Закон «О саморегулировании в строительной отрасли» был принят Правительством РФ в 2007 г. Изначально предполагалось, что он начнет действовать через полгода, однако на деле подготовительный этап
Закон «О саморегулировании в строительной отрасли» был принят Правительством РФ в 2007 г. Изначально предполагалось, что он начнет действовать через полгода, однако на деле подготовительный этап занял 2,5 года, дважды вступление закона в силу откладывалось. Причина, как говорят эксперты, в неподготовленности строительного рынка к новой форме организации и контроля. Не все компании отнеслись всерьез к новому закону, затягивали подготовку документов, пытались лоббировать пересмотр законодательства и сохранение системы лицензирования. В результате в настоящее время внушительная доля участников рынка оказалась лишенной права вести строительную деятельность. Так, в Красноярском крае на начало 2009 г. строительные лицензии имели 3,8 тыс. компаний. Сейчас три действующие на территории края строительные саморегулируемые организации (СРО) сообща насчитывают лишь 600 предприятий. О том, как красноярский строительный рынок переходит на новые правила игры, «ДК» рассказал председатель совета «Саморегулируемой корпорации строителей» АНТОН ГЛУШКОВ.
— Начнем с того, что большинство из почти четырех тысяч компаний, имевших лицензию, фактически не являлись строительными предприятиями. Строительство было для них дополнительным видом бизнеса. Скажем, занимается компания монтажом оборудования, так почему бы ей не получить еще и строительную лицензию, чтобы параллельно выполнять какие-то небольшие заказы по строительству? Тем более что законодательство это допускало. Сейчас для непрофильных предприятий участие в строительном бизнесе стало невыгодным. Входной билет в СРО составляет 400 тыс. руб.: 100 тыс. руб. — единовременный вступительный взнос, 300 тыс. руб. — обязательный взнос в компенсационный фонд СРО. Кроме того, допуск к работе предполагает наличие в штате на постоянной основе специалистов с профильным образованием, тогда как при системе лицензирования компания могла временно нанимать их по трудовому соглашению. Содержание таких специалистов тоже требует достаточно высоких и, главное, постоянных затрат. Поэтому при введении саморегулирования произошло естественное вымывание непрофильных организаций из строительной отрасли. Поскольку таких было большинство, количество участников рынка резко сократилось.
Те 600 предприятий, которые вошли сейчас в три действующих СРО, — это компании, фактически работающие в строительной отрасли. Кроме этих компаний, еще около 150 ушли в профильные строительные СРО. Это, например, железнодорожные строители, гидростроители и так далее. Еще 200–250 компаний, по моим оценкам, сейчас находятся в стадии «брожения» и по разным причинам до сих пор не вошли ни в одну из СРО. Это как раз те предприятия, которые вовремя не сориентировались, не успели подготовиться к нововведениям и делают это сейчас. Таким образом, к тому времени, когда ситуация окончательно «устаканится», строительная отрасль края будет насчитывать около одной тысячи предприятий.
Все же какова основная причина отказа вступать в СРО — финансовая?
— Главная причина — недостаток квалифицированных кадров. Согласно установленным требованиям только на один вид работ компания должна иметь в штате минимум трех специалистов с высшим профессиональным образованием или пятерых со средним техническим. Однако когда предприятия начали проверять дипломы своих сотрудников, выяснилось, что многие из них вообще не имеют специального образования или не дотягивают до необходимого уровня. К сожалению, в строительной отрасли годами складывалась ситуация, когда для работы в ней образование как таковое не требовалось. Как сказал один из моих коллег, «я не думал, что мне когда-нибудь понадобится мой диплом строителя». Сейчас мы пришли к соответствующему результату: в отрасли дефицит квалифицированных кадров. Многие компании оказались не готовы к этому, не успели обучить сотрудников, повысить их квалификацию.
Насколько обременительно участие в СРО для компаний малого бизнеса? Высказывались мнения, что новый закон дискриминирует их интересы.
— Давайте разберемся сначала, какие компании мы имеем в виду, говоря о малом бизнесе. Согласно постановлению Правительства 2008 года под малым бизнесом понимаются компании с оборотом 40–100 млн руб. Есть еще микробизнес — компании с оборотом до 40 млн руб. Как видите, при таких оборотах входной билет в СРО в 400 тыс. руб. для тех и других представляет довольно незначительную сумму. Объем прибыли с одного, даже небольшого, объекта составит большую сумму.
С введением саморегулирования лишились возможности работать на строительном рынке только непрофильные организации, о чем я уже говорил. Для компаний, ведущих именно строительную деятельность, я считаю, войти в СРО вполне по силам. Допустим, если взять нашу корпорацию строителей, то только 5% ее членов представляют крупный бизнес, 40% — средний и 55% — малый и микробизнес. В целом же по России они занимают порядка 70–80% в структурах СРО. О какой дискриминации здесь можно говорить?
Несмотря на то что закон о саморегулировании уже вступил в силу, в среде строителей по-прежнему нет единодушия по поводу правильности его принятия.
Есть мнение, что отменой лицензирования государство просто хочет снять с себя ответственность за те проблемы, которые присутствуют в отрасли. Однако заинтересовано ли, на ваш взгляд, профессиональное сообщество в том, чтобы взять на себя их решение?
— Введением системы саморегулирования государство на самом деле перекладывает ответственность за ситуацию в отрасли на плечи профессионального сообщества. И я считаю, что это совершенно правильно. Что происходило при системе лицензирования? Получить лицензию можно было очень легко, причем на вполне законных основаниях. Но проблема заключалась в том, что нередко организация соответствовала необходимым требованиям только на момент получения лицензии. Что происходило с ней в дальнейшем, как она выполняла эти требования, никто не отслеживал, лицензия была лишь формальностью: допустив компанию на рынок, государство, по сути, не контролировало ее деятельность. Именно поэтому некомпетентность некоторых строительных организаций выяснялась лишь по факту, когда происходили несчастные случаи на стройках, обвалы стен и крыш, сдавались просто некачественно выполненные объекты.
Главный принцип саморегулируемых организаций — солидарная ответственность, все отвечают за каждого равными долями независимо от оборота, размеров и опыта работы компании. «Круговая порука», если хотите. Разумеется, при такой системе СРО заинтересована в максимально качественной работе каждого своего члена и, соответственно, в тщательной проверке его деятельности. Согласно закону СРО обязана проверять своих участников не менее одного раза в год. Занимается этим контрольно-правовой комитет, в который входят профессиональные юристы и строители. Это специально принятые в штат СРО люди, не состоящие в трудовых отношениях ни с одной компанией-членом организации. Кроме того, любой инвестор, потребитель получает максимальную, «тройную», защиту своих интересов. Все члены СРО обязательно страхуют гражданскую ответственность в части причинения вреда третьим лицам. Поэтому при нанесении ущерба потребителю в первую очередь несет ответственность страховая компания. Если ее средств недостаточно, задействуются средства компании-виновника. Если же и этого мало, то недостающие средства изымаются из компенсационного фонда СРО.
Отлажен ли на данный момент механизм проверки компаний-членов СРО?
— Дело в том, что до настоящего момента шел процесс формирования СРО. Только сейчас его можно назвать завершенным. Соответственно, только сейчас «Ростехнадзор» начал проверки деятельности самих СРО, а они, в свою очередь, приступают к проверкам компаний, входящих в их состав. Например, наша корпорация начинает «ревизию» своих участников в марте.
Рынок становится прозрачнее
По словам г-на Глушкова, механизм действия саморегулирования будет отлаживаться еще долгое время. Однако переход на новые правила игры, по его мнению, уже сказался положительно на местной строительной отрасли. В частности, подготовка к вступлению в СРО заставила участников рынка тщательно проанализировать свою деятельность, выявить слабые и сильные стороны, начать обучение и повышение квалификации специалистов, определиться со своими основными компетенциями. Ранее в этом не было необходимости, поскольку лицензия давала право на любые виды строительных работ. Сейчас перечень выполняемых работ большинство компаний вынуждено было значительно сузить и получить допуск только на те виды деятельности, в которых они наиболее компетентны и выполнение которых действительно им под силу.
Какие наиболее важные положительные изменения, на ваш взгляд, принесла система саморегулирования на данный момент?
— Пожалуй, самое главное то, что рынок стал прозрачным, очистился от компаний-посредников и непрофильных организаций. К тому же новая система позволила четко структурировать компании по видам деятельности и обеспечила легкий доступ к этой информации. Иначе говоря, сейчас при найме подрядчика заказчику не приходится гадать, а может ли эта компании на самом деле качественно выполнить заявленные виды работ? Нет необходимости проверять лицензии и другие документы. Достаточно зайти на сайт «Госнадзора» и удостовериться в присутствии подрядчика в реестре компаний, а заодно посмотреть перечень его допусков на виды работ, какой-либо обман, подделка лицензии, как могло быть раньше, исключены. Помимо сайта «Госзаказа» каждая СРО обязана иметь собственный интернет-портал, где содержится полная информация обо всех ее членах: юрлицо, имя руководителя, допуски на строительные работы, физическое месторасположение и так далее. Именно это я имею в виду, говоря, что рынок стал прозрачным, и, пожалуй, на данный момент это наиболее важное положительное изменение, к которому привело введение саморегулирования.