Меню

В интересном приложении. БИЗНЕС СТОРИ Андрея Камоцкого

С 14 лет Андрей Камоцкий хотел стать банкиром. Но детская мечта не сбылась. Сейчас он возглавляет группу IT-компаний, ведущую бизнес в 145 странах.

Рекламный призыв «Закажи себе музончик на мобильный телефончик» остался в памяти многих, хотя эра кнопочных трубок и рингтонов для них закончилась лет 10 назад. Автор слогана — соучредитель ГК «Мобилфон» Андрей Камоцкий. Бизнес Андрея начинался с развлекательного контента для мобильных телефонов. Мелодии и картинки от «Мобилфона» загружали сначала только абоненты красноярского «Енисейтелекома», а потом — пользователи всех операторов сотовой связи России и некоторых стран СНГ. «Мы были единственной региональной компанией, которая регулярно попадала в топ-10 крупнейших контент-провайдеров страны», — вспоминает первые показатели успеха предприниматель.
 

Финансист без сомнений

Удивительный факт: сейчас у ГК «Мобилфон», объединяющей несколько крупных IT-проектов и имеющей миллионные обороты, нет ни одного корпоративного клиента ни в Красноярске, ни в крае, ни во всей Сибири. Ее руководитель тратит несколько месяцев в году на командировки, устанавливая личные рекорды по числу перелетов, — в 2018-м он больше недели провел в небе. Чаще всего бывает в Москве и в Европе. Но переезжать в другой город Андрей Камоцкий не планирует.
Иногда возникают мысли перевезти бизнес из Красноярска. Но главный вопрос: «Куда?» Первое, что приходит на ум, — Москва. Конечно, в столице быстрее и проще принимаются решения и достигаются договоренности. Но хотелось бы мне там жить? Нет. Поэтому до сих пор мы и не переехали. Мы здесь исторически находимся».
При этом сам Андрей — не коренной красноярец. Он родился в Перми. Но о городе, указанном в его паспорте, почти ничего не знает. Когда мальчику было 2 года, семья вернулась на родину родителей, в Красноярский край. До 17 лет Андрей Камоцкий жил в Назарово. А после окончания школы с золотой медалью перебрался в столицу региона, поступив в Красноярский государственный университет.
Уже в восьмом классе я точно знал, что стану финансистом, а именно — банкиром. Даже так: я был уверен, что буду возглавлять банк. Поэтому никаких сомнений в выборе факультета у меня не было. Несмотря на очень высокий конкурс, я отлично сдал все экзамены и поступил на экономический факультет. И все пять лет с удовольствием учился».
Банкиром Андрей Камоцкий так и не стал, но в качестве финансиста реализовался. Будучи студентом 4-го курса, он начал работать в рекламном агентстве «Медиафабрика» сперва экономистом, потом финансовым директором. Благодаря одному из крупнейших клиентов агентства Андрей вскоре открыл собственный бизнес в далекой для него тогда сфере IT.
В начале «нулевых» телеком-рынок бурно развивался и в количественных, и в продуктовых показателях. Тогда уже стало понятно, что мобильная связь — это не только телефонные разговоры. Уже активно использовались SMS-сообщения. И у крупнейшего оператора сотовой связи региона — компании «Енисейтелеком» — возникла потребность в развлекательных сервисах для абонентов. Мы проводили конкурсы и викторины на базе SMS-технологий, создали еще несколько сервисов, которые стали очень популярны».

Мелодия на $ 1 млн

Вскоре новому направлению мобильного контента стало тесно в рамках рекламного агентства. Так в 2004 году появилась компания, которая предоставляла информационно-развлекательные услуги для абонентов «Енисейтелекома». Тогда на этом рынке уже работали игроки с названиями «Инфон», «Плэйфон»… И Андрей придумал созвучное — «Мобилфон».

Мы сняли маленький офис на Маркса, 48, где поместились четыре сотрудника. Еще несколько технических специалистов работали удаленно. Я, будучи руководителем, занимался всем: разработкой и продвижением продуктов, отбором материалов в газеты, встречами с потенциальными партнерами и СМИ, даже базовыми бухгалтерскими функциями».
 

Первая услуга, которую стала предоставлять компания, — загрузка мелодий и картинок на телефоны. Один скачанный рингтон обходился абоненту примерно в 30 рублей, «Мобилфон» получал из них только 3–4 рубля. Остальное шло оператору, правообладателю композиции и на продвижение. Поэтому брать нужно было количеством.
         Наша задача была охватить всех
     операторов мобильной связи. И очень быстро мы это сделали. Молодую аудиторию сейчас этим можно удивить — тогда было не четыре сотовых оператора в стране, а более 20. Причем многие компании, несмотря на единый бренд, юридически состояли из 9–10 независимых подразделений. Таким образом, у нас было около 40 разных технических подключений к операторам связи. В какой-то момент мы поняли, что можно не останавливаться на России, и стали работать с операторами стран ближнего зарубежья, даже открывали там филиалы».
Залогом успеха стало и максимально широкое информирование об услуге. Андрей Камоцкий лично объехал все крупные города Сибири, чтобы наладить контакты со СМИ. «Мобилфон» работал со всеми региональными телекомпаниями, 200 журналов и газет единовременно печатали рекламные макеты с призывом «закачать музончик».
 
   Кроме того, мы должны были быстро реагировать на потребности людей. В поиске популярных мелодий мы отслеживали чарты, постоянно смотрели МТV, слушали «Европу-плюс». Когда замечали хит, быстро связывались с правообладателями и адаптировали его под возможности воспроизведения телефонов. Конечно, самым популярным рингтоном стала мелодия Сергея Шнурова «Мобильник» из «Бумера». По легенде, еще в первый год после выхода фильма автор заработал 1 млн долларов только на отчислениях с рингтонов».
 

Игры со Шнуровым и Слепаковым

В 2008–2009 годах рынок мобильного контента достиг пика. Аналитики оценивали его емкость в 1–2 млрд долларов. В России работало более 200 контент-провайдеров, в Красноярске было еще 1–2 игрока, помимо «Мобилфона». Позже рынок пошел на спад. Это время Андрей Камоцкий называет началом эры смартфонов.
Первый iPhone был выпущен в 2007 году, через 2–3 года он стал появляться в России, как и другие смартфоны. Они давали больше возможностей — любую мелодию и картинку люди могли скачать на телефон через интернет бесплатно. Если честно, мы тогда допустили ошибку, не сразу уловили, что смартфоны вскоре займут существенную долю рынка. Сейчас это смешно, но тогда мы думали, что «умные телефоны» — удел гиков и крупных бизнесменов. А поскольку эти категории пользователей не были нашей целевой аудиторией, мы себя спокойно чувствовали».
Когда «классический» развлекательный контент для мобильных начал умирать, появился новый вид услуг — java-игры. Сначала это были «игрушки» иностранных разработчиков, просто перенесенные или адаптированные под наш рынок. Позже производством занялись и российские компании. Одной из них стал «Мобилфон».
Первая наша игра называлась Border Bash. Она пошла не очень, потому что была примитивной по графике и не отличалась от западных аналогов, обычный арканоид — нужно было ловить шарик. Тогда мы поняли, что потребитель хочет что-то «свое». Начали искать идеи. Например, придумали игру на основе популярного тогда мема «Превед, медвед».
Для создания интересных российскому пользователю java-игр Андрей Камоцкий провел десятки переговоров. Ему удалось наладить отношения с продюсерской компанией «А-Медиа» и с 1-м каналом. В результате «Мобилфон» разработал и выпустил игры по мотивам сериалов «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой», а также на основе популярного проекта «Фабрика звезд» и с самыми яркими кэвээнщиками, например, с Семеном Слепаковым* из команды КВН Пятигорска.
Еще очень популярна была наша игра с Сергеем Шнуровым. С ним самим я не общался, работал с его директором. Интересно, что он забраковал первый вариант сценария игры. Имидж артиста, как нам казалось, подразумевал такой трэшевый вариант, ведь Шнур мог и подраться на сцене, матерился, злоупотреблял алкоголем… Реакция директора меня удивила — он сказал, что это не соответствует сущности Сергея, на самом деле он высокоинтеллектуальный, творческий, интеллигентный человек. Мы извинились, поправили сценарий, сойдясь на каком-то компромиссном варианте».
По воспоминаниям Андрея, количество скачиваний каждой их игры исчислялось сотнями тысяч. Выручка компании «Мобилфон» в этот период составляла несколько миллионов рублей в месяц.
 

Миллионная галактика

В 2007 году компания «Мобилфон» выпустила на рынок абсолютно новый продукт — «Галактика знакомств», который вскоре получил признание у миллионов пользователей. Мелодии, картинки и java-игры — все это становилось хитами, но быстро устаревало. «Галактика» же до сих пор остается одним из ключевых продуктов компании, сменилось только его название — выйдя на международный рынок, он получил имя Galaxy.

Идея возникла случайно. Тогда еще не было мессенджеров, а SMS-сообщение стоило около одного рубля — очень дорого. Наши разработчики поняли, что благодаря появившейся технологии GPRS текстовое общение между абонентами можно сделать гораздо более дешевым. Мы решили создать некое комьюнити, где пользователи встречаются и общаются. Маркетинговый призыв был такой: «Скачай «Галактику знакомств» — и сможешь общаться дешевле одной копейки за сообщение».
«Мобилфон» совершил настоящую революцию, сделав «Галактику знакомств» бесплатной для скачивания.
Сейчас «фримиум» — это финансовая модель большинства мобильных приложений. Основной продукт пользователи получают бесплатно (free), а дополнительный функционал — за деньги (premium). Но в 2007 году это было неслыханно. Когда мы начали предлагать «Галактику» для распространения российским контент-провайдерам, они не могли понять — почему бесплатно, какой смысл? Приходилось объяснять, убеждать. Я боюсь приписать себе лишнюю заслугу, не знаю, были ли именно мы первыми, кто это придумал. Но одними из первых — точно».
Бесплатный продукт для дешевого общения быстро стал популярен. Через 7 месяцев количество зарегистрированных в «Галактике знакомств» пользователей превысило 100 тысяч, через полтора года — миллион. В 2009-м Андрей Камоцкий решил выводить проект на внешние рынки.
Было тяжело. В каждой стране нужно было искать локальных партнеров. Относительно быстро мы вышли на рынки стран СНГ, потому что там у нас были налаженные контакты и даже несколько собственных филиалов. А с дальним зарубежьем было сложно. Пытались пойти на европейские рынки, но гораздо больший интерес увидели у пользователей Латинской Америки и стран Юго-Восточной Азии. Хорошо Galaxy прижилась в Индии».
С появлением «сторов» (App Store и Google Play — «магазины» для продажи мобильных приложений) распространять Galaxy на международных рынках стало проще.
Правда, тут мы совершили вторую глобальную ошибку. Сначала мы недо-оценили смартфоны, потом — сторы. Мы разработали версии Galaxy под Android и iPhone года на 2 позже, чем надо было. Но — сделали. Локализовали продукт на несколько языков. Распространение пошло быстрее».
Сейчас Galaxy — это глобальная мобильная социальная сеть. У приложения более 48 млн пользователей в 145 странах. В 2018 году оно вышло на 1-е место в Google Play в категории «Знакомства». Ежемесячно компания «Мобилфон» зарабатывает на Galaxy несколько сотен тысяч долларов. На продвижение продукта и его техническое поддержание тратится около 10 млн рублей в месяц.
 

В ожидании VR-революции

После успеха Galaxy у «Мобилфона» были еще попытки разработать приложение-бомбу. Но не получилось, признается Андрей Камоцкий. Так, компания потратила много времени и денег на продукт «Параллельные миры», но он не взлетел.
Насколько здесь велика роль случая? Отвечу так: в мобильном телефоне даже у самого активного пользователя максимум 100 приложений. А знаете, сколько их в сторе? Примерно 2–3 млн. Получается, что из 3 млн приложений только 100 становятся успешными — вот процент вероятности».
Андрей Камоцкий уверен: сфера разработки мобильных игр уже закрыта для новичков. Шансов создать востребованное приложение мало даже у «средних» компаний типа «Мобилфона». Сейчас на этом рынке способны биться только гиганты. Осознав это, Камоцкий со товарищи стали смотреть на отрасль шире, наполняя свой продуктовый портфель различными полноценными IT-проектами.
Здесь, как и в самом начале нашего пути, мы отталкивались от запросов сотовых операторов. Действительно, телеком-компании были движущей силой всего IT-рынка. У них были большие деньги и большая аудитория, на которой можно тестировать продукты. Нам постоянно поступали от них запросы. В результате мы набрались компетенций в разработке В2В-решений, стали предлагать их и другим участникам рынка».
Сейчас в списке направлений работы у «Мобилфона» — разработка решений в области «Умного города», M2M (mashine to mashine), для обработки «больших данных» (Big Data) и другие. Также компания занимается массовым производством мультироутеров «Систематикс». Полный набор услуг для полноценной IT-компании. При этом сам Андрей Камоцкий считает наиболее перспективным зарождающийся рынок виртуальной реальности.
Мы хорошо его изучили и думаем, что он повторит ту революцию, которую совершил рынок смартфонов. Нам пока трудно поверить, что это возможно, — живой человек сидит дома, а его аватар ходит где-то по улице. Но представьте свой мобильный телефон 20 лет назад — мы тоже подумали бы, что это фантастика».
Компания «Мобилфон» уже разработала несколько продуктов виртуальной реальности. Один из них — перчатка Senso. Применять это устройство можно в разных сферах, разработчики же решили сосредоточиться на двух — развлечениях и медицине.
В конце 2018 года мы открыли первый в Красноярске аттракцион виртуальной реальности «Сфера». Это такой кинотеатр нового поколения, где человек — не пассивный зритель, а участник всего происходящего. Люди надевают специальные костюмы и попадают в виртуальный мир. Пока мы разработали одну игру, но уже на подходе вторая. Также планируем создавать образовательный контент».
Перед запуском этого проекта Андрей Камоцкий лично протестировал похожие продукты в Москве, Китае, ОАЭ и США. Его коллеги проверили на себе виртуальные аттракционы в Европе, Австралии и Новой Зеландии. В результате, по мнению разработчиков, им удалось создать более совершенный продукт, они намерены заниматься его распространением. В планах уже к концу 2019 года открыть около 20 точек в разных регионах страны.
 
Также перспективной отраслью для применения VR-технологий Андрей Камоцкий считает медицину. В этом проекте у него появился партнер — Артем Бадюков, экс-депутат горсовета Красноярска. Вместе они взялись за направление нейрореабилитации больных с помощью перчатки SensoRehab.
Мы случайно узнали, что наше устройство может применяться для реабилитации людей, перенесших инсульт. Просто при встрече показали перчатку известному красноярскому врачу Семену Прокопенко, а он воскликнул: «Я об этой вещи мечтаю много лет!» Выяснилось, что еще в 2010 году Семен Владимирович написал книгу о нейрореабилитации, где целая глава посвящена использованию в этом процессе виртуальной реальности».
С помощью врачей разработчики упаковали продукт, сейчас в него входит перчатка SensoRehab, методика реабилитации и набор когнитивных нейроразвивающих игр. На это потрачено около 500 тыс. долларов. Производители намерены заняться оснащением этим устройством медицинских кабинетов в Красноярске, Москве и других городах, а также распространять продукт для домашнего пользования. В розницу такой комплект для реабилитации стоит 40 тыс. рублей.
  Важное достижение — в конце 2018 года SensoRehab стал приоритетным проектом Сколково. Значит, он действительно перспективен и с технической, и с экономической точки зрения».
Три кита, на которых сейчас прочно стоит ГК «Мобилфон», — приложение Galaxy, IT-продукты для корпоративных клиентов и проект SensoRehab. На вопрос, можно ли на этом уже успокоиться, Андрей Камоцкий отвечает: «Успокаиваться точно не хочется. На ближайшее время работы нам хватит, а дальше посмотрим».
 
 

 

Елена Машегова

 

 
* - выполняет функции иностранного агента