Меню

В интересах экологии

Иллюстрация: предоставлено компанией

Самое позитивное экособытие года. Так эксперты РБК охарактеризовали закрытие Никелевого завода в Норильске. В сентябре исполнится год с момента полной остановки производства. Подводим первые итоги.

Впрочем, эпитет «первые» не совсем точен. Уже в ноябре 2016 года общероссийская организация «Зеленый патруль» провела исследования и заявила о сокращении вредных веществ в воздухе Норильска на 30%.  В апреле, на экологической площадке КЭФа директор «Зеленого патруля» Роман Пукалов рассказал о новых замерах.

— В первой половине апреля 2017 года мы провели повторные отборы проб снега и атмосферного воздуха в Норильске, и можем судить о последних изменениях экологической ситуации. Данные химических анализов снега, копившего загрязнения всю зиму, показывают, что объем загрязнения в жилой зоне Норильска сократился с лета прошлого года не на 30%, а почти на 50%. По загрязненности никелем показатели на селитебных территориях Норильска достигли нормы. В целом после реализации первого этапа природоохранных мероприятий компанией «Норникель» в самом городе Норильске объем загрязнений снизился почти на 400 тыс. тонн», – поделился информацией Роман Пукалов.

По сути, впервые в истории страны основным мотивом закрытия предприятия стало экологическое самочувствие города. При этом объем производства «Норникель» планирует сохранить за счет модернизации и увеличения мощности на более современных активах. Каким образом, удалось реализовать беспрецедентный проект?

Уже история

27 июня 2016 года была сварена и вылита последняя плавка фанштейна в основном цехе Никелевого завода. Первый металл здесь получили в 1942 году. С тех пор предприятие физически и морально устарело — износ машин и оборудования превышал 65%. Но самое главное, НЗ стал одним из основных источников загрязнения атмосферы Норильска. В течение года производство выбрасывало в воздух около 400 тысяч тонн диоксида серы. На долю предприятия приходилось 25% вредных выбросов в городской черте — в среднем 75-80 дней в году.

Завод строился в то время, когда никто не слышал об экологии. Нужно было в скорейшие сроки организовать производство никеля для танков Т-34. Завод и норильчане внесли неоценимый вклад в общую победу, а затем производство являлось одним из крупнейших в стране. Но все имеет свой срок.

— За 70 с лишним лет производство безнадежно устарело, технологическое отставание жуткое, завод не подлежит модернизации, его закрытие – единственный разумный выход», – именно так охарактеризовал состояние завода президент компании «Норникель» Владимир Потанин.

В итоге закрытие НЗ стало частью новой стратегии развития компании, которая включает масштабную реконфигурацию металлургических мощностей «Норникеля» и целый комплекс экологических мероприятий. Уже сейчас очевидно, что комплексная модернизация компании —  беспрецедентный шаг в истории промышленного освоения Севера.

Этапы оздоровления

Крупнейшее предприятие Норильского промышленного района требовало поэтапной остановки. В 2014 году «Норильский Никель» подписал соглашение с федеральным правительством и правительством края о постепенном выводе мощностей устаревшего металлургического производства за пределы города и экологическом оздоровлении Норильска.

— В течение двух лет компания последовательно вела эту работу. Удалось избежать негативных последствий по налоговой отдаче, по количеству рабочих мест и по объему производимой продукции», – отмечает губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.

Процесс стартовал 1 февраля 2016 года. Именно тогда закрыли печи, конвертеры и агломерационные машины. В июне прекратил работу агломерационный, плавильный и обжиговый цеха. В сентябре остановили хлорно-кобальтовый и электролизное производства. Работы окончательно прекратились к началу октября. Деятельность Никелевого завода была полностью остановлена. В результате было ликвидировано около 600 источников загрязнения атмосферы, выпуски сточных вод, прекратилось образование около 1,5 млн тонн отходов.

— Я считаю, что решение в отношении завода было единственно правильным. С того времени, как мы закрыли завод, я думаю, все почувствовали, как уменьшилась загазованность воздуха, особенно осенью и зимой, когда ветер дует со стороны предприятия в направлении города, –подчеркивает вице-президент «Норникеля» Александр Рюмин.

Закрыть, чтобы вырасти

Норильчане испытывали смешанные чувства. С одной стороны, завод — это вредные выбросы, с другой — неотъемлемая часть города, его история. Многих тревожило, не отразится ли закрытие НЗ на состоянии Заполярного филиала, где, по сути, работает или как-то связан каждый третий житель города. 

Закрытие завода должно привести к росту эффективности производства никеля. Кроме экологического эффекта, ликвидация предприятия дала импульс для развитию других активов компании. К примеру, Надеждинского металлургического завода, где теперь перерабатывается все никельсодержащее сырье Заполярного филиала «Норникеля». Там построили новые производства по улавливанию сернистого газа, установки сушки руды и песчаника, участок сушки концентрата, модернизирована печь взвешенной плавки и сделано многое другое.

Все металлургическое производство Заполярного филиала теперь сосредоточено в двух центрах – на «Надежде» и Медном заводе, где будут идти плавка и электролиз. При этом Медному заводу также предстоит модернизация. Конвертирование и анодная плавка в перспективе будут перенесены с Медного на Надеждинский завод, где строится единая система утилизации диоксида серы. Вложения в «Серный проект» составят около $2 млрд. В итоге к 2023г. серные выбросы в атмосферу Норильска сократятся на 75%.

— Речь идет не о сокращении мощностей, а даже об их расширении. Если сегодня компания способна перерабатывать около 1,8 млн тонн концентрата, то после комплекса мероприятий, включающих модернизацию Талнахской обогатительной фабрики и увеличение ее мощности до 10,2 млн тонн руды, мы сможем выплавлять до 2,4 млн тонн концентрата. Иными словами, планируется рост почти на 30%, несмотря на закрытие Никелевого завода. Устаревшее производство не позволяло наращивать рудную базу, поскольку негде было заниматься переработкой. Поэтому и обогащение меняем, и металлургию делаем более современной, – подчеркивает Владимир Потанин.

Люди завода

Закрытие Никелевого завода стало не только важнейшим экологическим событием и стимулом для развития производства, но и примером бережного отношения к людям. Все сотрудники предприятия были трудоустроены либо получили компенсационные выплаты и гарантии «Норникеля». Большинство заводчан теперь работают на других переделах компании.

— Чтобы сохранить высокий потенциал наших работников, не растерять высококвалифицированный персонал, мы осознанно приняли решение увеличить штат на металлургических заводах, – рассказывает заместитель директора Заполярного филиала «Норникеля» по персоналу и социальной политике Андрей Гришин.

Почти 600 человек стали участниками целевой программы «Ветераны металлургического производства» и переехали в другие регионы. Продолжается переобучение всех желающих; кроме того, для бывшего персонала НЗ предусмотрены различные льготы и формы финансовой поддержки.

Общие затраты на социальные мероприятия составили 4 млрд рублей.

— Не только перераспределение производственных процессов, но и трудоустройство персонала было проведено на должном уровне. Компания выполнила все социальные гарантии. Программы по обучению работников разрабатывались заранее. Люди постепенно переходили на другие площадки компании, – отмечает депутат Законодательного собрания края Андрей Колесников*.

P. S. Акционеры «Норникеля» пока не решили, как распорядится освободившей площадкой норильского завода. В настоящее время, ведется работа по демонтажу оставшегося оборудования. На эту работу и на последующую консервацию территории, предположительно, потратят около 20 миллиардов рублей. Возможно завод будет полностью разобран с очисткой территории. Еще один вариант — разместить здесь производство, которое не будет негативно влиять на окружающую среду. Одно из предложений по дальнейшей судьбе площадки Никелевого завода — сделать индустриальный памятник.

— Не хочется, чтобы завод просто сровняли с землей. Я вижу его неким музеем под открытым небом, – говорит депутат Андрей Колесников*.

Как бы то ни было, дальнейшие повороты в судьбе старейшего никелевого завода уже не омрачат небо Норильска вредными выбросами.

* - выполняет функции иностранного агента