Меню

Виктор Кочетов: «BeeCLOUD создает сервер за 60 секунд»

Иллюстрация: предоставлено компанией

«Облачные» технологии активно проникают в бизнес. Предприниматели все больше ценят инновационные решения, с помощью которых можно ускорить, прокачать бизнес и вывести компанию на новый уровень.

О том, почему «ламповый» бизнес уходит в «облака», и как поставить компанию на рельсы новых технологий, мы беседуем с Виктором Кочетовым, коммерческим директором по развитию корпоративного бизнеса «Билайн» региона «Восток».

Опережая «боль»

В День космонавтики, 12 апреля, «Билайн» запустил новый продукт — BeeCLOUD. Однако для компании это не первый опыт вывода на рынок облачных решений. Меняете курс с телефонии на софтвер?

— Телеком-компании сегодня выходят за рамки функционала «оператор связи». По сути, мы являемся IT-компаниями, обеспечивающими потребителей всем многообразием возможностей, которые сегодня дает интернет. Где-то мы идем от потребностей клиента здесь и сейчас, а где-то предвосхищаем его еще не созревшую «боль», предлагая сервисы и продукты, помогающие бизнесу развиваться.

Если говорить об облачных решениях, то BeeClOUD — следующий шаг компании в этом сегменте.  В прошлом году мы запустили облачную АТС. Сервис избавил наших клиентов от необходимости приобретения и обслуживания физического оборудования для телефонной связи. Разговаривать по телефону стало возможным без телефона —  прямо через компьютер или ноутбук. Затем мы запустили продукт для малого и среднего бизнеса «Мобильное предприятие». Вы устанавливаете программу, в том числе есть версия для смартфона, и можете управлять бизнесом из любой точки мира. Сервис включает в себя CRM-систему и АТС. Это позволяет записывать разговоры, анализировать эффективность рекламы, видеть конверсию, настраивать таргетинг, вести задачник – фиксация поручений сотрудникам и контроль за их выполнением.  С облачной АТС мы попали в больную точку бизнеса, поскольку продажи продукта буквально за год выросли в 4,6 раза. Для современных реалий это необычайный рост.

Тем не менее вы не почувствовали «головокружение от успеха» и решили пойти дальше.

— Сегодня нельзя успокаиваться, добившись результата, нужно постоянно двигаться дальше, думая, что потребуется клиенту в ближайшие годы? Размышляя над этим вопросом, мы изучили мировые тренды, начиная с таких гигантов IT-индустрии как Amazon, Microsoft, Google. И поняли, что продолжаем развивать историю с «облаками».

Понимая все основные тренды, как в мире, так и на внутреннем рынке, учитывая изменения в российском законодательстве по хранению персональных данных граждан, мы решили, что нам необходим ЦОД на территории России, самое современное оборудование, которое есть в мире, и надежный партнер — лидер в области производства серверов, систем хранения данных и построения облачных инфраструктур. Этим партнером стала корпорация Hewlett-Packard Enterprise (HPE). Так же было понимание, что необходимо создать простую, интуитивно понятную пользовательскую оболочку, которой с легкостью мог бы управлять человек, далекий от IT-сферы. Разработчиком софтверной части была выбрана компания Ormuco — стратегический партнер HP. Продуктом нашей коллаборации стал новый сервис по предоставлению облачной инфраструктуры BeeCLOUD. Сервис дает возможность разворачивать виртуальные сервера онлайн менее чем за 1 минуту (инфраструктура + операционная система), автоматически масштабировать мощности под нагрузку клиента и создавать ряд дополнительных сервисов для оптимизации работы. В рамках услуги BeeCLOUD клиент получает доступ к Личному Кабинету управления услугой с удобным интерфейсом с выделенной учетной записью (логин/пароль) непосредственно из облака оператора.

Дорога из CAPEX в OPEX

Почему предпринимателю выгоднее воспользоваться облачным сервером, а не формировать собственные мощности?

— Обычно средняя утилизация собственной инфраструктуры не превышает 25%, поскольку при покупке серверов ИТ рассчитывает на возможные пиковые нагрузки при проведении сезонных акций, например, «Black Friday», или для защиты от кибер-атак. Дополнительно на плечи клиента ложится обслуживание машин  — эксплуатация, обновление обслуживание здания и помещения. В случае использования сервиса «Билайн», клиент платит только за те ресурсы, которые выбраны им в конкретный момент, а тарификация идет по часам. При этом скорость запуска проектов значительно ускоряется за счет подключения к готовой инфраструктуре. Таким образом, по собственным оценкам «Билайн», эффективность бизнес-процессов повышается до 75% при подключении к BeeCLOUD, а затраты значительно оптимизируются. Мне нравится пример с покупкой дома. Жилье можно арендовать хоть всю жизнь и не быть привязанным к одному месту. А можно купить, потратив все сбережения, лишив себя тем самым множества возможностей. Именно поэтому многие предприниматели сегодня приходят к пониманию: затраты в категории CAPEX надо переводить в категорию OPEX. Это эффективнее для бизнеса. Есть такое понятие, как «стоимость денег во времени». Деньги должны работать. Вырывая миллионы рублей из оборота на дорогостоящее оборудование, бизнес теряет возможности. Арендная плата снимает эту нагрузку. Плати каждый месяц понемногу и тебе не нужны никакие кредиты. Кроме того, покупка оборудования — это только начало цепочки расходов. Смотрите: гарантия на серверное оборудование 3 года, потом нужен или сервисный контракт, или покупка запасных частей, чтобы обеспечить бесперебойную работу. Прогресс не стоит на месте — оборудование надо обновлять, Рост и изменения внутри бизнеса также влекут за собой траты на новые мощности. Ну и, конечно, заработная плата квалифицированному персоналу. Аренда облачного сервера — это мощнейшее железо с возможностью расширения в любой момент, удобный софт, высочайшая безопасность и круглосуточная поддержка. При этом управление своим облаком не требует специальной квалификации: система все сделает сама.

Можно ли посчитать пользу для бизнеса в конкретных значениях? Сколько составит экономия компании, решившей уйти в «облако»?

— Наши модели предполагают выгоду для клиентов BeеClOUD порядка 30-40% от текущих затрат. Вместе с тем, каждый бизнес — отдельная история. Поэтому с клиентами мы работаем индивидуально и подбираем необходимые условия. Физические сервера тоже не клоны — разные задачи и конфигурации. Довольно сложно заранее сказать сколько будет стоить решение для конкретного клиента и как скоро он почувствует экономический эффект, не проведя определенной аналитики.

Однако, чтобы упростить задачу, для малого и среднего бизнеса мы разрабатываем «коробочные решения» на основе аналитики использования. Простые и четкие, как тарифы сотовой связи. Скорее всего, осенью они появятся на сайте «Билайна».

BeClOUD запущен совсем недавно. Есть интерес предпринимателей?

— С момента старта сервиса мы провели в Сибири и на Дальнем Востоке 400 встреч с предпринимательской аудиторией. Недавно побывали в командировке в Якутии и практически половина компаний, присутствовавших на презентации, подписали соглашение о подключении сервиса на тестовый период, который мы предоставляем бесплатно в течении 30 дней. Клиенты имеют возможность попробовать, вывести некоторые некритичные части бизнес-процессов в BeeClOUD, помоделировать, оценить удобство настройки и использования. Мы не призываем переводить весь бизнес-процесс на тестовый период. Это может быть резервирование или какая-то ИТ-система. Клиент имеет возможность пощупать продукт, оценить масштабы и потребности в мощностях, которые ему необходимы, посчитать экономические параметры. Гарантия долгосрочных отношений в осознанном выборе. 

Плати сколько ездишь

Облачные сервисы предлагают для бизнеса и другие российские компании, Mail.Ru Group, например. Не опасаетесь конкуренции?

— Безусловно, участников рынка достаточно много. Это и телеком, и просто компании которые занимаются только облачными сервисами или виртуальными ЦОДами. Но, во-первых, не у всех есть собственные магистральные каналы связи. Во-вторых, бОльшая часть игроков рынка использует в основном решения от VMware, архитектура которого не способна поддерживать гибкое автомасштабирование. Наше решение основано на OpenStack (платформа с открытым исходным кодом, поддерживаемая IBM и другими корпорациями, как AT&T, Canonical, HP, Nebula, Rackspace, Red Hat, SUSE), которое используется в том числе Amazon. Наше автомаштабирование -- 60 секунд, в решениях от VMware – минимум 2 часа. Оцените разницу. Кроме того, оплата идет по сервисной модели.

 Что такое «сервисная модель»?

— Компания Дженерал Электрик примерно 15 лет назад сделала «ход конем» – предложила Боингу контакт по обслуживанию с оплатой только за фактическую работу двигателей (мото-часы). Авиапроизводителю это показалось выгодным – специалисты проводят диагностику, обслуживают, меняют запчасти авиатехники в зависимости от времени ее реального использования. Это положило началом так называемой «сервисной модели» -- Pay-As-You-Go («плати сколько ездишь»), что стало возможным благодаря компьютеризации, наличию большого количества датчиков и big data – технологиям хранения и обработки больших массивов информации. Такую же модель использует и BeeCloud – клиент платит только за фактическое использование мощностей и ресурсов.

Насколько облачные серверы защищены от  DDOS-атак?

— У нас есть встроенная защита от компании Radware – оборудование распознает и блокируют подобного рода хакерские атаки. Так что кошелек клиента не пострадает. Учитывая, что интернет сегодня уже стал основой практически для большинства бизнесов даже не связанных со сферой IT, сетевая безопасность может стать ключевой точкой выживаемости.

 Как обеспечивается конфиденциальность данных?

— Система хранит данные распределенно, что исключает доступ даже со стороны сотрудников ЦОДа. Массив данных записывается частями на различные жесткие диски и собирает их по определенному алгоритму. Ключ к «карте» этих частей хранится на стороне клиента, что исключает возможность утечки данных. В ближайших релизах будет также внедрено сквозное шифрование данных. О надежности нашего хранилища говорит сертификация компетентных органов в соответствии с ФЗ 152 «О персональных данных», то есть его может использовать и государственный сектор.

Наверное, отказавшись от IT-специалистов, ваши клиенты особенно внимательно изучают возможности поддержки со стороны компании. 

Запуская продукт, мы моделировали различные ситуации, которые могут возникать у клиентов. Для  оперативного реагирования введены три уровня поддержки. Есть собственная экспертиза компании «Билайн», двухуровневая.  Третий уровень, самый сложный, мы отправляем запрос специалистам Ormuco, которые знаю софт и железо, на котором работает платформа, как свои пять пальцев. Так что клиенты получают не только сам сервис, но и поддержку, вплоть до уровня вендора. Наше решение соответствует уровню Enterprise, где крупный бизнес должен быть уверен, что предлагаемый сервис имеет максимальное качество. У нас нет звеньев, где никто за это звено не отвечает. 

От корпорации до стартапера

Новый сервис прежде всего выгоден и удобен малому и среднему бизнесу, тем, кто хочет сэкономить на серверных мощностях и IT-отделах?

— BeeClOUD обращен и адаптируется к потребностям разных сегментов бизнеса. Крупному бизнесу сервис интересен с точки зрения сетевой безопасности, надежности высшего уровня. Так же мы гарантируем ширину канала со стороны ЦОДа в 10 Гбит.  Кроме того, для компаний, имеющих IT-подразделения и разработчиков будет интересной возможность изменения количества и конфигурации серверов методом отправки запросов по протоколу API.

В тоже время наш продукт попадает в потребности стартаперов, которые не готовы тратить средства на инфраструктуру, но в случае успеха испытывают рост в геометрической прогрессии.

Конечно же, облачный сервер востребован малым бизнесом, который не хочет тратить лишне деньги, возить «железо» при переезде, отвлекаться на вопросы безопасности и настройки технологических процессов. Мы видим интерес со стороны среднего бизнеса, особенно это касается компаний с сезонным спросом, которые не хотят, чтобы стационарные сервера работали вхолостую. Наконец, BeeClOUD полезен любому бизнесу в России, агрегирующему персональные данные.

Можете привести конкретный кейс компании, выбравшей BeeClOUD?

— В Новосибирске у нас есть клиент – маркетинговое агентство, которое не только проводит рекламные компании для заказчиков, но и используя ИТ-инструменты по различным алгоритмам. Они замеряют воздействие, анализируют трафик покупателей в ритейле, их поведение до и после. Соответственно, используемые мощности зависят от количества заказчиков в моменте, от сезонности. Компания решила воспользоваться нашим сервисом, потому что их, прежде всего,  привлекла оплата по «сервисной модели».

Другая, более крупная компания выбрала наш сервис, исходя из вопросов безопасности. Это большой холдинг с распределенной сетью по всей территории России и единым центром управления, куда в режиме онлайн стекается вся информация. Любой перебой в этом центре приведет к недоступности IT-систем и стагнации всей сети. Такой сбой очень критичен для бизнеса.  BeeCloud дает крупному холдингу гарантию бесперебойной работы и избавляет от необходимости затрат на серверное оборудование и содержание IT-персонала. Кроме того, резервное копирование дает дополнительную защиту информации. Кстати, оплата бекапов у нас осуществляется за дельту изменений. Если вы за день изменили только 1 % информации, то оплатить нужно будет только его. Это несомненный плюс.

 

Ярославский ЦОД — сердце «Билайна»

 
ЦОД построен в Ярославле, рядом с Техническим центром Билайн, который имеет площадь в 30 тыс. кв. метров, а с прилегающими постройками 7 га. Внушительные размеры и внушительные мощности – порядка 1600 серверных стоек с возможностью расширения до 2000. Это огромный двухэтажный зал с бесконечным количеством мерцающих огоньков диодных индикаторов. Зрелище завораживающее и впечатляющее. Сам технический центр — это офис на 500 человек, который воплощает в себе основные идеи корпоративной культуры «Билайн» и является подлинным произведением искусства. В проекте использованы вторичные материалы и экологические технологии. Мощности Ярославского ЦОДа рассчитаны на покрытие потребностей компании и всех клиентов в течении 10 лет вперед. ЦОД сертифицирован по максимально возможному уровню безопасности TIER 3 и расположен на перекрестке трех интернет-магистралей – Москва, Кострома и Тверь. 2018 году планируется открытие второго ЦОДа в Москве, который по мощности будет немного превосходить ярославский.