За последние два года сразу несколько иностранных банков прикрыли розничный бизнес в России, потому что не выдержали конкуренции с акулами вроде Сбербанка или ВТБ.
Национальный рынок для филиалов иностранных финансовых компаний закрыт. Чтобы работать в России, зарубежный банк должен открыть дочернюю организацию. Таким способом государство пытается сохранить устойчивость российской банковской системы. В результате крупнейшие игроки на рынке — это учреждения с госучастием: Сбербанк и ВТБ. Впрочем, и в таких условиях иностранные банки чувствуют себя комфортно, утверждает Зденек Турек, президент ЗАО КБ «Ситибанк», руководитель Citi в России и СНГ.
— Государственные банки в России действительно занимают существенную долю рынка. Исторически так сложилось. Но я думаю, здесь достаточно места для всех игроков. К тому же Ситибанк — один из крупнейших частных банков в стране, мы являемся дочерним банком финансовой корпорации Citigroup, у нас более тысячи компаний-инвесторов из Америки, Европы, из других частей мира. Мы можем привлекать иностранный капитал в Россию. Поэтому, как крупный иностранный банк, чувствуем себя здесь вполне уверенно.
Как вы думаете, кому на руку приватизация российских госбанков?
— Приватизация в принципе полезна, так как повышает эффективность и производительность экономики. Я не берусь судить, кто выиграет, а кто проиграет. Вы знаете, в некоторых странах основные игроки на рынке — именно частные банки. Например, в Южной Африке, где я работал, все банки частные. Но и там есть 3-4 крупных игрока, доля которых превышает 70%. На самом деле неважно, кому принадлежит основной пакет акций, главное, чтобы правила игры были одинаковыми. В России условия для банков равны — это законы рынка.
Монополия на банковском рынке невыгодна
За последние два года около десяти банков с иностранным капиталом заявили о сокращении присутствия в России. Объявлено о продаже розницы BNP Paribas Сбербанку, ушли из этого сегмента HSBC и Barclays Bank. По мнению экспертов, главная причина в том, что они не сумели выстроить правильную стратегию работы в России. Г-н Турек согласен: «Для того чтобы успешно конкурировать на российском рынке, банк должен обладать определенным масштабом: по количеству клиентов, отделений, по объему операций. Необходимо иметь четкую долгосрочную стратегию и быть готовым инвестировать в развитие собственного бизнеса, а также общества, в котором развивается бизнес».
Нет ли у Ситибанка планов по изменению масштаба присутствия в России?
— Конечно, нет. Россия — приоритетная страна для Citi. Мы здесь всерьез и надолго, потому что будущее за развивающимися рынками. Россия — это экономика, у которой сегодня $1,5 трлн ВВП и скоро будет $2 трлн. Это страна с одной из самых больших экономик мира, имеющая огромные запасы минеральных ресурсов. Те банки, которые создают и развивают долгосрочные стратегии, которые видят свое будущее на 20, 50, а то и на 100 лет, никогда не уйдут с российского рынка.
Ситибанк пришел в нашу страну почти 20 лет назад. Как изменился масштаб бизнеса за это время?
— В 1993 г., когда мы открылись в России, в банке работали 20 сотрудников. Сейчас — более 3 тыс., прибыль банка за 2010 г. составила более 10 млрд руб., мы открыли 51 отделение в одиннадцати городах. Начинали мы с корпоративного бизнеса. Работали и с крупными российскими, и с иностранными компаниями, которые пришли на местный рынок и строили здесь свой бизнес с нуля. В 2002 г. стали осторожно инвестировать в розницу и открывать отделения в крупных российских городах. Мы всегда придерживались стратегии органического роста.
В финансовом мире давно не существует понятия уникального продукта. Но у каждого банка есть свои изюминки. В чем ваши конкурентные преимущества?
— У крупного иностранного банка много преимуществ: это и выпуск бондов, акций; синдицированное кредитование; это и возможность привлекать в Россию новый капитал. Если говорить о корпоративном бизнесе, то мы можем выводить российских клиентов на международный рынок — в Европу, Америку, Азию и т. д.
То же самое наверняка перечислили бы и другие иностранные банки.
— Да, но это на самом деле существенное преимущество — особенно по сравнению с российскими банками и теми иностранными, которые работают только на рынках Европы. В любой нише есть несколько конкурентов, и это хорошо, потому что клиентам монополия невыгодна. Когда инвесторы думают о том, как привести деньги на российский рынок, я не скажу, что мы только один банк. Я скажу, что мы один из трех или четырех банков, с которыми они будут вести переговоры. И они уже сами решат, какой банк предоставит для них наиболее выгодные условия.
Отслеживать жалобы по блогам клиентов
Ситибанк одним из первых начал агрессивную кампанию по расширению клиентской базы. Была разработана программа экспресс-оформления банковских карт в торговых центрах, карты продавали в аэропортах и других публичных местах. «Время — это самый ценный и очень ограниченный ресурс человека, — объясняет Зденек Турек. — Мы верим в то, что нужно быть ближе к потенциальным клиентам и экономить их время».
Насколько различаются методы расширения клиентской базы у Ситибанка в России и других странах?
— Подходы к работе во всех странах приблизительно одинаковы. Мы стараемся делиться передовыми практиками с нашими подразделениями во всем мире. Но не считаем наши методы продаж агрессивными, скорее — активными.
Работа непосредственно в точках продаж стала так называемым best practices для рынка. Мы первыми пошли туда, где были наши клиенты. И большинство из них оценили это. Сейчас посмотрите — многие переняли наш опыт.
Не повредила ли стратегия активных продаж имиджу банка в России, где люди к такому не привыкли? До сих пор в Интернете немало жалоб потребителей на то, что Ситибанк навязал карту, но не объяснил всех нюансов ее обслуживания.
— Нет, я хотел бы подчеркнуть, что мы, напротив, выступаем за принципы ответственного финансирования и очень тщательно подходим к оценке заемщиков. Мы тратим большие средства на обучение персонала: при заключении договора клиент должен понимать, что он покупает. Кроме того, мы сами отслеживаем информацию в Интернете по жалобам на банк, читаем блоги клиентов. Индивидуальных жалоб, понятно, не избежать. Но если мы видим какую-то негативную тенденцию по продукту, то в обязательном порядке его дорабатываем.
Долгое время нас также обвиняли в обратном — в том, что Ситибанк отказывает слишком многим обратившимся за кредитом. За годы своей деятельности мы выработали сбалансированный подход, и результат налицо — у Ситибанка самые низкие показатели просроченной задолженности по кредитам частных лиц в отрасли. Вы можете убедиться в этом, посмотрев отчетность ЦБ.
Какие виды банковского бизнеса дают вам основную долю операций
и наиболее прибыльны?
— Наш корпоративный бизнес в России на десять лет старше розничного, поэтому он пока больше и прибыльнее, но розница очень быстро растет. Мы продолжаем в нее инвестировать, и скоро они сравняются.
Однако в целом все виды операций нашего банка прибыльные. Иначе мы бы их не развивали. Дело в том, что сейчас очень немногие из наших клиентов пользуются только одним продуктом. Как правило, они приобретают комплексный пакет банковских продуктов и услуг. Корпоративные клиенты интересуются расчетно-кассовым обслуживанием, они берут кредиты, работают с нашим казначейством, для них мы проводим валютно-обменные операции. Наши клиенты ожидают, что банк может предоставить все услуги в одном пакете, и для нас это прежде всего концепция ведения бизнеса.
Универсальная стратегия на будущее
Каноны банковского бизнеса, казавшиеся незыблемыми все предшествующие десятилетия, сейчас подвергаются испытаниям на прочность — в первую очередь в связи с выходом на финансовый рынок компаний из сферы IT и телекома. Поэтому банки, прежде всего универсальные, пристально следят за лидерами отрасли в попытке создать формат розницы с низкой себестоимостью и определить новые перспективные высокомаржинальные направления. Citibank, чья стратегия заключалась в диверсификации и предложении новых продуктов одним из первых, вполне подходит на роль мирового трендсеттера среди универсальных банков — и в Private Banking, и в карточном бизнесе, и в использовании новых технологических платформ.
Насколько успешен в России Private Banking?
— Что касается этого сегмента, т. е. обслуживания клиентов с многомиллионными состояниями в долларах, то здесь Citi один из крупных игроков, но клиенты обслуживаются напрямую в филиалах Швейцарии и Великобритании. В России наша целевая аудитория — средний класс и сегмент обеспеченных людей. Я всегда говорил, и даже во время кризиса, что в России деньги есть. И количество обеспеченных клиентов увеличивается каждый год. Многие приходят к нам по рекомендации тех, с кем давно работаем.
Популярность кредитных карт в России и в мире растет. Не вытеснит ли этот банковский продукт потребительские кредиты?
— Нельзя говорить о том, что лучше, а что хуже. Весь вопрос в том, что нужно клиенту. Для тех, кто покупает технику, лучше воспользоваться потребительским кредитом. А например, для клиентов, которые часто путешествуют, выгодно иметь кредитную карту, может, и не одну. В России в скором времени мы ожидаем увеличения объема выпуска кредитных карт вдвое.
Как вы оцениваете сектор кредитования среднего и малого бизнеса? Туда сейчас рвется большинство российских банков, так как эту сферу стимулирует государство.
— Мы только три года назад начали работу с компаниями малого и среднего бизнеса. И скажу открыто, что во время кризиса мы действовали очень осторожно. Сейчас, когда российская экономика находится в хорошем состоянии, будем активнее развивать это направление.
Ваши коллеги говорят об угрозах банкам со стороны альтернативных платежных систем — в Интернете, посредством терминалов, через мобильную связь. Что вы делаете в этих условиях?
— Банковские системы, услуги и пути их получения динамично развиваются. Сейчас складывается такая ситуация, когда клиенты предпочитают общаться с банком из дома при помощи телефона и Интернета. И Ситибанк был первым, кто ввел в России услугу круглосуточного банковского обслуживания по телефону, кто поставил в России банкоматы, которые позволяют не только снимать деньги, но и пополнять счет. Сейчас в мире активно идет процесс внедрения и использования электронных систем расчетов в сфере розничных банковских услуг. Но в то же время всегда останутся люди, которые захотят прийти в банк и поговорить со своим банкиром.
По опросу ВЦИОМ, 76% россиян предпочитают видеть своим начальником соотечественника. Руководитель-иностранец в России — каково это?
— Ситибанк работает более чем в 100 странах мира. Для нашего банка руководитель-иностранец — обычное дело. Я родился в Восточной Европе, изучал русский язык в школе, читал Толстого, Достоевского, Булгакова. Сейчас живу в Москве. Для меня Россия — страна, в которой я себя чувствую хорошо. Россия интересна мне не только как динамично развивающий рынок, но и как страна с глубокой культурой и приятными людьми.
Алена Зубова