Ко мне часто приходят потенциальные клиенты с вопросом: «Вы дураков учите?» Причем эти люди ранее язык уже изучали и по несколько лет — в школе, в институте или в школах иностранных языков. Они нау
Можно провести эксперимент — выйти на улицу, задавать прохожим вопрос Do you speak English? Думаете, у нас состоится диалог? В лучшем случае мы получим односложный ответ, а часть людей просто разбежится.
Я глубоко убежден в том, что школа, институт, а затем и традиционные школы иностранных языков систематически внушают людям, что изучение языка — это трудный и долгий процесс. Многих еще в детстве преподаватели убедили, что у них просто нет способностей к языку. В результате у населения уже давно сложился комплекс — боязнь общения на другом языке.
Старое содержание в новой упаковке
Халтурщиков в нашей сфере хоть отбавляй. Есть игроки, которые предлагают обучение за 750 руб. в месяц (8 занятий), одно занятие, соответственно, стоит чуть больше 90 рублей. Можно научиться говорить за такие деньги? В подобных школах (правильнее их назвать репетиторскими кабинетами) чаще всего одна комната, минимум мебели и оборудования. Директор одновременно и учитель, и администратор, и даже техничка.
Языковые школы в чистом виде держат цену в среднем по городу 3000 руб. месяц (8 занятий), соответственно, одно занятие — 375 руб. Но и они стараются демпинговать и не очень вкладываться в продукт: клиенты есть всегда, спрос на услугу растет год от года. Люди идут за знаниями и в репетиторские кабинеты, и в языковые школы. Вот только получают они зачастую услугу низкого качества.
Как правило, клиентам предлагают ту же традиционную методику, только в новой красивой упаковке — яркие красочные учебники со старым содержанием.
В рекламных объявлениях красноярских языковых школ часто встречается фраза: «Обучаем по современной коммуникативной методике». Иногда этот метод преподносится как некий особенный, новый, чуть ли не эксклюзивный способ изучения языка.
На самом же деле «коммуникатив» — это всего-навсего несколько усовершенствованная и красиво «упакованная» традиционная методика, по которой преподавали еще в советских школах. Ведь и там, и там обучение строится на одних и тех же принципах! Людям сначала дают «кубики»: лексику, языковые формы, грамматику. А потом пытаются научить их собирать из этих разрозненных «деталей» речь на иностранном языке.
Алгоритмы не срабатывают
Преподаватели, работавшие по коммуникативной методике, рассказали мне такие типичные истории: «Я выкладывалась на занятиях на все 100%, придумывала что-то новое, каждый урок — фейерверк. У всех студентов была ситуация успеха. Но я была в шоке, когда моя лучшая ученица не смогла свободно общаться с американцем, приехавшим в Красноярск. Она просто впала в ступор».
Другой пример: выпускник одной из местных языковых школ пошел в Лондоне покупать билет. Казалось бы, стандартная ситуация, эта тема обязательно входит в курс изучения. Но ему ответили «не по учебнику»: «Нет билетов на прямые рейсы». И он не смог приобрести билет с пересадкой, потому что «это мы не проходили». В жизни ведь мы по алгоритмам не говорим, не строим искусственные диалоги, наше общение нельзя запрограммировать.
Еще одна черта «традиционки» — страсть к максимализации объемов. Хорошим показателем считается знание хотя бы трех тысяч слов на иностранном языке. Исследования же показали, что для решения жизненных проблем человеку хватает всего полутора тысяч слов. Кроме того, школы иностранных языков заведомо создают ореол невозможности быстрого овладения языком. Это очень удобно — настраивать клиентов на изучение языка, допустим, за 3 года. А снять ответственность за качество можно, сославшись на пропуски занятий, невыполнение домашних заданий. За 3 года всякое может случиться.
Практически все школы в Красноярске работают по таким долгосрочным программам. Преподаватели говорят клиентам, что придется настроиться на трудный путь, на освоение нескольких уровней. А мы ведь в жизни не общаемся на уровнях. Думаю, многие коммуникативные языковые школы сознательно увеличивают период обучения.
Учить язык легко, быстро и с удовольствием
На мой взгляд, языковые школы должны нести ответственность за итог, работать по тем методикам, где можно измерить результат. Старая методика, конечно, удобна, не надо ни напрягаться, ни вкладываться во что-то новое. Далеко не все школы осознают, что технологии пора менять. И в выигрыше будут те, кто уже сейчас рискует, вводит новые интенсивные методики, вкладывает деньги в качественный продукт, в обучение сотрудников, в рекламные кампании. Ведь на самом деле учить язык легко, быстро и приятно.
директор юридической компании «Эксперт»
— О плюсах и минусах методик обучения иностранным языкам я могу рассуждать только как потребитель. На собственном опыте убедилась, что занятия по традиционной коммуникативной методике, с которой я знакома по школе, институту, легкими не назовешь. Учиться сложно, долго, и как результат возникает скованность в общении. Гораздо эффективнее для меня оказался интенсивный курс изучения иностранного языка. Каждые полгода я выезжаю за границу, и мне, безусловно, приходится общаться на языке той страны, в которую я попадаю. По большому счету, именно интенсивный курс помог преодолеть страх, языковой барьер. Я заметила, что в нужный момент вспоминаются все языковые навыки, даже если после обучения прошло уже какое-то время. Думаю, что краткосрочные интенсивные курсы особенно помогут новичкам. Ученики начинают говорить уже на первых занятиях, снимается языковой барьер, формируются разные языковые навыки. Кроме того, эта методика не предполагает заучивание большого количества правил и слов. Единственное, что хотелось бы отметить: для более глубокого изучения языка краткосрочного курса недостаточно. В языке необходимо практиковаться постоянно, поддерживать и совершенствовать навыки. Поэтому для «сохранения» формы занятия надо продолжать, выбрав удобную методику.
Татьяна Москаленко
генеральный директор школы иностранных языков Okey
— Коммуникативная методика существует не один десяток лет. В Европе есть несколько аккредитованных центров, где обучают ее практическому применению с учетом современных тенденций в языке. И учебники в связи с этим практически каждые два-три года обновляются. К слову, большинство языковых школ и центров в Англии и вообще в мире используют именно эту методику как стандарт качества обучения. И уровни владения языком были тоже разработаны для понимания, насколько хорошо и грамотно человек говорит на иностранном языке.
Конечно же, существуют и другие методики. Как правило, они тоже были разработаны не вчера, а лет 25-30 тому назад, но лишь недавно появились в нашем городе. Это известные интенсив-курсы по методу Шехтера и Китайгородской. Да, действительно, интенсив хорош для начинающих как мощный старт. Он помогает преодолевать страх и языковой барьер и хорошо мотивирует. Но что потом?
Вообще, процесс изучения языка можно сравнить с занятиями спортом. Хотите быть в отличной форме и тонусе — посещайте спортзал 3 раза в неделю, как стиль жизни, постоянно. Можете даже начать заниматься еще интенсивнее — практически каждый день по несколько часов. Через месяц-два, несомненно, результат порадует вас. Только вот далеко не все могут выдержать подобный темп. И поэтому не каждому интенсив подходит. Если вы прекратите тренировки, то сами заметите, как ваши мышцы и язык через некоторое время вернутся в исходное положение. Так что после интенсива самое время систематизировать и закрепить знания и двигаться дальше. Да, интенсив хорош, но он вовсе не панацея. Подобным образом нам представлялись уже и метод Илоны Давыдовой, и эффект 25 кадра. Но почему же клиенты, испробовавшие эти методики, вновь возвращаются к нам, в языковую школу?