Бизнес Артема Коровина и Федора Смирнова начался на кухне, там появились деревянные очки под брендом BREVNO. Первые инвестиции по 20 тыс. руб. с компаньона — за год вернулись в десятикратном объеме.
Одноклассники - архитектор Артем Коровин и маркетолог Федор Смирнов искали оригинальную идею для бизнеса, которая бы содержала частицу сибирской аутентичности. Увидев деревянные оправы для очков, поняли — это то, что нужно. За год продукция, которую делали молодые предприниматели, стала настолько популярна, что им пришлось уволиться с работы и открыть собственное производство.
Артем Коровин и Федор Смирнов учредители компании BREVNO (фото Алексей Ларичев)
- Если иностранец приезжает в Красноярск, в качестве сувенира из Сибири ему увезти нечего. С этой мысли все началось. Первые деревянные очки, которые нам попали в руки, были китайские. Мы подумали, а почему бы не делать такие в Сибири? Это было бы круто!
Заказали пробную партию из Китая и разочаровались. Оправы были залакированные, в них не было фишки — ощущения фактуры материала, запаха дерева. И нас заклинило, начали изучать технологии производства очков.
В августе 2013 г. мы придумали название марки и логотип, скинулись по 20 тыс. руб., купили инструменты и сырье — ангарскую сосну. Первые очки делали у Артема на кухне, частично дорабатывали у знакомого в рекламной мастерской. За проектирование и технологию у нас отвечает Артем — это ближе к его профилю. Конечно, пробные экземпляры ломались, трескались… Мы общались со многими специалистами, чтобы понять, что делаем не так.
Дальше — больше. Только разобрались с оправой, новая проблема — наши оптики. Они не привыкли работать с нестандартными задачами. Те оптики, которые готовы были взяться за это, просили огромные деньги. Но в итоге удалось найти надежных партнеров. В ноябре прошлого года мы уже имели на руках полноценные деревянные суперпрочные очки, созданные нами. На тот момент у нас были заведены странички в Фейсбуке, «ВКонтакте», Инстаграмме. Первые продажи шли через интернет и знакомых. На нас почти сразу начали выходить компании из других городов, просили скинуть прайс на продукцию. Так появились дистрибьюторы в Санкт‑Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Кемерово. Недавно наши очки начали продаваться в Самаре.
Примерно в то же время расширили ассортимент деревянными блокнотами и чехлами для айфонов. На Новый год получили большой поток заказов. Многие брали нашу продукцию в подарок. Подчеркнем, что помимо этого бизнеса, мы продолжали трудиться на постоянных своих работах. Но тот Новый год дал нам возможность хорошо заработать. И мы решили, что хватит ходить по кухням, чужим мастерским, столярным, нужно делать свою мастерскую. Нашли помещение в «Кванте», своими силами сделали ремонт, купили лазер, оборудование, инструменты. Объем инвестиций составил около 500 тыс. руб. Это были средства, которые мы уже заработали на продаже очков. Вернулись они за полгода. Когда запустили мастерскую в середине лета 2014 г., оба уволились с работы.
На нас стали выходить крупные, статусные компании, заказывать сувениры из дерева для подарков бизнес‑партнерам, небольшие эксклюзивные штучки для HoReCa. За лето мы сделали только очков около 100 штук. Часто нам не хватало рук, нанимали фрилансеров на большие заказы. Признаться честно, мы очень плохие менеджеры в плане управления, делегирования полномочий. Тяжело дается обучение новых людей, нам проще сделать все самим, чем объяснить — как. Это, конечно, неправильно, и мы над этим работаем.
Нам есть куда расти, мы это видим. Цикл производства солнцезащитных очков у нас собран полностью, а вот с линзами (для людей со слабым зрением) — пока нет. Сейчас работаем над коллекцией оправ, с которыми можно прийти в оптику и без проблем поставить любые линзы. Партнеры в Баку хотят открыть представительство нашей компании. Парень посмотрел, посчитал, говорит:
«Ну все, мы тут мастерскую сделаем. Отправляйте чертежи…»
Собираемся туда в командировку, девушек своих уже напугали. Готовимся после Нового года расширить производство, у нас уже становится тесновато. Хотим купить оборудование, чтобы выпускать чехлы для айфонов и айпадов здесь, а не в Китае.
Есть люди, которые тупо хотят заработать «бабла», они покупают контейнер сантехники в Китае и продают его в России. А наша философия проста — если заниматься тем, что тебе нравится, это принесет денег столько, сколько нужно. Не надо ничего усложнять, делай свое дело качественно, общайся с клиентами и береги репутацию компании.