Меню

Web-разработчики ищут новые способы заработать

эксперты Александр Аверин арт-директор компании MaxsoftАндрей Иванов арт-директор компании «Мета Дизайн»Алексей Ивахин коммерческий директор компании «Интек Медиа»Александр Куренский директор

Красноярские «веберы» пришли к выводу: традиционно кормивший их сегмент разработки сайтов под заказ крупных и средних компаний близок к насыщению. Web-разработчики ищут новые пути развития. Одни предлагают услуги по информационной поддержке и оптимизации корпоративных сайтов, осваивают сегмент частных заказчиков. Другие разрабатывают антикризисные услуги и продукты с целью привлечь мелкие компании. Третьи сконцентрировались на продвижении собственных интернет-проектов.

эксперты

Александр Аверин
арт-директор компании Maxsoft
Андрей Иванов
арт-директор компании «Мета Дизайн»
Алексей Ивахин
коммерческий директор компании «Интек Медиа»
Александр Куренский
директор компании «Атикс»
Алексей Тимошенко
директор компании «Графикс»
 
Сколько сайтостроители зарабатывают на дополнительных услугах?
Где пересеклись интересы web-разработчиков и медиа-холдингов?
Насколько «просел» местный рынок интернет-рекламы? 
Еще 2-3 года назад практически все красноярские «веберы» зарабатывали исключительно производством сайтов. В минувшем году структура оборота красноярской компании, занимающейся веб-разработкой, выглядела уже примерно так: 70-80% в ней занимали доходы от разработки сайтов и 20-30% — от услуг по поддержке и оптимизации, размещению интернет-рекламы. В компании «Мета Дизайн» изменение вектора развития еще более наглядно: «В структуре наших доходов около 70% приходится на рекламу и продвижение сайтов и только 30% — на разработку», — рассказал арт-директор компании АНДРЕЙ ИВАНОВ.
«Веберы» напирают на дополнительные услуги «Раньше многие клиенты заказывали сайт с целью «чтобы был». Сделаешь такой сайт, и он висит в сети мертвым грузом — некая «черная дыра» в интернет-пространстве. Причем у самого заказчика возникало ощущение выброшенных на ветер денег, а мы, в свою очередь, теряли его как клиента», — говорит арт-директор компании Maxsoft АЛЕКСАНДР АВЕРИН. Сейчас, по его словам, большинство заказчиков приходят с четкой целью: либо заработать деньги с помощью сайта, либо сэкономить. «И с ними проще работать», — говорит Александр Аверин. «Заказчики начали воспринимать сайт как инструмент ведения бизнеса», — говорит и директор компании «Атикс» АЛЕКСАНДР КУРЕНСКИЙ.
С изменением отношения клиента к сайтам стали востребованы и новые услуги. «У крупных компаний все большей популярностью пользуется услуга информационной поддержки уже после разработки сайта, а именно написание статей, поиск и адаптация информации и т.п. Иными словами, ежедневная поддержка ресурса в актуальном рабочем состоянии», — сказал директор компании «Графикс» АЛЕКСЕЙ ТИМОШЕНКО. Веб-разработчики также рассказали об увеличении спроса со стороны своих прежних заказчиков на доработку и обновление сайтов.
Неплохие деньги в 2008 году принесла «веберам» и еще одна дополнительная услуга — продвижение сайтов в интернете путем поисковой оптимизации. Доля этой услуги в обороте некоторых сайтостроительных компаний достигла 20%.
Сайтостроители идут к мелким компаниям и частным лицам Участники рынка также пытаются заработать за счет привлечения новых клиентов, например, компаний малого бизнеса. Сейчас этот сегмент активно пытается расшевелить Maxsoft. Для этого компания запустила специальный проект «Веб-фабрика». «Суть проекта в том, чтобы минимизировать временные и финансовые затраты на разработку сайта. Поскольку самое дорогое в этом процессе — разработка дизайна, мы предлагаем заказчику воспользоваться одним из готовых шаблонов, которые в огромном количестве размещены в различных интернет-хранилищах. Стоимость их составляет 2-3 тысячи рублей. Вместе с доработкой такой сайт конечному потребителю обойдется в сумму около 15 тысяч рублей, что в 4-5 раз дешевле стандартной стоимости разработки сайта. При этом с момента покупки шаблона до выкладки готового сайта в сеть пройдет все 2-3 недели», — пояснил г-н Аверин. Оценить результативность «Веб-фабрики» в Maxsoft пока не готовы, так как проект стартовал недавно, однако в компании уверены, что в период кризиса он будет востребован.
Андрей Иванов отметил, что рынок уже стал прирастать заказами со стороны еще одного нового сегмента — частных лиц. «На повышение спроса сильно повлияла популярность «Одноклассников», «В контакте» и других подобных ресурсов. У нас увеличилось число заявок со стороны физлиц на создание социальных порталов, сайтов по интересам, фотогалерей. Причем они заказывают такие сайты не ради развлечения или самопиара, а для зарабатывания денег. Владельцы подобных сайтов рассчитывают «раскрутить» проекты и получать от них прибыль. Интернет начинает восприниматься как среда, дающая возможность зарабатывать», — поделился своим наблюдением Андрей Иванов.
Продажа «Красноярск.Биз» стала прецедентом Все больше веб-разработчиков пытаются заработать на собственных интернет-проектах. Самым заметным событием на местном рынке web-разработки в прошедшем году эксперты назвали продажу портала «Красноярск.Биз» компании «Интек Медиа». Это был прецедент: впервые на красноярском рынке интернет-ресурс был продан в качестве действующего бизнес-проекта.
Второй путь заработка на собственном интернет-проекте — продажа его рекламных возможностей. Растущая популярность интернет-рекламы подстегивает веб-разработчиков к созданию собственных порталов. В последнее время такие проекты запустили «Мета Дизайн» (городской портал Redom), молодая компания MadRocket (сайт о пробках на дорогах), «Вебов» — информационно-справочный проект «Чекаво», «Красноярск.Биз», продав свой одноименный деловой портал, запустил новый проект «Я ненавижу шопинг» и т.д. «Сейчас, чтобы стабильно работать на рынке, собственные проекты просто необходимы. У нас уже работает портал krasjob.biz, планируем запустить еще один — 24dosug.ru. Мы нацелены на узко сегментированные порталы, которые впоследствии можно будет объединить в один ресурс», — рассказал Александр Куренский.
«Перспективы этого направления огромные, рынок контент-проектов в Красноярске практически пуст», — считает Александр Аверин.
Однако в этом сегменте «веберам» серьезную конкуренцию составили медиа-холдинги и оффлайновые рекламные группы. В последнее время они также активно начали осваивать это направление. Например, «Юнитмедиа» в течение прошлого года переработал сайт Сибирского агентства новостей и стал активнее использовать его в качестве рекламной площадки. Дмитрий Мозговой, соучредитель журнала «Каталог» и нескольких других медиа-проектов, запустил информационно-справочный сайт «Гид по городу», рекламное агентство «БрендON» во главе с Владимиром Перекотием в конце 2008 г. стало продавать рекламные площади своего портала «Реклама-Мама», а в начале 2009 г. запустило сайт о скидках «Гринрей».
Местный рекламодатель не кинулся в интернет С наступлением кризиса web-разработчики и непрофильные игроки, запустившие интернет-проекты, стали радостно потирать руки в ожидании новых клиентов: прогнозировалось, что компании откажутся от традиционных дорогостоящих способов продвижения и массово пойдут в еще недорогой интернет. Однако, как утверждают местные веберы, пока этого не случилось. Ожидаемого притока заказчиков в интернет-рекламу не произошло. «Бюджеты на этот вид рекламы сократились так же, как и на другие. Более того, некоторые клиенты урезали бюджеты на продвижение в интернете в первую очередь. Например, автодилеры, на которых завязан наш портал 24auto.ru. Как они пояснили, сверху, из Москвы, им было дано распоряжение размещаться только в «глянце». Мы пытались оспорить такое положение вещей, но это оказалось бесполезно», — рассказал Андрей Иванов.
«Сократились не только рекламные бюджеты, но и штаты маркетинговых и рекламных отделов. Соответственно, ушли люди, с которыми у нас были налажены контакты, разрабатывались совместные планы, были какие-то договоренности», — добавил коммерческий директор компании «Интек Медиа» АЛЕКСЕЙ ИВАХИН, по некоторым оценкам, рынок интернет-рекламы в Красноярске за последнее месяцы «просел» примерно на 15-20%.
Снизился в кризис спрос на рынке и на другие услуги «веберов». «Партнеры, которые собирались делать или обновлять сайт, сейчас либо вообще отказались это этого, либо отложили на неопределенное время, в лучшем случае сократили объем работ», — сказал Александр Аверин. Однако г-н Аверин отметил, что появился спрос со стороны компаний, которые ранее не проявляли к интернету интереса, тех, чей бизнес во время кризиса пошел в гору, например, со стороны местных производителей продуктов питания, продовольственных ритейлеров и т.п.
Доля сопутствующих услуг будет расти Алексей Ивахин прогнозирует, что в перспективе медиахолдинги и оффлайновые рекламные компании, зашедшие в сегмент интернет-порталов, серьезно потеснят в нем «веберов». «Люди, подобные Игорю Юсьме и Владимиру Перекотию, имеют не только большой опыт в медиа-бизнесе, но и авторитет в бизнес-сообществе. Соответственно, обладают большими ресурсами для развития по сравнению с остальными участниками рынка», — считает г-н Ивахин.
Александр Аверин полагает, что конкуренция с «новичками» не страшна крупным и уже раскрученным проектам, сложнее придется в этой ситуации малоизвестным нераскрученным проектам, которые из-за высокой конкуренции могут остаться неинтересны рекламодателю. Участники рынка прогнозируют, что тенденция увеличения доли дополнительных услуг в структуре оборота веб-разработчиков в дальнейшем будет усиливаться. По смелым прогнозам, уже через год-два не менее половины всех своих денег сайтостроители будут получать за счет сопутствующих услуг.