Меню

Ожидает ли Красноярск коммунальный апокалипсис

Красноярскстат опубликовал данные о состоянии коммунальной инфраструктуры. Выводы экспертов не утешительны, более половины всех сетей водо-, тепло-, электроснабжения нуждаются в замене.

Как говорят в Красноярскстате, протяженность тепловых и паровых сетей организаций, отпускающих тепло и горячую воду населению и бюджетофинансируемым организациям, на конец 2014 года составила 5129,4 километра, в том числе нуждающихся в замене – 2391,7 километра. При этом в 2014 году было заменено 122,2 километра сетей (7 процентов от протяженности сетей, нуждающихся в замене на конец 2013 года), что на 10,3 процента меньше, чем в 2013 году.

«Протяженность водопроводных сетей организаций на конец 2014 года составила 9260 километров, в том числе нуждающихся в замене –
4228,4 километра. В 2014 году было заменено 129,2 километра водопроводных сетей (3 процента от протяженности сетей, нуждающихся в замене на конец 2013 года), - говорит официальный представитель Красноярскстата Анна Фурсова. - Протяженность канализационных сетей организаций на конец 2014 года составила 3694,8 километра, в том числе нуждающихся в замене – 1724,8 километра. В 2014 году было заменено 22,9 километра канализационных сетей (1,3 процента от протяженности сетей, нуждающихся в замене на конец 2013 года)».

Несмотря на большой процент износа сетей, статистики констатируют, число аварий в 2014 году по сравнению с предыдущим годом в системе теплоснабжения уменьшилось на 3,1 процента, в системе водоснабжения – на 9 процентов, в системе водоотведения – на 16,9 процента.

Между тем, отмечают эксперты, сегодня подходят к концу сроки эксплуатации многих инженерных коммуникаций, построенных в советское время. Без незамедлительного ремонта этих объектов количество аварий на жилищно-коммунальных объектах будет только расти.

По данным Минрегионразвития страны, на полное восстановление морально устаревшего оборудования требуется более 10 триллионов рублей. При этом общий объём средств, направленных на реформирование жилищно-коммунального комплекса страны, за четыре года составил чуть более 350 миллиардов рублей. Отставание, как говорится, налицо.

Таким образом, проблема недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства серьёзно тормозит её модернизацию. Что доказывает официальная статистика. По данным Минрегионразвития РФ, износ основных фондов предприятий ЖКХ в целом по стране преодолел отметку в 60 процентов, а в некоторых регионах он доходит и до 80. Ежегодно этот показатель увеличивается на один - три процента.

Эксперты сходятся во мнении, силами бюджета проблему ветхости инженерных сетей не решить. Выход есть – привлечение частных инвестиций, но как это сделать, большой вопрос. Дело в том, что инвесторы не желают вкладывать свои деньги в отрасль с низкой рентабельностью. Кроме того, среди основных факторов, ограничивающих желание частных инвесторов финансировать капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру, можно назвать и низкие доходы населения, определяющие его высокую чувствительность к изменениям уровня тарифов, и высокую степень неопределённости фактического состояния основных фондов, передаваемых в управление частному предприятию.

Таким образом, акцентирует внимание заместитель директора теплового отдела одной из компаний Антон Белов, инвестора отпугивает отсутствие внятной процедуры возврата вложенных средств.

«Что касается механизмов возврата вложенных средств, то они прописаны в законе «Об энергосбережении», и уже накоплен достаточный опыт в масштабах целых муниципальных образований, - рассказал газете "Городские новости" Павел Жаров, руководитель проекта «Технико-экономического обоснования» компании «Данфосс». - Энергосервисный контракт позволяет задействовать средства не из государственного бюджета. Возврат вложений компаниям, которые инвестировали свои деньги, происходит за счёт экономии, полученной от снижения потребления энергии. Экономия тепла после проведения энергосберегающей модернизации составляет не менее 20-30 процентов. Но чтобы получить этот эффект, сначала нужно инвестировать в преобразования. Ярким примером реализации энергосберегающих мероприятий, в основе которых лежит механизм энергосервиса, является опыт Якутии. На основе энергосервисных контрактов реконструировали системы теплоснабжения десятков социальных объектов».

Самая напряженная ситуация в Красноярском крае складывается с сетями электроснабжения. Если износ тепловых и водопроводных сетей составляет от 40 до 60 процентов, то износ электрооборудования превышает 70 процентов.