Ядром кластера станет первое в мире промышленное производство нановолокон на основе оксида алюминия от выпускника КРИТБИ.
Производство нановолокон на основе оксида алюминия — нафена позволит улучшить свойства некоторых материалов. Учёные планируют втрое повысить прочность металлических деталей, создаваемых с помощью 3D-печати, увеличить срок использования автопокрышек и сделать на 60% прочнее строительный бетон. Автором проекта создания нафена стал старший сотрудник Красноярского научного центра СО РАН, выпускник КРИТБИ Станислав Хартов.
В процессе производства нанотрубок они притягиваются друг к другу и спутываются, образуя узлы, которые пока не удается растащить на отдельные частицы. При их добавлении в материал получившийся композит становится неоднородным, а его прочностные характеристики трудно предсказать. В отличие от нанотрубок нафен, состоящий из нановолокон, образует стабильные дисперсии», — рассказал «Известиям» Станислав Хартов.
Производство нафена станет ядром производственного кластера композитных материалов, концепцию которого разработали Красноярский нанотехнологический центр, красноярский научный центр СО РАН и эстонская компания. Часть оборудования для проекта предоставил КРИТБИ. По замыслу создателей концепции, в дальнейшем к ядру — производству нафена, присоединятся производства различных композитных материалов с улучшенными свойствами, в составе которых будет новое нановолокно. В итоге ученые рассчитывают получить сверхвысокомолекулярный полиэтилен, который будет прочнее металла; модифицированный бетон, способный выдерживать на 60% больший вес при лучшей устойчивости к перепадам температур; долговечные автомобильные покрышки; порошок для 3D-печати композитных деталей, которые будут в три раза прочнее изделий, созданных с помощью стандартных материалов. В будущем нафен может быть использован в создании армированных биологических материалов для протезирования, диэлектрической керамики, огнеупорной спецодежды, износостойких красок — в частности, для дорожной разметки.
В настоящее время проект находится на стадии поиска инвестора и площадки для размещения. Предположительно, производство может быть размещено на территории опережающего развития в Железногорске и площадке КрАЗа, использование которой значительно упростит логистику. Стоимость проекта кластера оценивается в 100 млн рублей. В планах создателей — присоединение к инвестиционной программе «Енисейская Сибирь».