Теперь же клиенты требуют универсальности. Им уже нужен комплексный подход (от концепции заведения до постгарантийного обслуживания), магазины «под ключ», чтобы все можно было приобрести в одном месте».
Андрей Смекалов рассказал, что сначала его фирма («Ремикс-МС») производила и поставляла стандартные стеклянные витрины, а потом освоила мебельное производство, расширила строительный и конструкторский цеха: «И все же я не считаю, что мы оказываем комплекс услуг. Компания не занимается «холодом». Поэтому оснастить полностью продовольственный супермаркет мы не можем. Но магазины формата nonfood нам вполне под силу».
Федералы обрушили рентабельность
Игроки отмечают, что за последние два-три года доходность поставок ТО в Красноярске снизилась как минимум в три раза. А по сравнению с показателями семилетней давности, рентабельность просто рухнула. Старожил рынка Олег Наугольных вспоминает, что в 1998-2000 гг., оснастив один-два магазина, можно было запросто купить новую машину. Рентабельность бизнеса доходила до 100-150%. «Сегодня, если доходность от поставки оборудования достигает 5-10%, — уже хорошо», — резюмирует г-н Наугольных.
Основная причина — усилившаяся конкуренция со стороны федеральных компаний. Только за последние три года в город зашли «Русский проект» (Москва), «Лэнд» (Санкт-Петербург), открыл свое представительство завод холодильного оборудования Kifato (Московская обл., Клин). Константин Рябков: «Если к нам придут «Седьмой континент» или IKEA, под таких крупных клиентов обязательно зайдут и свои поставщики. Думаю, тенденция падения доходности только усилится».
В свою очередь, федеральные компании отмечают, что они могут дать клиентам то, что не по силам местным игрокам, — уникальное оборудование под конкретного заказчика. Владислав Шушеначев, директор представительства по оборудованию предприятий торговли компании «Русский проект»: «Мы не конкуренты большинству местных компаний. «Русский проект» не занимается поставкой оборудования со склада. У нас нет выставочного зала. Но если необходимо какое-то современное, уникальное оборудование, тут нам нет равных. Найдем, привезем, установим».
По мнению участников рынка, выжить в таких условиях можно за счет создания собственного производства. Почти все крупные красноярские поставщики имеют свои производственные линии. В прошлом году освоить новый сегмент решила старейшая местная компания «Торговое оборудование». Олег Наугольных: «Если ты не только поставляешь, но и производишь оборудование, то доходность может вырасти как минимум в два раза. Сегодня, я думаю, рентабельность у производителей достигает 25-40%». Андрей Смекалов добавляет, что собственные линии и цеха дают высокую оборачиваемость средств: «В среднем при поставке оборудования деньги возвращаются через 2-2,5 месяца. А если оно производится на месте, срок сокращается до двух недель».
Развитие рынка подстегивает общепит
По словам Владислава Шушеначева, основным заказчиком поставщиков торгового оборудования долгое время был продовольственный ритейл: «Рынок сильно всколыхнул приход в регион «Рамстора». За ним подтянулись местные операторы, которые стали создавать свои проекты. Я думаю, что сейчас нечто подобное должно произойти с рынком общественного питания». Поставщики торгоборудования единодушно отмечают, что сегодня эстафетную палочку у продритейла перехватил общепит. Лариса Князева, руководитель направления компании «Торговый дизайн»: «Рынок насытился продовольственными магазинами. В то же время сфера общественного питания до недавнего времени была вообще не освоена. Рестораторы почувствовали, что в городе еще много свободных ниш».
По данным управления продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации Красноярска, в последние пять лет сфера общественного питания ежегодно прирастала на 15-20% (см. «ДК» №8 (33) от 8 мая 2006 г.). Рост рынка общепита дал толчок развитию рынка торгоборудования. Олег Наугольных: «Раньше заказы от кафе, баров и ресторанов были единичны. Десять лет назад мы сделали дорогой ресторан «Афродита», потом был спад, и в этом году начался заметный подъем. У нас только за полгода объем заказов от предприятий общепита увеличился на 40-50%».
По словам Ларисы Князевой, в ее компании за полгода заказы от рестораторов выросли более чем на 20%. «Взрыв произошел совсем недавно. В конце 2005 г. рестораны открывались еженедельно. Только в декабре мы оснастили пять-шесть ресторанов», — рассказывает г-жа Князева.
Сегодня поставщики пробуют делать рестораны «под ключ». Нередко они замыкают на себе все процессы: от разработки концепции, анализа рынка до поиска помещения. Лариса Князева: «Бывает даже так, что приходится разрабатывать одну актуальную тему для нескольких заведений. Так произошло с темой Советского Союза. Мы работали над двумя схожими проектами — «Калинка-Малинка» и бар «НКВД». Но в результате получились два абсолютно разных заведения, с непохожей атмосферой».
Конкуренция заставляет поставщиков строить дилерские сети
Несмотря на бурный рост рынка общественного питания, по мнению экспертов, он еще далек от насыщения. А следовательно, в ближайшие 2 года сфера интересов поставщиков ТО принципиально не изменится. Олег Наугольных: «Кафе и рестораны будут еще открываться. Рестораторы освоят новые форматы, зайдут федеральные операторы. И здесь — широкое поле деятельности для поставщиков». Лариса Князева: «В Красноярске есть рестораны, которые в своем развитии задержались лет на 15. Они будут полностью меняться. Вслед за сменой концепции и тематики заведений будет обновляться и оборудование. Техника, которой пользуются повара в таких ресторанах, уже давно устарела».
Эксперты отмечают хорошие перспективы сегмента «закрытого» общественного питания. По словам г-жи Князевой, он еще не освоен поставщиками: «Закрытые столовые появились только в этом году. Когда-то своя кухня была на каждом заводе, работали школьные комбинаты. В середине 90-х эти предприятия стали сворачивать свою деятельность. Руководство либо вообще отказывалось от непрофильных активов, либо отдавало питание на аутсорсинг. Сейчас все осознали, что эту систему надо возвращать». Игроки уверены: уже через год их услуги будут востребованы подобными предприятиями.
Кроме того, интерес у поставщиков ТО вызывают закрытые столовые при бизнес-центрах. Лариса Князева рассказала, что «Торговый дизайн» уже готовит проект для одного из офисных зданий: «В городе много строящихся бизнес-центров. Во многих из них предусмотрена специальная зона для общественного питания, которая требует полного оснащения торговым оборудованием».
Игроки сошлись во мнении, что в ближайшие 5 лет произойдет структурное изменение рынка. Олег Наугольных отметил, что к этому времени на рынке останется не больше 5-10 компаний: «Я думаю, что будут работать универсальные фирмы, готовые полностью оснастить ресторан или магазин. Это будет во многом спровоцировано приходом в Красноярск столичных и иногородних поставщиков. Если же федералы постараются, останутся всего 3-5 компаний, которые поделят местный рынок».
Красноярские компании уже готовятся к московской экспансии. И в качестве превентивной меры стали развивать свои дилерские сети по России. Клиенты на Дальнем Востоке есть сейчас у «МТО», «Торгового оборудования», «Пионера». Дилерскую сеть строит «Ремикс-МС». Андрей Смекалов: «У нас уже есть дилеры в Улан-Удэ и Иркутске. В этом году мы начали переговоры с Москвой. Думаю, в ближайшее время представители «Ремикса-МС» будут и там». Г-н Смекалов пояснил, что своя дилерская сеть — это конкурентное преимущество. Она дает гарантию того, что продукция будет реализована, а производственные мощности — загружены.