Меню

Здесь будет город-бренд

Иллюстрация: Администрация города Красноярска

«Столичность» Красноярска — это прежде всего социально-экономические изменения, движение к «Умному городу», в котором все подчинено логике развития и созидания

О драйверах экономического роста и проблемах на пути к новому Красноярску беседуем с Вячеславом Полищуком, заместителем главы города — руководителем департамента экономической политики и инвестиционного развития.
Говоря о социально-экономическом развитии, всегда спрашивают о наличии некой стратегии, которая сегодня пишется даже для села. Давайте начнем с определения образа города.
— На будущий Городской форум готовим площадку с рабочим названием «Красноярск — модный город», модный в широком смысле этого слова. Столица Енисейской Сибири может стать центром притяжения, может генерировать события и тренды, достойные мирового уровня. В первую очередь это касается образа жизни. Необходимо создавать смыслы, добавляя стоимость продуктам промышленности и переработки. Например, в Красноярске аффинируется 75 % добываемого в стране золота, 220 тонн ежегодно. Нужно смотреть, как нам раскрыть этот потенциал. Например, заняться созданием ювелирного кластера, организовать ювелирный форум, приглашать ведущих мастеров Германии и Италии, обучать молодежь, создавать моду как продукт с высокой добавленной стоимостью. На площадке Городского форума мы дадим возможность творческой части населения Красноярья раскрыть свои возможности, показать себя и свое видение будущего. Я думаю, что там будет совместно с красноярцами сформулирован образ Красноярска, который многих воодушевит.

Красноярск в цифре

А как же тренд на цифровизацию? Модный Красноярск — цифровой город?
— Уже сегодня цифровые технологии проникают и меняют многие уклады нашей жизни, начиная от образования и заканчивая государственным и муниципальным управлением. В определенной перспективе цифровые услуги будут внедряться в практику местного управления по типу портала «Госуслуги». Красноярцы смогут подать запрос или обращение в администрацию прямо на сайте и получить решение своего вопроса в самые короткие сроки, что соответствует ритмам большого города. 
Красноярск на протяжении прошлого века развивался как индустриальный центр. Увлекаясь цифровизацией, не выплеснем ли мы вместе с водой ребенка?
— У города и края есть определенные исторические заделы в сфере реального сектора экономики. Сейчас происходит формирование высокотехнологичных промышленных кластеров. Ведутся переговоры о создании семи кластеров по основным видам деятельности и «Технологической долины». В кластер войдет порядка 18 предприятий. Планируемые инвестиции до 2030 года — около 300 млрд рублей.
Но будущее, конечно, не за ресурсной экономикой. Надо уходить от акцента на добычу ископаемых ресурсов. Тем более что их потребление снижается. Не за горами переход на электротранспорт. Активно изучаем эту тему. В Минске, например, 20 электробусов местного производства работают на линиях в течение года, и правительство заказало еще 60. Москва замахнулась сразу на 300. У нас есть договоренность с Минском о поставке опытного экземпляра, адаптированного к климату Сибири. Будем смотреть, как электробус покажет себя в зимней эксплуатации. Красноярск станет опытным полигоном для новой техники. 
Может быть, для начала внедрить автобусы, работающие на газовом топливе?
— Расходы по внедрению автобусов на природном газе в целом сравнимы с внедрением электротранспорта. А перспективы остаются однозначно за электричеством. Механизм бюджетного финансирования по сути инерционен: необходимо разработать программу, предусмотреть деньги в бюджете. Цена ошибки высока. И выбирать заранее устаревшие технологии — не самый удачный вариант. Особенно если мыслить стратегическими отрезками времени — на 10–15 лет вперед. 
Не так давно в Красноярск пришел такой современный тренд, как каршеринг. Я даже сам пользовался — возникла необходимость добраться до аэропорта. Скачал приложение, посмотрел, где находится ближайшее авто, сел и поехал. Оставить машину можно на любой стоянке. Очень удобно. Задача городских властей создать прозрачную и привлекательную среду для современных форматов бизнеса. Чем больше их будет, тем выше привлекательность города, в том числе инвестиционная. 
И все-таки пока красноярцев больше волнует не цифровизация и даже не электротранспорт, а пробки на дорогах. 
— Между тем цифровые технологии активно используются для решения этой проблемы. Развитие города подразумевает 
в том числе и внедрение современной цифровой системы дорожного регулирования. В 70-е годы прошлого столетия с последствиями автомобилизации столкнулись все мировые столицы: Токио, Нью-Йорк, Париж. В процессе борьбы с заторами стало понятно, что расширять дороги бесконечно невозможно, и это не решает проблему полностью. Надо правильно регулировать потоки. В Красноярске сегодня управление светофорами осуществляется «отверткой». Нам необходимо внедрить современную единую централизованную систему управления потоками с возможностями отслеживания трафика и автоматического управления светофорами. Подготовка технического задания находится на финальной стадии, и до конца года мы планируем провести первый этап реализации проекта.

Здоровый баланс

Менять город по указке сверху сложно. Необходимо участие горожан. Если мы говорим об экономике, то это привлечение предпринимательского сообщества. А для этого нужны диалоговые площадки. Одного Городского форума явно недостаточно… 
— Городской форум, который пройдет 28–29 ноября, — площадка не новая, но сейчас она переживает рестарт. Мы хотим задать форуму новый вектор с ориентиром на диалог с деловым сообществом, с предпринимателями, предприятиями, социальными организациями. Задача форума (а в этом году он носит название «Будущее проектируем вместе») состоит в том, чтобы вместе с горожанами найти опорные точки дальнейшего развития города. Сформировать точную карту дальнейших действий на 2019 год с горизонтом до 2021-го. В проработке 30 площадок. На многих из них предприятия и компании смогут показать свои инновационные и инжиниринговые разработки. А затем понять, как эти разработки объединить и усилить в рамках некой кооперации, городской и региональной. В наш, казалось бы, цифровой век зачастую отсутствует обмен технологиями среди предприятий края. 
Одна из площадок будет посвящена возможностям интернет-торговли. Сотрудники Яндекса проведут серию семинаров, расскажут о новых возможностях на конкретных примерах. Это направление открывает перед сибиряками практически весь мир.
Но пока Сибирь для иностранцев, и не только для них, экзотическое место.
— Необходимо развивать в цифровом ракурсе туристический и торговый кластеры. Например, у наших земляков уже есть успешные кейсы по торговле сибирскими дикоросами на крупнейшей площадке «АлиЭкспресс». В Китае и других странах плоды нашей земли — ягода, орех, грибы, пихтовое масло и продукты их переработки — находят устойчивый спрос, включаются в меню дорогих ресторанов. Создание и развитие бренда «Сибирь» — дело долгое и кропотливое, оно должно идти на различных уровнях.
Поиск и правильное позиционирование наших преимуществ — тоже одна из основных задач. Например, в географическом положении. Позиционируем Красноярск как переговорную площадку, место, «равноприближенное» и к Западу, и к Востоку. Китайским бизнесменам сложно даются 9 часов перелета до Москвы и столько же обратно. Гораздо удобнее представителям обеих сторон встретиться в Красноярске, с вдвое меньшим джетлагом, и высвободить дополнительные 4–5 часов переговорного времени.
Думаю, что на форуме, который соберет предпринимателей, прозвучат вопросы о масштабном сносе торговых павильонов. Насколько нивелирован конфликт между муниципалитетом и предпринимателями? 
— Эта работа ведется постоянно. Запущена компенсационная программа. Если павильон переносится, ведется индивидуальная работа по предоставлению нового места. В том случае, когда предпринимателя не устраивает предложение, он может обсудить предпочтительный для него вариант. Если к согласию не приходим, возможна компенсационная выплата в размере до 450 тыс. руб. по расходам на создание нового объекта безвозмездно и безвозвратно. Договорились с Агентством развития бизнеса администрации Красноярского края о предоставлении для этой категории предпринимателей кредитов на льготных условиях: до 3 млн руб., сроком до 3 лет, под 6,5 % годовых. Этого достаточно для открытия новой торговой точки. 
Муниципалитет обязан соблюдать здоровый баланс между различным зонированием городского пространства для комфорта горожан. В Красноярске должны быть и торговля, и парковки, и скверы — все то, что составляет архитектурную ткань современного города. Мы будем идти в сторону Красноярска с современной городской средой, которая подразумевает открытые пространства, архитектурный ландшафт. Будем уходить от наследия лихих 90-х, когда рынок и базар был у нас везде. У города должно быть свое, привлекательное лицо. 
 
Вячеслав Чанчиков