Меню

Хлопонин перерос красноярский край

сергей комарицын: Руководитель Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» СЕРГЕЙ КОМАРИЦЫН, которого многие красноярцы помнят как непримиримого оппонента экс-губернатора

Политолог Сергей Комарицын — об эпохе экс-губернатора Александра Хлопонина, которая, по его мнению, не закончилась.

сергей комарицын:

Руководитель Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» СЕРГЕЙ КОМАРИЦЫН, которого многие красноярцы помнят как непримиримого оппонента экс-губернатора АЛЕКСАНДРА ЛЕБЕДЯ, годы руководства Красноярским краем АЛЕКСАНДРОМ ХЛОПОНИНЫМ назвал продуктивными. По его мнению, все дело в ключевой парадигме, с которой Хлопонин пришел в край: «здесь места хватит всем» — так она звучала.
— Если в целом говорить о губернаторстве Хлопонина, а это почти 8 лет, то оно выгодно отличается от того, что происходило во многих других регионах страны, значительно отличается и от того, что было в крае до прихода Хлопонина. Вспомните эпоху Лебедя — хаос, абсолютная политическая и экономическая дезинтеграция края, неэффективное управление, раскол в обществе, социальная напряженность. Именно таким край достался Хлопонину, — считает г-н Комарицын.
Как быстро тогда новому губернатору удалось переломить ситуацию?
— Достаточно быстро. Практически через несколько месяцев. Ему удалось урегулировать отношения с Администрацией города Красноярска, договориться со всеми основными политическими силами. Отмечу, у губернатора Хлопонина за все эти годы не было никакой политической оппозиции.
Очень быстро новая администрации выстроила отношения и с бизнес-структурами. Понятно, что Хлопонин изначально не был самостоятельной фигурой, он, собственно, этого никогда и не скрывал — его делегировал во власть крупный бизнес, так называемая «северная группа», основным идеологом которой был тогда ВЛАДИМИР ПОТАНИН. Экс-губернатор быстро сумел развести интересы «северной группы» и других финансово-промышленных групп, в первую очередь «РУСАЛа». Были механически разграничены сферы интересов ФПГ — думаю, это были компромиссные решения, но они соблюдались.
В то же время Хлопонин решил все задачи, которые ставила перед ним «северная группа». «Интеррос» серьезно зашел в энергетику края, практически через несколько дней после избрания Хлопонина губернатором было принято соглашение о продаже «Полюса» «Норильскому никелю», который превратился в «Полюс Золото». «Норникелю» «ушло» Енисейское речное пароходство, произошел передел в деревообрабатывающей промышленности и так далее. Все эти экономические перемены случились спокойно, не вызвали никаких потрясений и скандалов. Хлопонин смог совместить интересы крупного бизнеса, который представлял, и стратегические интересы края и его жителей.

Губернатор имел сильное лобби
Г-н Комарицын считает, что экс-губернатору удалось из менеджера трансформироваться в административно-политическую фигуру. По его мнению, такого сильного лобби в федеральном центре не было ни у одного сибирского губернатора.
— Как стратег он смог реанимировать несколько крупных инвестиционных проектов, о которых все время говорилось, но практическое их воплощение началось именно при нем — это Нижнее Приангарье, Ванкор. Отдельно я бы отметил создание СФУ в Красноярске, который в перспективе может превратиться в один из крупнейших научно-исследовательских и образовательных центров не только Сибири. Ведь основная проблема Сибири — проблема исторической перспективы, так как идет вымывание населения. Для того чтобы этот процесс остановить, нужны именно такие серьезные государственные проекты, каким и задумывался СФУ. По количеству студентов он на сегодня крупнейший вуз в стране. А ведь в Красноярске нет серьезной научной традиции, сравнимой с теми, что есть у наших соседей в Иркутске, Томске, Новосибирске. Но СФУ появился именно в Красноярске. Да еще и с президентом России ДМИТРИЕМ МЕДВЕДЕВЫМ в качестве председателя попечительского совета. Это, безусловно, личная заслуга экс-губернатора.
Перед губернатором легко открывались двери кабинетов федеральных чиновников?
— Александр Геннадиевич умелый лоб- бист — ему удалось выстроить очень эффективные отношения с федеральным центром. Его влиятельность в столице и серьезное значение края в масштабах страны были заметны по внешним признакам: например, у нас был шестой съезд «Единой России» — первый съезд партии власти, который прошел за пределами столицы. У нас проводится экономический форум, на который охотно едут известные бизнесмены, влиятельные политики. За эти несколько лет президент, премьер, я не говорю уже о вице-премьерах, побывали в крае много раз — такого не было у наших соседей. А это тоже показатель отношения к региону и к персоне.
Хлопонину близок стартап и далек Астафьев
Решение президента о повышении Александра Хлопонина политолога Комарицына не удивило. По его мнению, экс-губернатор уже перепрыгнул губернаторскую планку. За эти годы он вырос до политика федерального масштаба.
Обоснуйте свое мнение.
— Александр Геннадиевич всегда входил в топ-лист региональных руководителей как эффективный управленец, неслучайно же его фамилия в последние несколько лет фигурировала в разных слухах, что его куда-то назначают-повышают.
Он перерос Красноярский край, и в последнее время, на мой взгляд, было заметно, что ему здесь уже не очень интересно. По задачам ему ближе становление процесса. В крае процессы давно запущены — поднадоело Александру Геннадиевичу у нас. Не могу подкрепить это заявление какими-то публичными высказываниями экс-губернатора, скорее, это мой интуитивный вывод, который основывается на тысяче мелочей. Например, Александр Хлопонин так и не купил в Красноярске квартиру, все это время прожил в гостинице в «Соснах». Прописался в крае спустя несколько лет после избрания губернатором, и то по необходимости — перед референдумом по вопросу объединения Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. Так и не перевез в край семью, его родные приезжали сюда очень редко. Он все больше времени проводил вне края. Попасть на прием к губернатору в последнее время было сложно. Некоторые главы районов, крупные руководители месяцами ждали аудиенции.
Как вы оцениваете экономические итоги губернаторства Александра Хлопонина? Сделал ли, на ваш взгляд, край обещанный еще в ходе предвыборной кампании экономический рывок?
— Обещание сделать экономический рывок было чистой воды пиар-акцией. Обычным агитационно-пропагандистским продуктом идеологии предвыборной кампании. В политике слова не всегда соответствуют делам, я бы даже сказал — почти никогда не соответствуют. Предвыборные лозунги реализовываются очень редко. Рывка, я считаю, не произошло, его по определению в отдельно взятом регионе быть не могло. А вот экономические показатели у нас хорошие. За годы губернаторства Хлопонина в несколько раз вырос бюджет края, по уровню доходов и расходов населения мы входим в лидирующую десятку регионов России.
Администрация края больше внимания уделяла крупным бизнес-структурам. Доля налогов от среднего и малого бизнеса за годы управления Хлопонина серьезно не увеличилась. Революции в этом вопросе не произошло.
Чем вас лично удивил Александр Хлопонин?
— Некоторыми кадровыми решениями. Например, до сих пор не могу забыть одного из его заместителей, курировавших социальную сферу, г-жу Крепышеву, которая предлагала для поддержки Большого концертного зала открыть в нем платные туалеты для свободного пользования. Так она хотела пополнить бюджет БКЗ
Как личность Александр Геннадиевич удивил меня в хорошем смысле — своей прямотой. Он не был лицемером. Например, не скрывал, что не любит произведения Астафьева, что одолел одну из его книг только до седьмой страницы. Чем, правда, вызвал культурный шок у некоторой части местной интеллигенции.
Ушел ли Хлопонин?
Говорить о том, что эпоха Хлопонина в Красноярском крае закончилась, считает г-н Комарицын, рано.
— Список кандидатов на должность губернатора не удивил. Все трое работали с Александром Геннадиевичем, все трое участвовали в разработке существующего курса. Александр Новак — хороший финансист, свой человек в Минфине, потому нужен сейчас Хлопонину в Москве. Эдхам Акбулатов прекрасный экономист, но не совсем человек хлопонинской команды, он, скорее, человек красноярской элиты. Лев Кузнецов — личный друг губернатора, был идеологом многих начинаний администрации Хлопонина. Думаю, с приходом любого из них на пост губернатора продолжится взятый ранее курс развития региона. Изменится только портрет самого губернатора. Все претенденты — личности непубличные.
Думаю, за любого из этой тройки кандидатов наше Законодательное собрание проголосует с первого раза.