Октябрь 2014 года в правовой сфере ознаменовался рядом законотворческих инициатив, значение которых для бизнеса сложно переоценить. Среди них закон о борьбе с оффшорами и судебная реформа.
Группой депутатов в Государственную Думу внесен законопроект о контролируемых иностранных компаниях, направленный на создание эффективного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Анализ законопроекта показывает, что таковым должен стать механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании), а также понятие лица, имеющего фактическое право на доходы (выгодоприобретателя).
Правительство РФ направило положительное заключение на законопроект, но при этом предложило дополнительно проработать вопросы увеличения доли участия лица в иностранной организации для признания его контролирующим, а также вопросы снижения критерия эффективной налоговой ставки для непризнания организации контролируемой.
Не менее важной законодательной инициативой является Верховным Судом РФ, являющимся с августа текущего года единой высшей судебной инстанцией, в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий ряд поправок в АПК РФ, направленных на сближение систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов. По утверждению разработчиков законопроекта, предлагаемые к введению в арбитражный процесс институты в течение долгого времени применялись судами общей юрисдикции и доказали свою эффективность.
В их числе введение в качестве общего правила обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров по большинству дел, несоблюдение которого будет влечь возвращение искового заявления. Также предлагается разрешить арбитражному суду не изготавливать мотивированное решение по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, ограничиваясь только резолютивной частью. Обратим внимание: последняя из предлагаемых новелл уже широко применяется на практике мировыми судьями и, несмотря на обязанность суда все же изготовить мотивированное решение по специальному заявлению стороны спора, активно критикуется экспертами за нарушение основополагающих принципов судебного процесса.
Наконец, нельзя не упомянуть внесение в Государственную Думу правительственного законопроекта о территориях опережающего социально-экономического развития, действие которых, однако, в предложенной редакции не распространяется на Красноярский край. Вместе с тем, законопроект обсуждался 21 октября на заседании межфракционной депутатской группы «Байкал», участники которой сошлись во мнении, что законопроект не соответствует Поручению Президента от 27.12.2013 № Пр-3086 и предложили распространить применение модели ТОСЭР в первоочередном порядке на субъекты Дальнего Востока, Республику Бурятия, Иркутскую область, Забайкальский, Красноярский край и Республику Хакассия.