Меню

Харизматичность руководителя: дополнительный ресурс компании или бомба замедленного действия?

эксперты Константин Гончаровдиректор бюро путешествий «Алеф» Виктор Димитров заместитель генерального директора «Городского радио» Кирилл Дюндикбизнес-консультант Денис Зернов директор Красноярск

Принято считать, что успешному руководителю без харизмы не обойтись. Умение повести людей за собой, профессионализм, уверенность в своих силах, сексуальность, в конце концов, — все эти качества харизматиков продвигают их компании в лидеры. Однако они же могут привести бизнес к глубочайшему кризису. Когда харизматичность лидера начинает вредить делу? Ответ на этот вопрос искали участники очередного дискуссионного клуба «Делового квартала».
эксперты

Константин Гончаров
директор бюро путешествий «Алеф»
Виктор Димитров
заместитель генерального директора «Городского радио»
Кирилл Дюндик
бизнес-консультант
Денис Зернов
директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов
Ольга Орлова
директор КА «Ориан-Персонал»
Евгения Орловская
руководитель отдела маркетинга и PR ЗАО СО «Надежда»
Сергей Остапенко
директор компании «Сити центр»
Василий Руденко
генеральный директор РА «Бутик решений «Escalada»
Наталья Соловьева
директор журнала «Деловой квартал — Красноярск»
Татьяна Ядрышникова
тренер компании «Эксперт-Консалтинг»

Всамом начале встречи ее модератор, директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов ДЕНИС ЗЕРНОВ предложил провести небольшой эксперимент. «Поднимите руки те, кто считает себя харизматичной личностью», — попросил пришедших на заседание клуба гостей и экспертов г-н Зернов. Результат поразительный — лес рук.
За последние годы слово «харизма» стало не менее привычным, чем «стол», «стул», «стиральный порошок». Яркая, уверенная в себе личность — значит, харизматик. И еще один сложившийся стереотип: харизматик — это хорошо. Так ли это на самом деле?..

Участники дискуссионного клуба попытались разложить понятие харизмы по полочкам, спорили на тему «Можно ли развить в себе харизму», анализировали примеры успешных и, наоборот, разваленных харизматиками бизнесов. Оказалось, что харизма не так проста, как кажется.

За харизматиком и в огонь, и в воду

Заместитель генерального директора «Городского радио» ВИКТОР ДИМИТРОВ для начала предложил «пройтись» по определению харизмы. «Термин-то это религиозный. Если я не ошибаюсь, означает «дар божий», — сказал г-н Димитров. ТАТЬЯНА ЯДРЫШНИКОВА, тренер компании «Эксперт-Консалтинг»: «Я могу дополнить определение. В Большом советском энциклопедическом словаре дословно харизма в переводе с греческого — «милость, божественный дар», а харизматичный лидер — это человек, который влияет на последователей своим авторитетом, и этот авторитет основан на мудрости, героизме, святости. Оксфордский словарь так трактует харизму: это психологическая притягательность, способность влиять на людей, но в большей степени влиять эмоционально».

Классическим же считается определение немецкого социолога Макса Вебера: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественным, сверхчеловеческим».

Достаточно размытые формулировки участники клуба попытались конкретизировать, выделив несколько признаков харизматичной личности. «Мне известны результаты исследования, в котором изучались выдающиеся харизматики разных стран и эпох. Так вот, были определены 5 признаков, которые в совокупности составляют харизму: внешняя привлекательность, в частности, сексуальная привлекательность, профессионализм, эрудиция, нравственность и владение человековедческими технологиями, например, человек должен быть коммуникабельным, способным влиять на людей, зажигать их идеями», — сказала Татьяна Ядрышникова.

Реакция на вышесказанное была моментальной. НАТАЛЬЯ СОЛОВЬЕВА, директор журнала «Деловой квартал — Красноярск»: «Я считаю, здесь не хватает еще одного важного признака — веры человека в то, что он делает. Вспомните, как многие начинали свой бизнес — без знаний, без опыта, но с колоссальной верой в свое дело. И люди шли за ними».

ВАСИЛИЙ РУДЕНКО, генеральный директор РА «Бутик решений «Escalada»: «Я считаю, нужно сделать важный акцент — за харизматиком люди пойдут добровольно. Речь не идет о принуждении или манипуляции, люди заражаются его верой и добровольно идут за ним». Кроме того, г-н Руденко подверг сомнению высказывание о том, что харизматик — человек эмоциональный. «Вспомните нашего экс-президента. Вряд ли можно назвать ВВП эмоциональным, однако с тем, что эта личность харизматичная, спорить сложно», — сказал Василий Руденко. «Хочу привести в подтверждение еще один пример — местный. На прошлом дискуссионном клубе «ДК», посвященном лицензионному ПО, выступал корифей красноярского IT-рынка АЛЕКСЕЙ БАБИЙ. Так вот, говорил он негромко, сухо, безэмоционально, но на первой же его фразе зал затихал и слушал его как завороженный. Безусловно, Бабий — харизматик, но держится его харизма отнюдь не на эмоциях, он человек с запоминающейся внешностью и настоящий профессионал», — сказала г-жа Соловьева.

Директор бюро путешествий «Алеф» КОНСТАНТИН ГОНЧАРОВ предложил пополнить список черт харизматичной личности еще одной — наличием чувства меры. На этом споры вокруг понятия «харизма» закончились.

Тренировать в себе харизму сложно, но можно

«Друзья, а можно ли взрастить в себе харизму?» — задал новое направление дискуссии Денис Зернов.
«Я считаю, что любое публичное выступление, любой звонок клиенту, любой контакт — это работа и одновременно тренировка харизмы», — сказал Василий Руденко.

Бизнес-тренеры привели в пример несколько своих «подопечных» руководителей, которые, увидев себя по телевизору, ужаснулись и поняли, что им надо учиться выступать публично, говорить убедительно и красиво, и теперь они целенаправленно тренируют эти навыки. «Я лично сидела перед зеркалом и училась говорить красиво, улыбаться красиво», — сказала Ольга Орлова.

Из зала возразили: «Коллеги, я уверен, харизму не надо путать ни с обаянием, ни с ораторским искусством». Эту мысль подхватил Виктор Димитров: «Странное словосочетание — развитие харизмы. Я считаю, что харизма — штука врожденная».

Возражений на это заявление от гостей и экспертов было много. «Если по поводу сексуальности, коммуникабельности еще можно спорить, то эрудиция, профессионализм — однозначно приобретенные качества», — сказала Татьяна Ядрышникова.

Бизнес-консультант КИРИЛЛ ДЮНДИК завершил спор теоретическими выкладками психологов: «Считается, что две трети харизматичных качеств врожденные, остальные — приобретенные».

Харизматики не ждут, пока бизнес прокиснет

По мнению экспертов, харизматичный лидер просто незаменим на старте бизнеса. Он как минимум ускоряет процесс становления компании, а как максимум за короткие сроки выводит ее на лидирующие позиции. Денис Зернов: «Если даже у харизматика всех материальных ценностей — стол и стул, он благодаря своему обаянию и умению действовать нестандартно быстро найдет поручителей и получит хороший кредит. Благодаря умению убеждать и заражать идеей наймет за невысокую зарплату команду профессионалов. Его умение делать нестандартные предложения привлечет потребителей».

Один из гостей привел пример харизматичного руководителя, который накапливает свой капитал именно за счет умения удачно стартовать. «Этому человеку консультанты дают советы по развитию бизнеса, а он делает все наоборот. Я все ждал: ну когда же он умрет-то с таким подходом?.. А он живет все лучше и лучше. Не дожидается, когда бизнес прокиснет, продает его на пике, переключается на другой бизнес, и так по кругу. Старт-ап — его самое сильное звено», — поделился историей не пожелавший представиться гость из зала.

Участники дискуссии также отметили, что именно харизматики вытаскивают компании из кризиса или форс-мажорных ситуаций. В данный момент, по словам экспертов, растет интерес к руководителям-харизматикам на высококонкурентных рынках. Например, на весьма консервативном банковском. Если раньше там руководители должны были быть просто высококлассными экспертами в своей области, то сейчас на фоне высокой конкуренции на этом рынке на многие клиентские направления стали брать людей даже без опыта банковской работы, но с очень высоким уровнем харизмы. Стали понимать, что главное в работе с клиентами — это эмоция.

Его ошибка в том, что он всегда знает, как надо

Но, по мнению некоторых экспертов, в определенных обстоятельствах харизматичность руководителя может и разрушить компанию. «С сожалением наблюдала историю развала одной красноярской фирмы, гремевшей на старте, занимавшей значительную долю на своем рынке, но постепенно растерявшей позиции. А причина в том, что ее руководитель, ярчайшая личность, человек, у которого был талант собирать вокруг себя сплоченную команду профессионалов, в какой-то момент выбрал не то направление развития. Ему пытались сказать: мы не туда идем, на что был один ответ: я знаю, куда надо. Подход харизматика «я — бог» погубил компанию», — рассказала Ольга Орлова.

Присутствовавших на дискуссии бизнес-консультантов эта история ничуть не удивила. Кирилл Дюндик: «С харизматиками очень сложно работать — они крайне редко прислушиваются к мнению со стороны».
Директор компании «Сити центр» СЕРГЕЙ ОСТАПЕНКО рассказал о такой опасности, которую может таить в себе харизматичность: «Мы видим, как некогда успешные руководители заняты исключительно развитием своей харизмы (которая уже ни в одну фоторамку не входит) и никак не развивают свою команду. В это самое время они теряют один бизнес за другим».

Кроме того, харизматики, как правило, негативно относятся к людям с более ярко выраженной харизмой, чем у них самих. «Часто в компанию, где руководитель — харизматик, сложно привлечь людей с более высоким интеллектуальным потенциалом», — отметил Кирилл Дюндик.

По мнению Сергея Остапенко, предостеречь харизматика в период стабильного развития бизнеса от ошибки может обратная связь. Как от подчиненных, так и от клиентов. Однако в чудодейственную силу обратной связи верят не все участники дискуссии. Ольга Орлова: «Организовать обратную связь не проблема. Вопрос здесь в том, готов ли харизматик с ней конструктивно работать»

ЕВГЕНИЯ ОРЛОВСКАЯ, руководитель отдела маркетинга и PR ЗАО СО «Надежда»: «Я внимательно слежу за ходом дискуссии и все больше не понимаю, почему харизматика мы трактуем так однобоко? Почему отказываем ему в гибкости?» Татьяна Ядрышникова так ответила на этот вопрос: «В начале 21 века специалисты по организационной психологии пришли к выводу, что самый оптимальный вариант руководителя для компании — трансформационный руководитель. Сочетающий в себе эмоциональный подход и инструментальный, предполагающий четкую постановку целей и понимание оптимальных путей их достижения. На практике пока чаще всего эти два подхода демонстрируют два разных человека. В идеале харизматик должен уметь трансформироваться в инструментального руководителя».