Дмитрий Потапенко* управляющий партнер Management Development Group Inc., экс-генуправляющий сетями «Пятерочка» и «Карусель» Когда пришла новость о гибели матери Евгения Чичваркина*, я тут же отреаг
Дмитрий Потапенко* управляющий партнер Management Development Group Inc., экс-генуправляющий сетями «Пятерочка» и «Карусель»
Когда пришла новость о гибели матери Евгения Чичваркина*, я тут же отреагировал, на сайте «Ритейлер.ру» поднял эту тему и высказал ему соболезнование. Хотя надо честно признать: любые соболезнования в такой ситуации бессмысленны, никакими словами маму не вернешь. Человек ушел. Точка. Я Евгения знаю давно, еще с начала 90-х гг., и для меня очевидно, какое для него это горе— смерть матери (или ее убийство). И совсем отдельная история, что бизнесмен, находясь за границей по непонятному обвинению в похищении человека, не смог закрыть глаза матери и похоронить ее— это отвратительно.
Теперь стоит эту историю обдумать. Евгений заявлял, что смерть матери может иметь неестественные причины, что это повод для того, чтобы выманить его из Лондона и арестовать, когда он приехал бы на похороны. Скажу осторожно: технически это возможно. В ГРУ существовал отдел по ликвидации высокопоставленных деятелей— «Шторм», и, насколько я знаю, он не распущен. Так действует МОССАД— устраняет людей, маскируя их убийство под несчастный случай. Было ли так с матерью Чичваркина— не знаю, свечку не держал. Но, отвечая на прямой вопрос, убили ли мать Евгения для того, чтобы выманить его и арестовать, с моей точки зрения, скорее нет, чем да. Я бы дал 90% за то, что это не так, и лишь 10%, что такое возможно. Уверенно сказать, что подобные истории— бред, мешает то обстоятельство, что я лично постоянно чувствую за плечом дыхание государства и упертый в спину ствол, дыхание не того государства, которое хотя бы не посылает гражданина на хер, а ровно наоборот. Поэтому и даю 10%, что насильственная смерть матери Чичваркина— вероятна.
С другой стороны, я не хочу присоединяться к хору голосов, скандирующих «Гасить ментов». Сейчас это модный лозунг. Менты во всем виноваты?Да ничего подобного, они только внешнее проявление системы. Они всего лишь цепные псы, опричники. Им сказали: «Фас»— они исполняют, им говорят: «Стоять, бояться»— они стоят, боятся. Не ментов надо менять, а глубинную систему.
Насколько я знаю, в истории с Чичваркиным есть и доля Женькиной вины. Он человек безбашенный, склонный к резким высказываниям, острым шуткам. И после истории с конфискацией силовиками партии его телефонов, оказавшихся потом на рынке, одна из его шуточек затронула какого-то высокопоставленного сотрудника МВД, на уровне чуть ли не министра. Там озлобились и сказали: «Ах, он так с нами шутит? Гасить!» Для меня лишь очевидно, что конфискованные телефоны действительно были пущены в продажу, я сам знаю, где они продавались.
Но важно понимать: любой предприниматель в нашей стране, даже самый осторожный и лояльный силовикам, не застрахован от прессинга. Для этого совсем не надо шутить с силовиками в стиле Евгения. Не понравился ваш галстук— и вы под прицелом.
Некоторые мои коллеги пытаются заручиться поддержкой кого-то из силовиков, чтоб в случае давления было кого просить о помощи. Я бы не рекомендовал это делать. Мы все овцы для них, и если овца придет к волку просить о защите от другого волка, так тот, к кому она пришла, ее и зарежет. Если вы открываете бизнес— ресторан, кейтеринг, стройкомпанию, вам не надо идти заранее «дружить» с ментами или другими «охраняющими» органами. Вы сами с ними неминуемо столкнетесь. А вот дальше все зависит от вас — сумеете ли вы выстроить с ними «нормальные» отношения. Отдавая им маленькие кусочки, важно понять, кто из них наиболее «порядочен» и берет, что называется, «по погонам». Это фарисейство, конечно, но даже среди взяточников есть люди «совестливые», знающие меру, и те, у кого «совести» нет. Всем знакома ситуация, когда ты торопишься, гаишник останавливает и начинает читать лекцию на полтора часа. Потом все равно берет деньги. И есть такие, кому говоришь: «Старик, сколько?» — и он сразу тебя отпускает. В нашей совковой ментальности мне ближе вторые, я их уважаю за то, что они не канифолят мозг. Просто объявляют прайс-лист, как в супермаркете, а я экономлю время. И не надо читать нравоучений, что кто-то стоит на страже чего-то там. Все это херня. Ему нужна «палка», а мне нужно, чтоб все побыстрее закончилось.
Колонка написана специально для «Делового квартала»