Покупатель после локдауна – Виктор Бахов, «Красный Яр»
Уже несколько месяцев мир оказался в новой реальности, никто из нас не жил в эпоху пандемии. Закрылись кафе, рестораны, массовые мероприятия под запретом, введены ограничения на передвижение.
Виктор Бахов, «Красный Яр»
В какой-то мере нам повезло, что пандемия пришлась на технологическую эпоху, и мы можем общаться, а многие и работать на «удаленке». Настолько масштабных событий, меняющих жизнь людей практически во всех странах, не было, наверное, со Второй Мировой войны. Последствия также могут быть весьма разрушительные.
Уже сейчас, по данным исследований Nielsen, 8 из 10 опрошенных производителей и ритейлеров прогнозируют сокращение рынка FMCG на 5-20% и более в 2020 году.
С первыми весточками о послаблении запретов и ожидаемом возврате к нормальной жизни, у многих возникает вопрос, а будет ли эта жизнь такой же, как раньше? Многие эксперты говорят о том, что меры социального дистанцирования в обозримом будущем останутся с нами. Бизнес, прежде всего, беспокоит поведение потребителей. Как оно изменится, как вести себя предпринимателям в условиях локдауна, насколько велики различия «до» и «после»? Вокруг этих вопросов много разных мнений, но в некоторых вещах сходятся практически все эксперты.
Первое: покупательский опыт, приобретенный в период пандемии, не исчезнет за один день. Какое-то время люди будут реже ходить за покупками, стремясь уменьшить контакты с внешним миром, особенно в периоды традиционного риска респираторных заболеваний. На фоне новостей о болезни эти спады могут углубляться.
Второе:- сам процесс покупки должен стать более обдуманным. А идти ли в этот магазин, в это время, или лучше обойтись и не рисковать? А безопасно ли в этом магазине, а могу ли я себе позволить в него ходить, или лучше подстраховаться и закупиться в дискаунтере? А может проще заказать?
Третье: онлайн-заказ и доставка также плотно войдут в норму потребления, даже у тех категорий клиентов, кто раньше этим не пользовался. Уже сейчас мы наблюдаем настоящий бум этого рынка, который, конечно, ослабнет со временем. Многие региональные ритейлеры очень долго не шли в доставку, цена «последней мили» довольно высока и, просчитывая бизнес-стратегии, делался выбор в пользу других инициатив. Карантин кратно ускорил запуск этих процессов.
Сейчас наличие доставки у крупного бренда будет считаться нормой. Ограничением тут может быть только экономический фактор. Некоторые покупатели не готовы будут платить за сервис и выберут самостоятельный поход в магазин. Также повысится и восприятие гигиенического минимума для того или иного бизнеса. До 30% потребителей будут выбирать точку покупки исключительно по фактору «все чисто, все в масках, народу не много».
Доверие к продавцу станет важно, как никогда, а большая часть общения переместится в онлайн. Вообще, все что можно перевести в онлайн, будет в него переведено, а интернет ожидает бурный рост активности брендов и рекламных бюджетов.
Все вместе эти факторы сформируют новую модель поведения потребителя, считаться с которой – задача всех бизнесов, которые хотят выстоять и преуспеть в это время. Всем здоровья и продаж!