Меню

«Зрителей будет больше, мы будем больше зарабатывать». Петр Аникин о театральной экономике

Сколько стоит поставить хороший спектакль, как привлечь зрителя в театр и как кризис отражается на культуре – рассказывает директор театра Пушкина Петр Аникин.

- Петр Анатольевич, сегодня многие говорят о снижении покупательской способности. Как изменился спрос красноярцев на культуру? В театр стали ходить больше или меньше?
Мы пока не почувствовали на себе снижения покупательской способности. Но сейчас трудно оценить спрос объективно, потому что театр только открыл новый сезон. Мы не работали лето, зрители успели соскучиться, к тому же некоторые идут посмотреть на обновленный театр. Заполняемость зрительного зала сейчас у нас высокая – 95%. Для сравнения, этот показатель по театрам России в среднем составляет 80%.

- В середине февраля театр Пушкина открылся после реконструкции. Какие новые возможности для постановки спектаклей это дало? Вырос интерес к постановке спектаклей у режиссеров?
Могу с уверенностью сказать, сейчас к нам можно привести практически любой театр. Здесь установлена хорошая световая и звуковая аппаратура, есть большие возможности механики сцены. Летом к нам приезжал Вахтанговский театр, проходил фестиваль «Золотая маска». Генеральный директор Фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина сказала, что многие театры теперь захотят ездить к нам на гастроли.

- В то время, пока театр был на реконструкции, вы работали на разных площадках. Как это отражалось на посещаемости?
На время реконструкции мы работали почти на всех площадках города. Они находились практически в шаговой доступности у жителей большинства районов. Это давало возможность посещать театр многим красноярцам. К примеру, мы проводили некоторые спектакли в ДК «Правобережный», куда активно ходили жители правого берега. Таким образом, мы «приучили» к театру тех, кто не ходил в него раньше, и я думаю, что теперь они приезжают и в центр Красноярска на наши постановки. Из минусов  того времени – некоторые площадки были технически слабыми, у зрителей не было возможности погулять по фойе, прочувствовать атмосферу театра, некоторые жаловались на отсутствие буфетов или неудобные гардеробы.

- После реконструкции к вам стали ходить больше?
Подчеркну еще раз, что я смогу ответить на это вопрос, когда мы отработаем год. Мы открылись в середине февраля, основной показ спектаклей начался с 1 марта, а летом мы были в отпуске. По статистике, больше всего заполняемость залов в январе и феврале, а мы в это время ещё работали на других площадках. Но думаю, что зрителей будет больше, и мы будем больше зарабатывать.

- Что зрители говорят об обновленном театре?
Сейчас люди смотрят, что сделано, к нам поступает много восторженных откликов. Но есть и минусы, к примеру, появились места в зале, с которых не видно всю сцену. Мы пытаемся этот вопрос решить. Но надо понимать, что здание театра – памятник архитектуры, и менять архитектурное решение мы не имеем права. Я думаю, что зритель ещё скажет свое слово. И это хорошо, потому что мы должны понимать, что нужно нашему зрителю, кого он хочет видеть на сцене.

- На ваш взгляд, сегодня театр может быть успешным с точки зрения бизнеса? Легко ли открыть частный театр и удержать его на плаву?
Начну с цифр. Если взять всё наше финансирование, то сейчас около 70% нам выделяет государство, остальные 30% мы зарабатываем самостоятельно. Это очень хороший показатель, так как в среднем господдержка в театрах достигает 80%. При этом я думаю, что в скором будущем мы будем больше зарабатывать, возможно, выйдем на показатель 35-40%. Государственная дотация театру составляет примерно 110 млн руб в год. Это большие деньги, и предприниматели не готовы вкладывать такие суммы в содержание театра.
Когда создается частный театр, руководителям проекта приходится рассчитывать только на себя, интерес зрителей и спонсорскую помощь. Отсюда — экономия: в команду берут незанятых актеров из других театров, платят им гонорары только за показы, помещения берут в аренду. В таком виде частный театр может окупаться.


- Сколько сегодня стоит поставить спектакль? На что уходят основные средства? Каков срок окупаемости одного спектакля?
Хороший спектакль стоит минимум 3 млн руб. Из чего складывается эта цифра? Небольшая сумма уходит на рекламу, в пределах 200-300 тыс. руб. На гонорарную часть — режиссеру, художникам, балетмейстеру, композитору и другим специалистам — от 1  до 1,5 млн руб. Если это большой костюмный спектакль, то на костюмы и декорации мы тратим не менее 2 млн руб. В целом, обычно 40% - это гонорарная часть, 60% - расходы на костюмы, декорации, постановку спектакля. Вложения в комедию окупаются быстрее, в пределах 2 лет, если это классическая постановка, то она продается сложнее, а значит, времени понадобится немного больше.

- Приведите пример постановки вашего театре, которую можно назвать дорогой.

6 ноября в Театре Пушкина премьера спектакля «Дама пик» по повести Александра Пушкина «Пиковая дама». Стоимость этой постановки — около 4 млн руб. сумма обусловлена тем, что над спектаклем работает большая постановочная группа, она состоит в основном из приезжих специалистов, кроме того, будет сшито много костюмов.

- Ослабление рубля как-то сказалось на стоимости постановок?
Когда мы ставим спектакль, то чаще всего используем материалы российского производства, поэтому падение рубля особо не повлияло на работу театра.  Но если бы курсы иностранных валют  выросли раньше, то нам пришлось бы труднее. Во время реконструкции, до падения рубля, мы успели приобрести дорогое световое и звуковое импортное оборудование. Наверное, позже мы просто не смогли бы что-то купить.

- На что сегодня ходит зритель?
В первую очередь, зрители ходят на комедийные и мелодраматические спектакли, чтобы посмеяться или попереживать. Если классика поставлена современно, то пользуется спросом и этот репертуар. Возьмем «Чайку» Антона Павловича Чехова. Этот спектакль будет ставиться ещё сотни лет. Главная задача режиссера – найти тему, которая будет интересна сегодняшнему зрителю. У Чехова таких тем много, и спектакль останется популярным в любое время.
Обычно мы соблюдаем такой баланс – 50% классический репертуар, 50% - это так называемые коммерческие проекты. Пример последнего, успешная постановка «Он, она, окно и тело». На этот спектакль можно прийти и посмеяться, но вряд ли в зале удастся поразмышлять, подумать о смысле жизни.

- Сколько премьер за сезон вы представляете зрителю?
Нам бы хотелось каждый сезон ставить по пять новых спектаклей. Думаю, в этом сезоне это точно получится: недавно вышла комедия «Странные соседи матушки Пишон», затем будет «Дама пик», «Голодранцы и аристократы» и еще два новых спектакля весной. И такой ритм правильный! Во-первых, обновление репертуара дает возможность привлекать зрителей вновь и вновь. Во-вторых, за время реконструкции мы немного растеряли репертуар, так как было сложно ставить спектакли на неприспособленных площадках. Сейчас это нужно восполнить. В-третьих, когда театр активно работает, актеры заняты, то и атмосфера другая, актеры играют и они счастливы.


- Как занимаетесь продвижением театра?
В первую очередь, через рекламу в интернете, на телевидении, на радио. Стараемся внедрять что-то новое. Так, в ноябре начнется онлайн-продажа билетов через сайт. Думаю, если у молодежи будет возможность купить билет в интернете, то это тоже может привлечь новых зрителей. Также организуем интересные проекты. В ноябре к нам приедет итальянский режиссер Паоло Ланди. Думаю, это событие может лечь в основу рекламной компании. Зрителю будет интересно посмотреть, как  работают итальянцы.

- В том случае, если платежеспособность красноярцев будет снижаться, вы готовы пересмотреть цены на билеты или предложить какие-то акции?
Мы давно не повышали цены, тем более что последние годы работали на других площадках, и в условиях таких неудобств было бы нечестно по отношению к зрителям делать билеты дороже. Сейчас на новой площадке мы тоже не повышаем цены. Но, безусловно, мы будем реагировать на экономическую ситуацию и, не исключаю, что будем снижать стоимость билетов.

- Поделитесь планами на ближайший сезон?
Как уже говорил, довольно скоро зрителей ждет премьера «Дамы Пик» и итальянский проект «Голодранцы и аристократы». До конца следующего года мы планируем представить зрителю ещё четыре новых спектакля – два весной и столько же осенью. Я пока не могу их назвать, мы находимся в стадии переговоров с режиссерами и авторами пьес. Могу сказать, что это будут интересные работы. Думаю, к нам будут проситься на гастроли известные театры. Знаю, что Мария Ревякина хотела рекомендовать нашу площадку Евгению Миронову, который руководит «Театром Наций». Не исключено, что этот театр приедет к нам со своими спектаклями. Мы будем только рады. Мы получили новое здание и хотим ему соответствовать.

Теги: Петр Аникин, Театр Пушкина. Фото: Алексей Ларичев