Меню

Время «барыжного» бизнеса давно прошло.

Руслан Жамилов, генеральный директор компани «Бэст Бизнес Консалтинг+».

Уже практически все финансовые аналитики страны уверенно заявили: экономический кризис закончился. Пришло долгожданное время роста. Это утверждение у меня вызывает большое сомнение. Я полагаю, что бизнесу в первую очередь, а затем и власти еще предстоит столкнуться с новыми вызовами. Отсутствие «дешевых» денег для потребителей уже привело к снижению покупательской способности. И те самые докризисные очереди за бытовой техникой, квартирами или мебелью так и остались в прошлом. Можно продолжать повышать планы продаж своим отделам. Но чуда не будет, и это пора осознать. Это лишь первая часть трудностей, за ней уже стремительно надвигается следующая. Нам предстоит дефицит качественного профессионального персонала. Какие для этого причины? Сейчас на кадровом рынке большая часть сотрудников — это люди, которые родились и получали высшее образование в 70, 80 и 90-е годы. Вы прекрасно помните, какое это было время в стране и как тогда учили. Достаточно сильная система среднеспециального и высшего образования. Им на смену приходит поколение, получающее образование в 2000-е годы в совершенно другой системе ценностей и системе подготовки. Они не умеют системно мыслить. За последние три месяца я переговорил с десятком руководителей красноярских компаний разных сфер бизнеса: торговля, услуги, производство. Все практически хором говорят: на рынке становится все меньше молодого персонала, способного к труду. Я считаю, чтобы не завязнуть в новом кризисе, нужно полностью перестроиться. Перестать играть в умных и строить свой бизнес по принципу «купи — продай». Городу уже не нужны в таком количестве торговые центры, сети бытовой техники, магазины одежды, агентства недвижимости. Время «барыжного» бизнеса прошло. Нужны новые интеллектуальные решения. Нужны бизнесы, построенные на науке, инновациях, современных технологиях. Впрочем, сейчас только ленивый не говорит об этом. Здесь ключевое слово «говорит», но не делает. Я убедился в этом на собственном примере. В 2009 году я с коллегами выходил на городскую администрацию с предложениями по созданию бизнес-инкубатора. Идея была связана с созданием сообщества частных инвесторов, ориентированных на инновационные модели бизнеса. Надо сказать, что к самой идее мы подготовились основательно. Написали программу развития, собрали массу документов, изучили опыт западных коллег. Что получилось в итоге? Ничего! Несколько месяцев у нас ушло на хождение по коридорам власти. Провели десятки бессмысленных переговоров. Нас «пинали» из одного кабинета в другой, отправляли к непонятным людям с непонятными компетенциями. К людям с абсолютно не инновационным мышлением, которые просто не понимали, о чем мы говорим. Если честно, в определенный момент мне даже показалось, что их взяли на работу не из-за их профессиональных качеств, а по принципу «просто хороший человек». В сухом остатке: куча потраченных нервов, времени и никаких реальных действий. Получается, что пока власти не нужны небольшие инновационные компании. В фаворитах только крупные корпорации типа «Росатом» и «Роснано». При этом, я точно знаю, что в том же Красноярске много компаний, у которых есть свои инновационные идеи. Им только надо помочь их реализовать. Думаю, если ситуация не изменится, вызовы, о которых я говорил выше, захлестнут нас. Уже через год большая часть «торговых» бизнесов закроется, а инновационной альтернативы им так и не появится.

 

Руслан Жамилов.