Меню

Яна Дойна: Патентный поверенный РФ — опытный штурман, защищающий бизнес

Еще лет пять назад мало кто задумывался о защите интеллектуальной собственности, но сейчас предприниматели поняли ценность имени — и как бренда, и в приземленном, материальном смысле.

Моя компания имеет несколько десятков собственных зарегистрированных товарных знаков. Когда возникает идея, мы сразу ее защищаем, оставляя «про запас». Когда реализуем? Может, завтра, может, через год. Главное — мы уверены, что нашу идею не смогут увести.
 
Горжусь клиентами, которые идут регистрировать товарный знак, прежде чем начинают бизнес. Обычно же бывает наоборот: придумал идею — побежал делать деньги, добился успеха, наконец, решил, что можно регистрировать имя продукта или услуги, и тут выясняется, что кто-то с аналогичным брендом успел раньше. Что делать? Менять название, в раскрутку которого уже вложены деньги. 
 
Хорошо еще, если название просто запретят использовать, а ведь могут еще и взыскать по суду деньги за неправомерное использование бренда — до 5 млн рублей. Если бизнес небольшой, это его убьет. Могут потребовать удалить этикетки с товара, а если это технически невозможно, то ликвидировать всю партию за счет предпринимателя. Придется сменить вывески, название сайта, создать новое юридическое лицо. Это огромные финансовые потери! В сотни раз больше стоимости процедуры регистрации товарного знака. Поэтому я уверена: что защита товарного знака таит в себе много профессиональных нюансов, но, доверив этот процесс опытному специалисту, вы экономите время, деньги и увеличиваете шансы на его регистрацию, делая процесс легким и максимально комфортным.
 
Бывают в таких разбирательствах и вполне удачные исходы. Например, наш клиент, компания которого успешно работает более двадцати лет, решил зарегистрировать свой бренд. И выяснилось, что он занят ровно в тех товарах и услугах, которые ему были нужны. Благо, что правообладателю он был не нужен, и мы его просто выкупили — за довольно крупную сумму, но если учесть двадцатилетнюю историю бренда, то это был самый щадящий и достаточно экономичный вариант решения проблемы. 
 
Владельцы зарегистрированных товарных знаков имеют много преимуществ перед конкурентами на рынке. Например, продажа франшизы — это возможность расширить свои границы и раскрутить бренд в других городах, выйти на новый уровень. Но благами франшизы могут воспользоваться только владельцы зарегистрированных знаков. Не может предприниматель  продавать франшизу, если не владеет товарным знаком. Это риск для франчайзи и для самого владельца бизнеса. Компания в любой момент может схлопнуться и принести большие убытки.
 
Ни для кого не секрет, что сейчас самой развитой и мощной площадкой для продаж и продвижения являются Интернет и наружная реклама. Например, всем известные интернет-гиганты вроде Ozon, Wildberries или Lamoda не работают с поставщиками, у которых нет зарегистрированных товарных знаков. А выбирая место размещения наружной рекламы, какие варианты вы рассматриваете? Чаще всего это крупные торговые центры с большой проходимостью потенциальных клиентов. Лакомое место? Однозначно! Но если у вас не зарегистрирован товарный знак, можете не торопиться. Скорее всего, вам откажут в размещении. Дело в том, что первый, кто будет нести ответственность и к кому направят претензии, — тот, кто разрешил разместить рекламу. Следовательно, без зарегистрированного товарного знака размещение на таких площадках невозможно.
 
Бывает, спрашивают: а что, надо обязательно идти к патентному поверенному РФ? Неужели нельзя подать заявку напрямую в Роспатент? Конечно, можно, и я знаю людей, которые так и сделали и у них все получилось. Но есть ситуации, когда заявку отклоняют — из-за технических ошибок или неправильно указанного класса МКТУ.  У нас были клиенты, которые подали заявку сами, получили отказ и решили все же обратиться к специалистам. Практически всем мы в итоге помогли, но это потребовало дополнительных усилий и финансовых затрат.
 
За многолетний опыт я встречала множество различных историй. Некоторые сами пришли к тому, что регистрация бренда — это важная составляющая бизнеса, некоторых пришлось буквально заставлять регистрировать товарный знак. Но я ни разу не встречала опытного предпринимателя, который бы смог доказать, что без регистрации товарного знака возможен успех компании.