Меню

Антикейс: почему в Красноярске рухнула «Крепость»

Эксперты говорят, что «Крепость» вряд ли сможет вернуть прежние позиции на рынке. В полной мере последствия сложившейся ситуации сам рынок ощутит через полгода-год.

О прекращении действий дилерских договоров с «Тойота Центр Красноярск», «Тойота Центр Красноярск-Запад», «Лексус Центр Красноярск» и «Тойота Центр Абакан» (входят в ГК «Крепость») компания «Тойота Мотор» (импортер Toyota и Lexus на территории России и республики Беларусь) заявила в конце апреля. Причина — «ситуация, сложившаяся в ГК «Крепость». «В течение последних двух лет «Тойота Мотор» работала с дилерами Toyota и Lexus в Красноярске и Абакане по специальному плану развития дилерской сети, разработанному для дилеров с низкими показателями эффективности. К сожалению, специальный план не смог оказать положительное влияние на финансовое «здоровье» всей группы компаний «Крепость», — пояснили в пресс-офисе «Тойота Мотор».

В интервью ТАСС президент «Тойота Мотор» СЮДЗИ СУГА назвал и другие причины:

Это грубое многократное нарушение группой компаний дилерского соглашения в части выполнения обязательств перед «Тойота Мотор» и клиентами. С января 2018 года «Тойота Мотор» получила несколько десятков жалоб со стороны клиентов на задержки выдачи автомобилей и ПТС дилерами из группы «Крепость». С октября 2017 года известны случаи, когда дилер не выдавал автомобили при наличии 100% предоплаты со стороны клиентов».

Г-н Суга также добавил, что дилер в два раза превысил принятый в «Тойота Мотор» показатель кредитной нагрузки. Так, по данным «Тойота Банка», на 14 мая 2018 года непогашенная задолженность ГК «Крепость» перед банком составляла более 100 млн рублей.

В ГК «Крепость» решение «Тойота Мотор» назвали «полной неожиданностью».

Акцентируем внимание на том факте, что у наших компаний на дату принятия такого решения «Тойота Мотор» не было ни задолженности по заработной плате, ни задолженности по налоговым платежам, ни просрочек по обязательствам перед банками-кредиторами. Более того, компания получила реструктуризацию от всех кредиторов, несмотря на то, что на это ушло два тяжелых года. Причиной такой реструктуризации послужил длительный спад на автомобильном рынке», — рассказал генеральный директор «УК Крепость» АЛЕКСАНДР КАНГУН.

Группа компаний представляет марки Toyota и Lexus в Красноярском крае и республике Хакасия c 1995 года. За это время, по данным г-на Кангуна, инвестиции ГК в развитие этих брендов на территории регионов составили более 2 млрд рублей.

Полагаем, что иностранный менеджмент «Тойота Мотор» не обладает достаточными знаниями о российской действительности и законодательстве, а российский менеджмент не осознает ответственность за принятие решений, которые влекут негативные последствия для компании и ее сотрудников, а самое важное — для клиентов дилерских центров», — сказал г-н Кангун.

В ГК «Крепость» отметили, что в решении «Тойота Мотор» разорвать дилерские отношения с группой компаний может быть коррупционная составляющая: «В ходе переговоров с банками-кредиторами не раз сказано о наличии иных заинтересованных лиц в заключении дилерского контракта с «Тойота Мотор» на территории Красноярского края». Письмо с детальным описанием ситуации от имени ГК «Крепость» было направлено главе корпорации «Тойота Мотор Корпорэйшн» АКИО ТОЙОДА.

Как рассказали в ГК «Крепость», решение «Тойота Мотор» никак не повлияло на деятельность других автопроизводителей, сотрудничающих с группой компаний (ГК также является дилером марок Bentley, Jaguar, Land Rover, Porsche. Прим. ред.). «Все остальные дилерские центры продолжат свою работу в прежнем режиме. Понимание достигнуто со всеми партнерами», — сказали в группе компаний. В поддержку ГК «Крепость» выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

В конце мая — начале июня находившееся в залоге у банков имущество ГК «Крепость» было продано с аукциона. Бизнес-центр «Сириус» ушел с молотка за 425 млн рублей, площадка, на которой планировалось построить отель Marriott, — за 145 млн рублей. На часть имущества ГК — 38 транспортных средств — наложен арест. Главное следственное управление ГУ МВД России по краю возбудило уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями в отношении руководителя ПКФ «Крепость».

В ходе доследственной проверки установлено, что в период времени руководителем группы компаний «Крепость» не исполнены обязательства в отношении граждан и не поставлены автомобили, несмотря на полную или частичную оплату их стоимости. Сотрудниками полиции в общей сложности принято и зарегистрировано 65 заявлений граждан и юридических лиц о причинении ущерба в результате отсутствия поставок автомобилей», — рассказала руководитель ГСУ ГУ МВД России по краю генерал-майор юстиции ТАМАРА БЕЛКИНА.

На момент отправки материала в печать в картотеке Арбитражного суда Красноярского края насчитывалось 13 дел, ответчиками по которым выступают входящие в ГК «Крепость» компании («Крепость-Сириус», «Крепость АТ», «Крепость-Аэропорт» и проч.). Истцами по этим делам значатся как юридические, так и частные лица. Большая часть исков содержит требования о взыскании с ответчиков финансовой задолженности: общая сумма — более 10 млн руб., и аресте принадлежащего ответчику имущества. Один из исков, поданных к ПКФ «Крепость», заявитель — зарегистрированный в Москве Руслан Тычинский — содержит требование признать компанию банкротом. Г-н Тычинский погасил долг ПКФ «Крепость» перед ИП Соколовым на сумму 356 125 руб. (иск ИП Соколова к ПКФ «Крепость» на указанную сумму был удовлетворен Арбитражным судом края): заявитель считает, что у ПКФ «Крепость» имеются все признаки банкротства, в связи с чем он и обратился в суд. Сославшись на отсутствие полного пакета документов, суд оставил иск г-н Тычинского без движения, предложив ему в срок до 6 июля 2018 года представить в суд необходимые бумаги.

В разговоре с «ДК» Александр Кангун сказал, что не комментирует текущее положение дел в группе компаний. Развернутые комментарии будут предоставлены позже на намеченной на конец июня пресс-конференции.

Игроки красноярского автобизнеса говорят, что в сложившейся вокруг группы компаний ситуации «Крепость» вряд ли сможет вернуть прежние позиции на рынке. Для самого рынка уход одного из крупнейших игроков будет иметь серьезные последствия.

«С автохолдингом «Крепость», как и с другими участниками рынка, ГК «Медведь Холдинг» всегда конкурировала в честной борьбе — сожалеем о том, что произошло с компанией. По нашим оценкам, ситуация вокруг «Крепости» сказалась на настроении покупателей — они стали более щепетильными. Не скрываем, что нацелены на дальнейшее развитие бизнеса и подали заявку на право стать дилерами Toyota и Lexus в Красноярске. Как показывает практика, автобизнес не терпит конвейерного подхода и требует глубокого понимания региональной специфики. Если дилерство получит сильный местный игрок — это лучший для рынка, объемов продаж и клиентов исход, нежели ситуация, в которой дилерство будет передано не красноярской компании», — считает управляющий директор ГК «Медведь Холдинг» ЕВГЕНИЙ МЕРКУШЕВ.

Генеральный директор ГК «СИАЛ АВТО» СЕРГЕЙ НОЩИК уверен, что в полной мере рынок ощутит последствия в ближайшие полгода-год.

«Уход одной из лучших не только в Красноярске, но и в России дилерских компаний не может пройти бесследно. Прошло не так много времени, чтобы и клиенты, и участники рынка осознали, что же действительно случилось. В целом для рынка это крайне негативный момент: основную порцию негатива получим в ближайшие полгода-год. Структура рынка изменится: главный вопрос — кто будет представлять бренды Toyota и Lexus в регионе. Не факт, что это будет компания с более качественными бизнес-процессами и клиентским сервисом, чем у той компании, которая с рынка уходит», — говорит г-н Нощик.

По информации «ДК», компания «Тойота Мотор» завершила прием заявок на дилерство брендов Toyota и Lexus в Красноярске. Заявки были получены от восьми компаний, в том числе дилеров из Москвы. По оценкам г-на Суга, на определение нового дилера может уйти до шести месяцев.

Наталья Повольнова

 

ГК «Крепость» в цифрах:

С 1995 года ГК «Крепость» представляла бренды Toyota и Lexus в КК

Более 2 млрд руб. — инвестиции в развитие брендов на территории КК и Хакасии

420 человек — численность сотрудников подразделений Toyota и Lexus

Более 100 млн руб. — непогашенная задолженность ГК «Крепость» перед «Тойота Банком» (на 14 мая 2018 года)

Источник: ГК «Крепость», «Тойота Банк».