Меню

Яна Дойна: «Зарегистрированный товарный знак — это бренд с большой буквы»

На премии «Человек года — 2019» Яна Дойна вошла в тройку лидеров в номинации «Амбассадор бренда». Это закономерно, ведь она знает о брендах все.

Создатель компании «Ярпатентъ», патентный поверенный РФ Яна Дойна называет себя защитником брендов. Для нее патентный бизнес — миссия, дело всей жизни. Наверное, поэтому «Ярпатентъ» объединяет вокруг себя не только красноярских предпринимателей, но и бизнесменов из 141 города и 11 стран.
 
Яркие мероприятия, коммуникационные площадки, спортивные соревнования — Яна Дойна превращает регистрацию товарных знаков в знаковое событие для каждой компании. Обладающая спортивным духом, всегда нацеленная на высокий результат, она 10 лет подряд проводит масштабный Всероссийский конкурс «Товарный знак года», одержать победу в котором престижно и почетно.  
 
У конкурса «Товарный знак года» юбилей, такие даты принято отмечать как-то по-особенному. Чем планируете удивлять участников и зрителей?
 
— Планов много. Например, у конкурса была традиция приглашать в жюри победителя прошлого года, но в этом году участников ждет приятный сюрприз. В состав бренд-жюри войдет руководитель отдела средств индивидуализации Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента Татьяна Змеевская, а также кандидат юридических наук, доцент кафедры патентного права и правовой охраны Российской государственной академии интеллектуальной собственности Олег Ревинский. Рада, что наш конкурс признан на самом высоком уровне.
 
В организации конкурса есть какие-то изменения?
 
— Нет, он проходит на той же площадке, по тем же принципам. До 8 мая любой предприниматель, у которого есть зарегистрированный товарный знак либо поданное на регистрацию обозначение, может подать заявку на участие. 
 
Первый этап — голосование на сайте конкурса www.znakgoda.ru, которое продлится до 12 мая. Принцип простой: нравится — не нравится. Товарные знаки оцениваются в трех номинациях: комбинированный, изобразительный, словесный. Дальше мы собираем профессиональное жюри: оно выставляет оценки c помощью специально разработанного опросника, который учитывает большое количество критериев — от качества визуального решения до проработанности товарного знака и степени его ассоциирования с бизнесом. Результаты интернет-голосования и членов жюри суммируются,  шесть товарных знаков, набравших наибольшее количество баллов, выходят в финал. На самой церемонии 22 мая 2020 года бренд-жюри проголосует в режиме реального времени, и мы узнаем обладателя гран-при Всероссийского конкурса «Товарный знак года 2020».
 
Сколько уже заявок вы получили?
 
— На конец февраля у нас 20 претендентов на звание «Товарный знак года 2020», но это только начало, самое время подать заявку. Есть бренды, которые из года в год стремятся завоевать награду, но и количество новых участников с каждым годом растет. Для нас это знак, что мы идем в правильном направлении, подчеркивая важность защиты интеллектуальной собственности.
 
«Товарный знак года» давно уже перешагнул границы региона: например, приза зрительских симпатий на одном из конкурсов удостоился бренд из Рязани. На мероприятии продвинутые и амбициозные предприниматели налаживают контакты, обмениваются опытом. 
 
Когда я начала заниматься защитой брендов, мало кто представлял себе, что это такое, зачем это нужно. Мы и конкурс придумали, чтобы как-то раскачать предпринимательское сообщество, показать важность этой стороны ведения бизнеса. Первый знак я зарегистрировала в 2001 году. Тогда никто не верил, что товарный знак — это ценность, и мне было важно донести это до предпринимателей. Это же как имя поменять! Представьте, была Яна, а должна стать Машей, потому что кто-то другой забрал это имя себе, причем законно. Спустя несколько лет родилась идея ежегодной премии, с самого простого и доступного — интернет-голосования. А сейчас это масштабное событие, на которое приезжают специалисты Роспатента. Я так долго шла к этому, а сейчас рассказываю и понимаю, что моя история — яркое подтверждение того, что мечты сбываются! 
 
А как она вообще появилась двадцать лет назад, в ситуации, когда о защите бренда мало кто думал в принципе?
 
— Все бизнесы, которые я вела, были из моей жизни. Когда родилась дочка и я стала мамой, сразу поняла, что не смогу сидеть дома и ничего не делать. Через полгода мне понадобилась помощь няни, и я столкнулась с проблемой поиска подходящего человека. Хорошая идея для бизнеса! Я занималась подбором надежных нянь для разных семей. В процессе ведения «няньского» бизнеса  зарегистрировала товарный знак своего агентства и поняла, что это важный этап для каждого предпринимателя.
 
Мне захотелось чего-то более глобального, выйти за границы города и края. Я много чем занималась: руководила типографией, владела рекламомобилем, занималась клинингом, но патентный бизнес не давал  покоя. Так как моими клиентами в «няньском» бизнесе были в основном предприниматели, я начала помогать регистрировать их товарные знаки. На начальном этапе это было скорее хобби: люди не понимали ценности такой регистрации, да еще и я молоденькая, но амбициозная девушка. Мой образ не ассоциировался с серьезным делом. Но это было только начало пути. 
 
Образ патентного поверенного РФ не совпадал с реальностью?
 
— Вообще не совпадал. Да и сейчас, наверное, не очень. Кто такой патентный поверенный РФ? Застегнутый на все пуговицы юрист, строгий, правильный, скучный, дотошный человек. В нашей компании «Ярпатентъ» другой подход: с клиентами и парт-нерами мы вместе работаем и отдыхаем, яркий тому пример — веселые спортивные старты «Брендиада». Мероприятие отличается легкой, бодрой атмосферой, вызывает только положительные эмоции.
 
— На церемонии подведения итогов конкурса в прошлом году собралось 500 предпринимателей. «Ярпатентъ» становится масштабной площадкой, объединяющей бизнес?
 
— Мы к этому стремимся, потому что сегодня возрастает роль сообщества, объединенного близкими ценностями. Мы собираем предпринимателей, увлеченных своим делом, каждый из них с помощью своего бизнеса делает этот мир лучше, интереснее, ярче, комфортнее. История бренда — это история о доверии и репутации. Имя таких бизнесов звучит гордо, а мы помогаем защитить это имя и его эксклюзивность.
 
Конкурс «Товарный знак года» — самая масштабная, но не единственная комьюнити-площадка компании «Ярпатентъ». Например, два года подряд мы проводим «Аукцион связей». Это оригинальный проект в формате сторителлинга. Предприниматели делятся опытом, рассказывают бизнес-истории, знакомятся, общаются. Каждый «Аукцион» собирает все больше людей, потому что живое общение приобретает в наше время огромную ценность. 
 
У «Ярпатента» сегодня около 10 собственных проектов, которые зарегистрированы товарными знаками, в том числе конкурс «Товарный знак года».
 
Похоже, «Ярпатенту» удалось изменить отношение к патентованию как к важной, но в то же время сугубо официальной юридической процедуре.
 
— Возможно, со стороны кажется, что патентование — это скучный юридический процесс. Что касается вручения свидетельств на бренд, то каждый раз мы устраиваем тематическое яркое торжество, стараемся индиуивдуально подойти к клиентам из других городов. Москвичам вручали свидетельства на Красной площади, ну а питерцам надо будет на Дворцовой организовывать!
 
Не так давно мы вручали свидетельства красноярским предпринимателям в Театре кукол — с концертом и подарками. В другие города отправляем свидетельство в красиво оформленной упаковке и сувениры: книгу о бизнесе и обязательно что-нибудь сибирское, например, варенье из шишек. 
 
Недавно наш клиент из Ялты прислал видео, на котором мы увидели радость и восторг при распаковывании посылки с долгожданным свидетельством на интеллектуальную собственность.
 
А начиналось все с бизнес-центра «Европа». Когда они к нам обратились, мы ходили на встречи в бизнес-центр. Поняли, что свидетельство тоже придется вручать на территории клиента. Решили сделать это красиво. Нашли хороший скрипичный дуэт, пришли к руководителям, поздравили, вручили документ. Боссы «Европы» были удивлены и даже немного расстроены, что мы не предупредили заранее, тогда бы они собрали всех сотрудников, и получился бы общий праздник.
 
Тогда поняла, что такой формат нужно развивать. Первое вручение свидетельств прошло в малом зале «Европы». Далее зародилась традиция организовывать торжественные мероприятия. Сначала количество клиентов было 5–7 человек, но со временем масштаб вырос и достиг уже сотни гостей. Это была «Карнавальная ночь», сценарий для которой мы придумывали всем коллективом, и даже поставили спектакль. Получилось весело и незабываемо!
 
Патентный бизнес можно строить не скучно и не шаблонно, добавлять яркие краски. Регистрация товарного знака может и должна проходить легко и непринужденно, сопровождаться позитивными 
и радостными мероприятиями, которые мы готовим с большой теплотой и любовью 
к нашим клиентам.