Меню

Упрощение экономики России откинет нас в средние века

Вопрос кризиса в экономике России, сегодня он вновь на повестке дня, я бы рассматривал с двух сторон — в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Если говорить о том, что будет через год, Россия — это открытая экономика, поэтому то, что происходит в Европе, в США будет докатываться и до нас, так или иначе. Однако кризиса, подобно тому, что был в 2008 году, в России, на мой взгляд, не будет. Состояние экономики сегодня принципиально иное. За это время и власти, и Центробанк, и сами банки многому научились. 

Но если говорить об экономике России в перспективе 10-20 лет, то я лично смотрю на нее довольно пессимистично. Спросим себя, почему мы так легко «импортируем» кризисные явления с Запада? Ответ не только в том, что экономика России интегрирована в мировую. Другой важный аспект — наша экономика до безобразия упростилась относительно Советского Союза с точки зрения структуры отраслей. Сегодня она движется исключительно за счет потребления, которое обеспечивают две вещи — потребительские кредиты и высокий уровень занятости. Инвестиции у нас в основном идут в «нефтянку», в газ, сталь, то есть производства малых переделов, которые дают нам мало валового (прибавочного) продукта. А производства высших переделов, например, машиностроение, у нас в стране умирают.
Возьмем расхожее мнение: добыча полезных ископаемых — удел недоразвитых стран. Однако сухая статистика говорит как раз об обратном. Крупнейшие в мире продуценты минерального сырья на своей территории: США — на первом месте, на втором месте — Канада, на третьем — Австралия. Отнести эти страны к «недоразвитым», мягко выражаясь, сложно. Почему в таком случае в Америке высокие показатели ВВП, а у нас нет? Если интуитивно прикинуть, сколько добавочного продукта производится на $1 добытого сырья в США и у нас, то это будет $14 против $3. Это и есть упрощение экономики в России. 
В СССР внеэкономическая нагрузка — оборонно-промышленный комплекс составлял от половины до 70% ВВП. После распада Союза эта часть «схлопнулась», но стали и сейчас мы выплавляем примерно столько же. Зачем? Ведь мы не производим ни танков, ни самолетов, ни кораблей. Сталь не дает никакого прибавочного продукта, она идет в Китай. Мы плавим «чушку» и отправляем ее в Китай, где уже китайцы превращают ее в свое национальное благосостояние.
Упрощение экономики страны приводит к еще одной страшной вещи: скоро в России вовсе не останется тех, кто способен двигать производства высоких переделов. Почему у нас ракеты падают? Потому что технически сложная система, которая работает в них, запредельна для понимания нынешним населением страны. Молодежь уже давно не идет в ракетостроение, самые популярные факультеты сегодня экономический, юридический. Но это специальности, которые не производят никакого продукта, а значит, никак не двигают страну в мире. 
Те, кто занимается высокими переделами и наукой, открыто говорят, что в России им сегодня делать нечего, и уезжают за границу. Раньше студенты университетов уже со второго курса «торчали» в научных лабораториях, чтобы определиться, где их место в фундаментальной науке. Сейчас этой связки нет, потому что нет предприятий, которым были бы нужны такие кадры.  
Так кто же должен заниматься этим? Государство. Оно двигает фундаментальную науку и платит за нее во всем мире. Адронный коллайдер был построен на государственные деньги. Бизнесу не нужны суперчастицы до тех пор, пока они не будут приносить денег. 
На мой взгляд, заняться модернизацией экономики России еще не поздно. Смогли же мы возродить интеллектуальный потенциал страны, потерянный после революции. А если этого не сделать, Россию ждут не самые позитивные сценарии. Один из возможных — то, что происходит сейчас с Туркменией. Страна занимается лишь тем, что добывает газ. Много народу для этого, как известно, не надо, поэтому, чтобы местное население не хулиганило, там целенаправленно понизили уровень образования. Среднее образование сейчас — 6 классов. Словом, всех дружно отправили в средние века, и на это Туркмении понадобилось всего 20 лет. 
 
Колонка написана специально для "Делового квартала"