Меню

Uпаковать Универсиаду

О том, как создавался бренд-бук Универсиады и «рождалась» U-Лайка, рассказывает генеральный директор дизайн-группы «АртСтиль» Игорь Башкатов.

Конкурс на символику и талисман Универсиады был объявлен в 2013 году, на этапе заявочной кампании на проведение Зимней универсиады-2019 в Красноярске, когда еще не было полной уверенности, что Красноярск станет столицей зимних игр.

 

О том, как создавался бренд-бук Универсиады и «рождалась» U-Лайка, рассказывает генеральный директор дизайн-группы «АртСтиль» Игорь Башкатов.

— Принять участие в конкурсе на создание талисмана и символики Универсиады нас побудили важность и масштаб проекта, профессиональный интерес, — признается Игорь Башкатов.

Ни о какой выгоде речи не шло: конкурс был бесплатным. Победитель получал только победу.

Реальная зима

— Конкурс проходил на стадии заявочной кампании, мы даже мало задумывались о том, победит Красноярск или нет. В первую очередь нас увлек сам процесс, — вспоминает Игорь Башкатов.

— Участников заявилось немного. Три или четыре участника на позицию «талисман Универсиады», и только две команды, включая нас, решились разрабатывать бренд. У нас не было сомнений, что проект будет интересным — соревнования международного масштаба, зрелищные, событийные, молодежные. Внутри компании было создано несколько рабочих групп. Каждая проводила свой собственный мозговой штурм, обсуждала, искала и находила индивидуальные решения. Таким образом, получилось несколько совершенно разных концептов символики и три варианта талисмана, — говорит Игорь Башкатов.

Задача не ограничивалась разработкой визуальной айдентики. Была разработана платформа бренда.

— Важно было определить, чем же будет отличаться именно наша, красноярская Универсиада, понять характер и ценности события, найти уникальные отличительные черты, — продолжает руководитель компании.

Отправной точкой стала разработки концепции REAL WINTER. Создатели бренда решили пригласить спортсменов, гостей на территорию «настоящей зимы», показывая, что именно здесь, в Красноярске, можно заниматься всеми видами зимнего спорта и прочувствовать ЗИМУ на все 100%!

У нас, на территории Енисейской Сибири, все по-настоящему — природа, люди, отношения. Живой, динамичный, открытый, настоящий во всем — таким мы увидели характер бренда Универсиады-2019.

Безусловно, были и определенные ограничения. Особенно по логотипу.

— В соответствии с Руководством Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ) логотип Зимней универсиады должен быть построен на основе латинской буквы «U» — заглавной буквы слова «Universiade» (Универсиада), включать указание города и года проведения Игр — Krasnoyarsk 2019, а также 5 звезд синего, желтого, черного, зеленого и красного цветов — элементов бренда (логотипа) ФИСУ. Как видите, это достаточно узкие рамки для главного символа мероприятия, но я думаю, что мы смогли найти решение и сделать логотип уникальным, — говорит г-н Башкатов.

Буква «U» в логотипе представлена в образе ледяной глыбы, ломаные грани которой символизируют собой суровость нашей природы. В качестве главной вербальной константы, раскрывающей суть идеи, используется слоган Real Winter, он несет две смысловые нагрузки — «Настоящая зима» и «Настоящая победа»/ Real Win. Ведь Универсиада — это настоящий праздник молодости и спорта, от которого выиграют все — жители Красноярска, город, гости, спортсмены.

От основного слогана было образовано два дополнительных — 100% Winter и Welcome to Winter.

Цветовое решение образа Игр построено на объединении двух цветовых групп — строгие «холодные» оттенки синего и яркий «горячий» пурпурный цвет. Белый цвет является очень важным в образе Универсиады и служит объединяющим для всех цветов.

Работа над созданием бренда Зимней универсиады-2019 в Красноярске началась в 2013 году. За это время в дизайне появились новые тренды и тенденции, однако визуальный «образ» Универсиады, созданный компанией, и сегодня выглядит весьма актуальным.

— Создавая бренд, мы понимали, что и в 2019 он должно быть актуальным. Надеемся, у нас получилось,— добавляет Игорь Башкатов.

Рождение U-Лайки

В «АртСтиле» было сделано три варианта талисмана — лось YOU’rOK, белый полярный мишка Ursik и лайка U-Лайка. Причем они все, по словам Игоря Башкатова, получились удачными.

В итоге на «звание» талисмана Универсиады перед экспертным советом претендовали лось, полярный медведь и лайка, созданные дизайн-группой «АртСтиль», а также снегирь от компании SmartHeart и осетренок, придуманный командой «Царь-рыба». В тройку финалистов, которые должны были участвовать в народном голосовании, вошли медведь, лайка и снегирь. Однако в последний момент SmartHeart сняли своего «участника» с соревнований в пользу лайки. За лайку же было отдано подавляющее большинство голосов экспертного совета — 17 из 21.

— Для нас это был неожиданный выбор. Внутри дизайн-группы фаворитом был лось YoU’rOK. Но сначала эксперты совета поддержали лайку, а потом и в народном голосовании она обошла других. Образ лайки сильно укрепился, когда сняли видеоролики Универсиады — помните, где собачья упряжка, бегут лайки, искрится снег, — рассказывает Игорь Башкатов.

Графический образ талисмана U-Лайки отрисовали в 11 различных видах спорта и адаптировали для различных воплощений — мягкой игрушки, сувениров, ростовой U-лайки и U-лайколета для авиакомпании NordStar.

Особенно кропотливая и непростая работа была проделана с образом U-Лайки для мягкой игрушки. С момента возникновения эскиза до конечной игрушки прошло три года.

— Когда официально выбрали лицензиатов, мы еще целый год были в диалоге и консультациях с компанией «Алиса», официальным лицензиатом Всемирной зимней Универсиады, которая дорабатывала образ мягкой игрушки U-Лайка для массового производства.

Идея разработки дизайна оформления U-лайколета принадлежала генеральному партнеру Зимней универсиады — компании «Норильский никель».

— Работа заняла более месяца, на основе 3D-модели самолета BOEING 737-800 авиакомпании NordStar мы подгоняли символику Зимней универсиады-2019 и образ U-Лайки под формы и детали воздушного судна. Затем по эскизам и чертежам 3D-модели инженеры готовили специальные трафареты для нанесения на самолет с учетом внешней аварийно-спасательной маркировки. И уже после самолет окрашивали в ангаре — сложнейший поэтапный процесс. Помню, когда увидели готовый вариант, выдохнули: классно получилось! А вот ростовая модель U-лайки не менялась, она сразу получилась удачной. Мы ее только немного дорабатывали — чтобы лапы не пачкались, например, — вспоминает Игорь Башкатов.

Неосязаемая Универсиада

Красноярцы воспринимают приближающуюся Универсиаду по-разному. Есть те, кто ждет события с нетерпением, а немало и тех, кто воспринимают ее через неудобства, ремонт. Игорь Башкатов уверен: никто не останется равнодушным, когда все начнется.

— Сейчас в Красноярске некоторые смотрят на проект скептически. Но я по-другому отношусь к событию. Красноярцы видят ситуацию изнутри, мне же удалось посмотреть на нее со стороны — побывав на Зимней универсиаде-2017 в Алматы. Там, в Алматы, витал дух Универсиады: молодость, сила, стремление к объединению! Уверен, когда все начнется, красноярцы почувствуют то же самое!