Меню

Туристические агентства и операторы

эксперты Вячеслав Андриенко заместитель начальника управления внешних связей Совета администрации Красноярского края Дмитрий Бибиков исполнительный директор компании «Дюла-тур» Константин Гонча

эксперты
Вячеслав Андриенко
заместитель начальника управления внешних связей Совета администрации Красноярского края
Дмитрий Бибиков
исполнительный директор компании «Дюла-тур»
Константин Гончаров
генеральный директор бюро путешествий «Алеф»
Галина Дудина
директор туристической компании «Самей»
Людмила Захарченко
заместитель директора «Центра туризма и обучения «Спутник»
Татьяна Кирьянова
директор «Центра туризма и обучения «Спутник»
Ирина Смолина
исполнительный директор красноярского филиала компании «Куда.ru»

По словам генерального директора бюро путешествий «Алеф» Константина Гончарова, средний показатель охвата населения России туристической индустрией равен 3%. «В Красноярске эту цифру можно смело поделить на два. У нас не более 1,5% жителей относятся к категории регулярно организованно путешествующих», — убежден г-н Гончаров. Географическая удаленность региона и высокий уровень цен на авиабилеты не позволяют красноярской туриндустрии похвастаться высокими показателями.

Красноярские турфирмы работают «на выезд»
По данным мониторинга управления внешних связей Совета администрации края, в регионе имеют лицензии на турагентскую и туроператорскую деятельность около 130 компаний. Из них, по оценкам ведущих игроков, постоянно на рынке представлены не более 50-80. Остальные работают только в «пиковый» летний сезон или уже прекратили свое существование. Для сравнения, в Екатеринбурге туристические услуги оказывают более 300 компаний.
Несмотря на низкий порог вхождения в бизнес (около 40 тыс. руб.), число игроков в 2005 году выросло лишь на 5%. По мнению заместителя начальника управления внешних связей Совета администрации края Вячеслава Андриенко, пока рано делать однозначный вывод о сформированности рынка в целом, исходя из этой динамики. «Следует разграничить рынок выездного и въездного туризма. В сегменте выездного туризма формирование практически завершено. Конкуренция в этом направлении достаточно высокая, потому что большинство красноярских компаний работают «на выезд». На рынке же въездного туризма спрос превышает предложения. Можно сказать, что серьезной конкуренции в этой нише нет», — считает г-н Андриенко.
Большинство компаний работают на рынке как агенты, то есть занимаются продажей готовых путевок. Лидирующая группа, состоящая из 8-10 игроков, вышла на формирование собственного туристического продукта. По словам директора компании «Самей» Галины Дудиной, «Дюла-тур», «Самей», «СВ», «Магеллан», «Красинтур», «Енисейтур», «Простор», «Спутник» выступают как агенты и операторы, готовя свои чартерные программы из Красноярска. Причем «Дюла-тур», по словам исполнительного директора этой компании Дмитрия Бибикова, продает свой продукт уже не только частным потребителям, но и туристическим агентствам.
По разным оценкам экспертов, услугами красноярских туркомпаний в 2005 году воспользовались от 10 тыс. до 20 тыс. клиентов. Точному учету поддаются лишь те, кто летал по прямым чартерным турам из Красноярска — около 8 тыс. чел. Остальные выезжали на отдых через Иркутск, Новосибирск или Москву — сводный учет этих туристов не проводился. По мнению директора «Центра туризма и обучения «Спутник» Татьяны Кирьяновой, их доля составляет примерно 30% от общего числа отдохнувших. Галина Дудина уверена, что таких туристов намного больше. Константин Гончаров уточняет, что в это число не входят те, кто путешествуют по России или пользуются услугами российских санаториев-пансионатов, минуя туристические компании. Таких, по его оценке, еще около 50%.
Исходя из средней стоимости путевки в $1000, емкость местного туристического рынка в 2005 году составила $10-20 млн. Кстати, объем российского туристического рынка — более $7 млрд.
Сибиряки предпочитают проверенные маршруты
По словам руководителей местных турфирм, средний рост числа клиентов в 2005 году составил 10-15%. Туристы-новички, как правило, стремятся за рубеж. «Красноярцы начинают считать свои деньги. За одну и ту же сумму можно отдохнуть, например, на российском черноморском побережье и на Средиземноморье. Качество же предоставляемых услуг не идет в сравнение», — говорит исполнительный директор красноярского представительства компании «Куда.ru» Ирина Смолина.
Сибиряки, страдающие от нехватки солнца и тепла, начинают осваивать заграницу с массовых чартерных туров к морским побережьям. «Наряду с прямыми перелетами из Красноярска достаточно востребованы вылеты из Москвы, они привлекают прежде всего более конкурентоспособной ценой. Чартеры из Красноярска по некоторым направлениям на 15-20% дороже московских», — уточняет г-жа Смолина.
Лидер пляжного отдыха у красноярцев в летнее время — Турция. «По соотношению цена-качество, на мой взгляд, это самое удачное предложение на рынке», — считает Татьяна Кирьянова. По данным компании «Дюла-тур», в 2005 году в Турцию из Красноярска выполнено рекордное для региона количество рейсов — 27 (рост, по отношению к 2004 году, составил около 35%). За лето там побывало более 4,5 тыс. человек.
Зимой красноярцы предпочитают ездить в Юго-Восточную Азию. Количество отдыхающих там в сезон 2005-2006 гг. приближается к турецким показателям прошлого лета. «Такой отдых привлекает своей универсальностью: здесь и теплое море с пляжем, и экскурсионная составляющая, и экзотика», — считает заместитель директора «Центра туризма и обучения «Спутник» Людмила Захарченко.
Как рассказала Ирина Смолина, возрастает интерес к юго-западной Европе, в частности к Италии, Франции,Испании. Между тем, эксперты отмечают спад популярности курортов Восточной Европы: Болгарии, Словении, Венгрии, Румынии. «Там та же проблема, что и на российских курортах, — старая отельная база, невысокий сервис при высокой цене», — объясняет снизившийся интерес в своей компании к этим направлениям г-жа Смолина.
В целом же предпочтения сибиряков, как отмечают эксперты, меняются редко. Красноярцы как 10 лет назад ездили лечиться в Чехию, так и продолжают ездить туда. Люди предпочитают проверенные маршруты с гарантированно высоким сервисом и низкими рисками. В Африку или Юго-Восточную Америку, которые сейчас популярны в Москве, у нас почти никто не рвется. По оценкам участников рынка, экотуристы среди сибиряков встречаются редко. Хотя, как рассказала Людмила Захарченко, бывают исключения: «У нас есть одна любознательная туристка, которая объехала весь мир. Приходит недавно, спрашивает, куда на этот раз поедем. Отвечаю: извините, второго глобуса у нас нет».
Доходность массовых направлений падает
Как отмечает Галина Дудина, выбор клиента во многом определяет цена путевки. Для привлечения новых покупателей компании, работающие в высококонкурентных нишах, например, на местных чартерах, вынуждены применять системы скидок. В результате доходность туристического бизнеса, существующего за счет фиксированной агентской комиссии в 5-16%, падает. На массовых направлениях (Турция, Таиланд, Египет) комиссия уже опустилась до нижней границы — 5–8%. Людмила Захарченко: «Туризм никогда не был сверхприбыльным бизнесом, а в регионах особенно. Именно поэтому в нем работают в основном женщины. Мужчины и молодежь, желающие зарабатывать сразу и много, здесь задерживаются редко».
Чтобы удержаться на рынке, компании осваивают менее конкурентные ниши. Например, детский туризм — в этом сегменте работает компания «Зарница». Или образовательные туры, программы обмена школьников и студентов — такую услугу продвигает «Спутник», ставший теперь центром туризма и обучения. О намерении позиционировать свою компанию как занимающуюся индивидуальным туризмом рассказала «ДК» директор «Куда.ru» Ирина Смолина. «У часто путешествующих туристов индивидуальные туры входят в моду — клиенты путешествуют семьями или небольшими компаниями. Кроме того, туристам предоставляется возможность самостоятельно сформировать маршрут путешествия, экскурсионную программу», — говорит г-жа Смолина. Наиболее популярны у красноярских индивидуалов туры, охватывающие несколько государств Европы, путешествия по Китаю и Карибскому бассейну. Стоимость таких поездок может составлять десятки тысяч долларов.
В узких нишах доходность выше, чем в массовом отдыхе, например, в индивидуальных турах она достигает 20-25%. Проблема в том, что высокобюджетных индивидуальных или других нишевых клиентов на рынке пока мало, поэтому компании лишь заявляют о тяготении к специализации, оставляя в своем арсенале все остальные направления. Татьяна Кирьянова: «Специализироваться в турагентской деятельности очень рискованно. Пока себе это позволяют лишь крупные московские туроператоры. Агентства должны предлагать широкий перечень услуг». Константин Гончаров: «Специализацией я это назову тогда, когда на дверях компании увижу табличку «Туры в Турцию не продаем», или наоборот, «Продаем только туры в Турцию». Пока же ни у одной из местных турфирм такого нет, каждая возьмется за любую работу».
Требуется региональная идея
Одним из перспективных направлений деятельности большая часть игроков назвала въездной туризм. На данный момент местное предложение востребовано лишь в летний период, и в основном, жителями края. Главные их аргументы в пользу такого отдыха — близость к дому и отсутствие серьезных транспортных расходов. Как отмечают эксперты, доля въезжающих на территорию региона туристов в общем потоке отдыхающих составляет не более 10%.
Сложность ситуации, по мнению г-жи Дудиной, в том, что в регионе отсутствует качественное туристическое предложение. «В нашем распоряжении лишь советские базы с одним душем на этаже. Кроме того, в крае так и не появилась концепция развития въездного туризма», — объясняет Галина Дудина. Когда-то она была не нужна — Красноярск был закрыт для иностранцев. Потом туризм, менее доходный, чем ресурсные отрасли, оказался вне списка краевых приоритетов.
По словам Вячеслава Андриенко, Советом администрации сейчас разрабатывается закон «О туристской деятельности в Красноярском крае». Над созданием регионального туристического продукта ломают головы представители турфирм и администраций всех районов территории. «Только совместно мы сможем вывести въездное направление на качественно новый уровень», — считает г-н Андриенко. Как стало известно «ДК», в основу разрабатываемой концепции положен не бренд «Красноярский край», мало раскрученный за рубежом, а известный во всем мире символ — Сибирь. По всей видимости, акценты будут сделаны на экстремальный и этнический виды отдыха. К слову, единственный местный туристический продукт, который сейчас интересен иностранцам, — этнический тур «Саянское кольцо».
Особого мнения в отношении въездного туризма придерживается Константин Гончаров: «Можно издать закон о том, чтобы на Северном полюсе цвели ананасы, но они там не будут цвести никогда — ананасы там просто не растут. Я считаю, невозможно при общем низком туристическом уровне региона выстроить индустрию на одном-двух объектах». По мнению г-на Гончарова, край всегда был «всесоюзной кузницей», искусственно превращать его в «здравницу» нецелесообразно.
Конкуренция переместится в качественную плоскость
По прогнозам Галины Дудиной, рост рынка в ближайшие годы продолжится. «Даже люди с невысокими доходами стали приходить к нам. Пусть пока они не едут за границу, но уже покупают путевки на Байкал, в Белокуриху, на местные курорты. Нашими клиентами становятся те, кто раньше отдыхал «дикарями» или не ездил никуда вообще», — констатирует г-жа Дудина.
Серьезный рост рынка, по словам Ирины Смолиной, уже через 1-2 года обеспечит входящее в сферу туризма потребительское кредитование: «Клиенты привыкли приобретать путевки за наличный расчет, но скоро эта ситуация может измениться. Мы уже работаем в этом направлении с некоторыми крупными банками и наблюдаем хорошую динамику».
Эксперты уверены: в ближайшее время конкуренция переместится из ценовой плоскости в плоскость качества оказываемой услуги и самого туристического продукта. Прежде всего потому, что на массовых направлениях рентабельность бизнеса уже опустилась до минимума. Кроме того, по словам Людмилы Захарченко, сформировался круг клиентов, которые многократно бывали за границей и имеют представление о высоком качестве обслуживания — теперь при выборе агентства и тура они делают упор именно на качественную составляющую.
Руководители турфирм не исключают, что рынок может претерпеть изменения из-за прекращения монополии на красноярском авиарынке компании «КрасЭйр». На минувшей неделе о своем намерении войти на красноярский рынок объявила компания «Аэрофлот-Российские авиалинии». «В соседнем Новосибирске представлены 8 авиаперевозчиков, у нас — один. Ждем новых игроков, пусть даже с такими же тарифами, — будет конкуренция сервиса, а это уже шаг вперед», — считает Галина Дудина.
Ирина Смолина уверена, что скоро на красноярский туристический рынок начнут активно входить крупные федеральные компании. «Московские игроки расширяют свое влияние в регионах, эта тенденция движется с запада на восток. В 2005 году они активно вошли в Екатеринбург, скоро очередь дойдет и до Красноярска», — резюмировала г-жа Смолина.