Меню

Завод ферросплавов: не так страшен черт

 Ольга Калякина, кандидат химических наук, доцент СФУ, замдиректора Института нефти и газа.

 Ольга Калякина, кандидат химических наук, доцент СФУ, замдиректора Института нефти и газа.

Ольга Калякина кандидат химических наук, доцент СФУ, замдиректора Института нефти и газа
Возможно, мое мнение не совпадает с мнением большинства. Но вопреки всем лозунгам и требованиям общественности Красноярска я считаю, что категорически отказываться от строительства завода ферросплавов нельзя. Городу нужно развиваться, создавать новые рабочие места, увеличивать объем поступлений в городской бюджет.
О потенциальной опасности завода ферросплавов скажу как химик. Это предприятие тяжелой металлургии, а значит, основные загрязнители, которые завод может выбрасывать в атмосферу, — оксиды серы, оксиды азота и неорганическая пыль. В состав последней как раз входят соединения марганца, которыми всех пугают.
Марганец — это микроэлемент, который присутствует во всех живых организмах, более того, в небольших количествах человеку он нужен. Что случается, если диапазон концентрации этого элемента в организме выше, чем требуется? Марганец участвует в основных биохимических процессах, прежде всего, в обмене веществ, а значит, в случае превышения его содержания в организме происходят сбои, которые прежде всего сказываются на нервной системе. Это чаще всего выражается в хронической утомляемости, сонливости, ухудшении памяти. Другое дело — диоксид марганца, который тоже может содержаться в выбросах завода. Это соединение является сильным окислителем, может приводить к поражению дыхательной системы и кожных покровов.
Что касается оксидов серы и азота, то на самом деле основным источником этих вредных веществ в атмосфере города является автомобильный транспорт. Согласно исследованиям, проводимым в СФУ, мы задыхаемся не от заводов, работающих в городе, а от автомобилей.
Близлежащие территории от ферромарганцевого завода, конечно, могут пострадать, как и от любого другого промышленного предприятия. Радиус значительного влияния предприятия составляет примерно 15-20 км. В этом районе, действительно, антропогенная нагрузка увеличится. Еще одна важная деталь: завод ферросплавов планируется строить на простаивающих площадях «Крастяжмаша», недалеко от мкрн. Солнечный. Как показывает многолетнее исследование розы ветров, ветра в Красноярске дуют с запада на восток. Иными словами, выбросы от предприятия на город будут попадать в меньших количествах. Факел выбросов будет направлен в сторону от Красноярска, а не к нему.
Чтобы с точностью судить, насколько именно ферромарганцевый завод опасен, нужно в деталях знать, какой проект заложат в основу строительства. Сейчас говорить о том, какой экологический ущерб может нанести предприятие, просто нельзя. Нужна экологическая экспертиза, но не формальная и, при всем уважении, не только с депутатами в качестве экспертов, но и с квалифицированными специалистами — химиками, экологами. Такие эксперты в крае есть.
Кроме того, современный уровень развития химической технологии и систем очистки и газоочистки позволяет строить если не практически безопасные предприятия, то предприятия с минимальным уровнем выбросов. Главное — проследить, чтобы инвестор на нашем здоровье не сэкономил.
А вообще, вся эта истерия около строительства завода в Красноярске напоминает ситуацию, когда в 19 веке рабочие, выступая против автоматизации производства, станки ломали. Заводы все вредные в той или иной степени, давайте тогда все предприятия закроем? Люди склонны бояться всего неизвестного. Кроме того, падает общий уровень естественно-научного образования. СМИ сказали, что страшно, и люди, не умея реально оценить ситуацию, испугались. И это печально.
На самом деле страшны не только крупные заводы. Они, как правило, следят за своей репутацией, ведут экологические программы, пытаются минимизировать вредное влияние на окружающую среду, проводят плановую утилизацию промышленных отходов. Их контролируют. С них и спрос больше.
Серьезная наша беда — это бесконтрольность выбросов и сбросов мелких частных предприятий. Таких компаний слишком много, за всеми трудно уследить. Они чаще экономят на утилизации. Например, могут слить масла и нефтепродукты в землю, в ближайший водоем. Суммарный экологический ущерб от таких, на первый взгляд, безобидных вещей огромен.
Колонка написана специально для «Делового квартала»