Меню

Врачей должны контролировать страховщики, а не государство

В острой дискуссии, разгоревшейся вокруг «закона Димы Яковлева», всплывала тема здравоохранения. Чаще всего его вспоминали, когда говорили, что в нашей стране инвалидов «поставить на ноги» нереально.

Ну и, разумеется, ругали в целом качество отечественной медицины. И я эту точку зрения поддерживаю (кстати, пусть косвенно, но с этим согласны и крупные чиновники, предпочитающие лечиться за границей). И да, все-таки добавлю: я против четвертой статьи новоиспеченного закона.
Тем временем, пока мы делимся на лагери и рассуждаем о сиротах, больных детях, Путине, продолжается снижение расходов российского бюджета на здравоохранение. Официальные планы: в наступившем году затраты государства на медицину упадут на 8,7% в сравнении с прошлым годом. К 2015 году снижение составит уже 17,8%. Итогом станет 2,5% от ВВП на цели здравоохранения. В 2013 году вступят в действие некоторые положения некоторых принятых ранее законов, обеспечивающих компенсацию столь существенного сокращения расходов бюджета за счет средств граждан. Нас с вами.
Оговорюсь сразу, я не считаю, как многие, что в России есть бесплатное здравоохранение. Система ОМС, ни шатко ни валко работающая в нашей стране, одним своим существованием опровергает термин «бесплатное». Мы платим за нее налогами, отчислением взносов на обязательное медицинское страхование. Потому я для себя делю нынешнюю медицину на «условно бесплатную» «платно-бесплатную» и «платную». То есть ты, конечно, можешь получить довольно сложным путем медицинские услуги в поликлинике рядом с домом, однако чаще всего ты готов дать коробку конфет врачу за дополнительную консультацию или верное направление или сдать анализы без очереди за 300 рублей, сунутых медсестре, — и вот он, «платно-бесплатный» теневой сервис. Те, кто может себе это позволить, идут в платную медицину, считая, что время и нервы дороже денег. Я плачу за условно бесплатную медицину как субъект экономической деятельности. Как частное лицо, я предпочитаю заплатить отдельно. Иногда прямо, иногда — косо.
Но то, что я могу себе позволить заплатить за адекватного педиатра (потому что в условно бесплатной поликлинике наш участковый врач предпочитает на все случаи кашля и соплей сразу подсовывать, ах, простите, выписывать, детям антибиотики), не значит, что меня устраивает сложившееся состояние дел. Да и чего скрывать, пока и к платной медицине вопросов довольно много.
Откройте программу модернизации краевого здравоохранения на 2011-2012 год (по идее, уже исполненную). Неплохие цифры, складывающиеся из бюджетных средств и средств федерального фонда ОМС. Правда, у меня, видимо, как у человека, далекого от медицины, просмотр строчек сразу вызывает вопросы. Почему, к примеру, на укрепление материально-технической базы медучреждений (медоборудование стоит очень дорого) денег выделено меньше, чем на внедрение современных информационных систем (это про сайт с электронной очередью, что ли?)? Стало сложнее покупать томографы по завышенным ценам?
А уникальные аппараты МРТ стоимостью в 40 миллионов появляются в частных клиниках (хоть здесь!). Вообще, неблагодарное это дело — говорить о коррупции, о распиле бюджетных средств и т.п. Поэтому скажу о том, что в какой-то степени находится на уровне моей компетенции.
О том, что необходимо отладить существующую систему медицинского страхования. Вкратце: не государство должно контролировать, как лечат граждан в каждом конкретном случае, а страховые компании. На первом плане должны стоять интересы гражданина (не кидайте в меня томатами — я ж об идеальной модели). Страховая медицинская организация в качестве полноправного субъекта системы ОМС должна активно, подчеркну — активно, играть роль представителя и независимого от медучреждений защитника интересов застрахованного населения в сфере здравоохранения.
А сегодня мы, работодатели, прикрепляем своих сотрудников к первой попавшейся страховой компании и очень часто совсем ничего не знаем о том, что нам и нашим сотрудникам полагается в рамках ОМС. И чего скрывать: страховые компании, работающие в рамках медицинского страхования, разные. И ответственность у них разная.
Памятуя о том, что, критикуя, начинай с себя, себе лично я поставила задачу на первый квартал 2013 года — обратиться к своему страховщику за разъяснениями. Хочу понять, что именно гарантирует наше условно бесплатное здравоохранение.

Анастасия Потекина, гендиректор агентства "Приоритет", руководитель портала "Финансист"