С 14 лет Андрей Камоцкий хотел стать банкиром. Но детская мечта не сбылась. Сейчас он возглавляет группу IT-компаний, ведущую бизнес в 145 странах.
Финансист без сомнений
Иногда возникают мысли перевезти бизнес из Красноярска. Но главный вопрос: «Куда?» Первое, что приходит на ум, — Москва. Конечно, в столице быстрее и проще принимаются решения и достигаются договоренности. Но хотелось бы мне там жить? Нет. Поэтому до сих пор мы и не переехали. Мы здесь исторически находимся».
Уже в восьмом классе я точно знал, что стану финансистом, а именно — банкиром. Даже так: я был уверен, что буду возглавлять банк. Поэтому никаких сомнений в выборе факультета у меня не было. Несмотря на очень высокий конкурс, я отлично сдал все экзамены и поступил на экономический факультет. И все пять лет с удовольствием учился».
В начале «нулевых» телеком-рынок бурно развивался и в количественных, и в продуктовых показателях. Тогда уже стало понятно, что мобильная связь — это не только телефонные разговоры. Уже активно использовались SMS-сообщения. И у крупнейшего оператора сотовой связи региона — компании «Енисейтелеком» — возникла потребность в развлекательных сервисах для абонентов. Мы проводили конкурсы и викторины на базе SMS-технологий, создали еще несколько сервисов, которые стали очень популярны».
Мелодия на $ 1 млн
Вскоре новому направлению мобильного контента стало тесно в рамках рекламного агентства. Так в 2004 году появилась компания, которая предоставляла информационно-развлекательные услуги для абонентов «Енисейтелекома». Тогда на этом рынке уже работали игроки с названиями «Инфон», «Плэйфон»… И Андрей придумал созвучное — «Мобилфон».
Мы сняли маленький офис на Маркса, 48, где поместились четыре сотрудника. Еще несколько технических специалистов работали удаленно. Я, будучи руководителем, занимался всем: разработкой и продвижением продуктов, отбором материалов в газеты, встречами с потенциальными партнерами и СМИ, даже базовыми бухгалтерскими функциями».
Наша задача была охватить всех
операторов мобильной связи. И очень быстро мы это сделали. Молодую аудиторию сейчас этим можно удивить — тогда было не четыре сотовых оператора в стране, а более 20. Причем многие компании, несмотря на единый бренд, юридически состояли из 9–10 независимых подразделений. Таким образом, у нас было около 40 разных технических подключений к операторам связи. В какой-то момент мы поняли, что можно не останавливаться на России, и стали работать с операторами стран ближнего зарубежья, даже открывали там филиалы».
Кроме того, мы должны были быстро реагировать на потребности людей. В поиске популярных мелодий мы отслеживали чарты, постоянно смотрели МТV, слушали «Европу-плюс». Когда замечали хит, быстро связывались с правообладателями и адаптировали его под возможности воспроизведения телефонов. Конечно, самым популярным рингтоном стала мелодия Сергея Шнурова «Мобильник» из «Бумера». По легенде, еще в первый год после выхода фильма автор заработал 1 млн долларов только на отчислениях с рингтонов».
Игры со Шнуровым и Слепаковым
Первый iPhone был выпущен в 2007 году, через 2–3 года он стал появляться в России, как и другие смартфоны. Они давали больше возможностей — любую мелодию и картинку люди могли скачать на телефон через интернет бесплатно. Если честно, мы тогда допустили ошибку, не сразу уловили, что смартфоны вскоре займут существенную долю рынка. Сейчас это смешно, но тогда мы думали, что «умные телефоны» — удел гиков и крупных бизнесменов. А поскольку эти категории пользователей не были нашей целевой аудиторией, мы себя спокойно чувствовали».
Первая наша игра называлась Border Bash. Она пошла не очень, потому что была примитивной по графике и не отличалась от западных аналогов, обычный арканоид — нужно было ловить шарик. Тогда мы поняли, что потребитель хочет что-то «свое». Начали искать идеи. Например, придумали игру на основе популярного тогда мема «Превед, медвед».
Еще очень популярна была наша игра с Сергеем Шнуровым. С ним самим я не общался, работал с его директором. Интересно, что он забраковал первый вариант сценария игры. Имидж артиста, как нам казалось, подразумевал такой трэшевый вариант, ведь Шнур мог и подраться на сцене, матерился, злоупотреблял алкоголем… Реакция директора меня удивила — он сказал, что это не соответствует сущности Сергея, на самом деле он высокоинтеллектуальный, творческий, интеллигентный человек. Мы извинились, поправили сценарий, сойдясь на каком-то компромиссном варианте».
Миллионная галактика
В 2007 году компания «Мобилфон» выпустила на рынок абсолютно новый продукт — «Галактика знакомств», который вскоре получил признание у миллионов пользователей. Мелодии, картинки и java-игры — все это становилось хитами, но быстро устаревало. «Галактика» же до сих пор остается одним из ключевых продуктов компании, сменилось только его название — выйдя на международный рынок, он получил имя Galaxy.
Идея возникла случайно. Тогда еще не было мессенджеров, а SMS-сообщение стоило около одного рубля — очень дорого. Наши разработчики поняли, что благодаря появившейся технологии GPRS текстовое общение между абонентами можно сделать гораздо более дешевым. Мы решили создать некое комьюнити, где пользователи встречаются и общаются. Маркетинговый призыв был такой: «Скачай «Галактику знакомств» — и сможешь общаться дешевле одной копейки за сообщение».
Сейчас «фримиум» — это финансовая модель большинства мобильных приложений. Основной продукт пользователи получают бесплатно (free), а дополнительный функционал — за деньги (premium). Но в 2007 году это было неслыханно. Когда мы начали предлагать «Галактику» для распространения российским контент-провайдерам, они не могли понять — почему бесплатно, какой смысл? Приходилось объяснять, убеждать. Я боюсь приписать себе лишнюю заслугу, не знаю, были ли именно мы первыми, кто это придумал. Но одними из первых — точно».
Было тяжело. В каждой стране нужно было искать локальных партнеров. Относительно быстро мы вышли на рынки стран СНГ, потому что там у нас были налаженные контакты и даже несколько собственных филиалов. А с дальним зарубежьем было сложно. Пытались пойти на европейские рынки, но гораздо больший интерес увидели у пользователей Латинской Америки и стран Юго-Восточной Азии. Хорошо Galaxy прижилась в Индии».
Правда, тут мы совершили вторую глобальную ошибку. Сначала мы недо-оценили смартфоны, потом — сторы. Мы разработали версии Galaxy под Android и iPhone года на 2 позже, чем надо было. Но — сделали. Локализовали продукт на несколько языков. Распространение пошло быстрее».
В ожидании VR-революции
Насколько здесь велика роль случая? Отвечу так: в мобильном телефоне даже у самого активного пользователя максимум 100 приложений. А знаете, сколько их в сторе? Примерно 2–3 млн. Получается, что из 3 млн приложений только 100 становятся успешными — вот процент вероятности».
Здесь, как и в самом начале нашего пути, мы отталкивались от запросов сотовых операторов. Действительно, телеком-компании были движущей силой всего IT-рынка. У них были большие деньги и большая аудитория, на которой можно тестировать продукты. Нам постоянно поступали от них запросы. В результате мы набрались компетенций в разработке В2В-решений, стали предлагать их и другим участникам рынка».
Мы хорошо его изучили и думаем, что он повторит ту революцию, которую совершил рынок смартфонов. Нам пока трудно поверить, что это возможно, — живой человек сидит дома, а его аватар ходит где-то по улице. Но представьте свой мобильный телефон 20 лет назад — мы тоже подумали бы, что это фантастика».
В конце 2018 года мы открыли первый в Красноярске аттракцион виртуальной реальности «Сфера». Это такой кинотеатр нового поколения, где человек — не пассивный зритель, а участник всего происходящего. Люди надевают специальные костюмы и попадают в виртуальный мир. Пока мы разработали одну игру, но уже на подходе вторая. Также планируем создавать образовательный контент».
Мы случайно узнали, что наше устройство может применяться для реабилитации людей, перенесших инсульт. Просто при встрече показали перчатку известному красноярскому врачу Семену Прокопенко, а он воскликнул: «Я об этой вещи мечтаю много лет!» Выяснилось, что еще в 2010 году Семен Владимирович написал книгу о нейрореабилитации, где целая глава посвящена использованию в этом процессе виртуальной реальности».
Важное достижение — в конце 2018 года SensoRehab стал приоритетным проектом Сколково. Значит, он действительно перспективен и с технической, и с экономической точки зрения».
Елена Машегова