В России может появиться первый автомобильный мост из алюминия

С просьбой разрешить строительство такого сооружения в Нижегородской области к главе Минстроя России Иреку Файзулину обратились ведущие строительные научно-исследовательские институты.

Сейчас в России есть восемь пешеходных мостов с пролетными строениями, изготовленными из алюминиевых сплавов. Три из них – в Красноярске. Конструкции для них изготавливаются в том числе на Красноярском алюминиевом заводе из металла, произведенного в Красноярске же. Эксперты МАДИ (Московского автодорожного института), ЦНИИС (Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства) и НИУ МГСУ (Московского государственного строительного университета) считают, что технологии изготовления алюминиевых конструкций на данный момент достаточно усовершенствовались, чтобы можно было строить не только пешеходные, но и автомобильные мосты. Дело за малым: необходимо разработать для них специальные технические условия. Это и предлагают ученые-мостостроители.

В 2019 году в России был введен свод правил (СП), касающийся проектирования мостов с конструкциями из алюминиевых сплавов. Он дал толчок к широкому распространению таких строений по регионам России. Сейчас пешеходные мосты из алюминия есть в Красноярске, Москве, Туле и Нижнем Новгороде. Эксперты предлагают доработать его, распространив и на мосты для автомобильного движения. Такая возможность рассматривалась изначально при введении в действие данного свода правил.

Специалисты МАДИ и МГСУ готовы предоставить результаты испытаний – как лабораторных, так и натурных, на основе которых можно создать специальные технические условия (СТУ) для проектирования автомостов. Причем применение алюминиевых конструкций гораздо шире, считают ученые. Так, например, показатели по прочности, устойчивости к деформациям и такому явлению как «усталость металла» позволяют говорить о возможности использования таких сплавов не только при строительстве новых мостов, но и при реконструкции уже имеющихся. Алюминиевые плиты испытывались в разных вариантах: без дорожного покрытия и с двумя видами покрытий: асфальтобетонным и современным полимерным на эпоксидной основе. Во всех вариантах конструкции выдержали как циклические нагрузки (2 млн циклов), так и статическую нагрузку до 85 тонн.

В России может появиться первый автомобильный мост из алюминия 1

В 2019 году на заседании Госсовета по вопросам развития сети автомобильных дорог и обеспечения безопасности дорожного движения отмечалось, что более 3,5 тыс. мостов и других искусственных сооружений находится в аварийном или предаварийном состоянии. Алюминиевые конструкции могут решить эту проблему.

Автомобильные мосты из алюминиевых сплавов — это пример развития современных строительных технологий. Конструкция получается легкая, фактически в два с лишним раза легче, чем стальная, поэтому может быть целиком и качественно изготовлена на заводе. Последующая сборка и установка занимает всего несколько часов. Это экономия времени и средств. А далее такой мост практически не требует эксплуатационных затрат», — цитирует «Строительная газета» заведующего научно-исследовательской лабораторией НИУ МГСУ, д. т. н., профессора Андрея Коргина.

Эксперты также отмечают, что во многих европейских странах алюминиевые мосты стали уже нормой: например, в Швеции и Норвегии за последние 30 лет построено 80 мостов, почти такое же количество ежегодно вводится в эксплуатацию в Германии. Примечательно и то, что нередко конструкции для них изготавливаются на Красноярском металлургическом заводе. Так, в 2021 году КраМЗ обязался поставить в Германию 50 алюминиевых мостов.

В России может появиться первый автомобильный мост из алюминия 2

Инициатором развития рынка алюминия для его широкого использования в российских городах является общественный деятель Олег Дерипаска. Он неоднократно отмечал, что широкое использование сплавов в различных отраслях экономики будет способствовать развитию внутреннего российского рынка глубокой переработки и производства продукции высоких переделов. Сейчас, по данным Алюминиевой ассоциации, в мире в гражданском строительстве доля алюминия – порядка 26%, в России она значительно меньше, хотя в стране работают предприятия – лидеры мировой алюминиевой индустрии.

Алюминиевые сплавы перспективный материал. Низкий вес, коррозионная стойкость, высокий декремент колебаний делает его перспективным для мостов. В 2019-2020 годах усилиями лабораторий ЦНИИС и МАДИ были обследованы все эксплуатируемые пешеходные мосты из алюминиевых сплавов на территории РФ. Проблем с надежностью и безопасностью данных объектов нет», - отмечает заместитель гендиректора ЦНИИС по научной работе, главный научный сотрудник, кандидат технических наук, доцент, почетный транспортный строитель РФ Юрий Новак.

Сопредседатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская подчеркивает: алюминий, по мнению ведущих архитектурных бюро России и мира, материал уникальный — и с точки зрения прочностных характеристик, и с точки зрения пластичности для воплощения любых задумок и архитектурных форм. Он также отвечает требованиям ВЭБа к реализации «зеленых» проектов, нацеленных на повышение качества и экологичности инфраструктуры и городской среды.

СПРАВКА

 
Впервые в мире алюминий был применен при реконструкции мостового настила в 1933 году в Питтсбурге (США). Первый алюминиевый мостовой пролет был возведен в 1946 году при модернизации моста через железнодорожную линию к алюминиевому заводу Alcoa в городе Массена (США). Полностью алюминиевый мост был построен в 1950 году через реку Сагеней в канадском городе Арвида. В России первым алюминиевым стал пешеходный Коломенский мост через канал Грибоедова в Ленинграде (1969 год).
 

 

 

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.