От стрит-арта до Делеза: какой была первая ярмарка современного искусства в Красноярске
Исследование локальных контекстов, вдохновение детством и поиск личной памяти: чем запомнилась Красноярску ярмарка современного искусства SCAN FAIR — в специальном материале «Делового квартала».
Первую треть лета финализировали значимым для красноярской арт-среды событием: 28 июня...2 июля в городе проходила первая сибирская ярмарка современного искусства SCAN FAIR. Организаторы позиционируют ее как первую ярмарку в Сибири, которая объединила не только сибирских художников, но также и авторов с Урала и Дальнего Востока.
На фото: стенд художника Игоря Тишина
После экспертного отбора в пул представленного искусства вошли 40 независимых художников и пять галерей. География получилась обширная: Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Братск, Омск, Улан-Удэ, Екатеринбург, Пермь, Благовещенск, Владивосток. SCAN FAIR — органичное продолжение проекта SCAN AWARDS, премии-конкурса в области современного искусства, которую осенью 2023 организовала ресторанная группа Berrywood Family.
Мы накопили массу напряжения и ожидания: подготовка длилась полгода, мы делали это впервые и очень переживали. Когда я увидел финальную застройку — выдохнул наполовину и понял, что все удалось. А когда пришли коллекционеры, приехали эксперты из других городов с огромным опытом насмотренность и дали теплую обратную связь, мы выдохнули до конца. SCAN стоит в осознанной программе развития арт-индустрии в Красноярске как серьезный прием, который используют в мировой арт-индустрии, и наконец удалось воплотить его здесь. Главное, чтобы хватило сил, средств, желания и сопутствующих событий делать это ежегодно и масштабировать. Уже осенью пройдет SCAN AWARDS, и на этот раз она тоже объединит Сибирь, Урал и Дальний Восток, — говорит Дмитрий Журкин, сооснователь Berrywood Family и идеолог ярмарки.
Соорганизатором события стал Сибирский институт развития креативных индустрий, с помощью которого многие красноярские авторы получают помещения и ресурсы для работы.
На фото: Дмитрий Журкин
Готовили SCAN FAIR с поддержкой команды blazar — ярмарки-сателлита Cosmoscow. Организаторы blazar подключились не только на консультационном уровне: они же принимали участие в подготовке медиаторов ярмарки. Наличие медиации тоже стало одной из отличительных черт ярмарки, так как сейчас в Красноярске медиаторские практики время от времени используются только в «Площади Мира». На SCAN медиаторские туры проходили всю неделю. Так организаторы прокладывали «мостики» между искусством и более включенным восприятием зрителей.
На фото: Александра Лекомцева
Поэтому среди первых гостей на превью SCAN FAIR были и те, с чьей помощью создавалась ярмарка.
Мне как человеку, который пять лет создает собственную ярмарку в Москве, понятно, какой это труд, какие инвестиции и ответственность. Быть художником — это призвание, но вместе с этим и профессия, за которую платят покупкой искусства, и важно, что в Красноярске это работает именно так, а не через риторику «Давайте соберем денег художникам и всех спасем, а не поможем реализоваться». Этот подход значим и потому что в России подавляющее большинство масштабных культурных событий сконцентрировано в Москве и Петербурге, а это неправильно для страны такого масштаба. У нас в каждом регионе есть свои арт-кластеры и талантливые люди. Поэтому на местах должны работать местные люди, которые всегда будут переживать за художника из Красноярска и галерею из Иркутска больше, чем за московские, для нашей специфики это необходимо. Пока арт-рынок в России очень маленький, и на мой взгляд, только региональные центры могут его расширить. Здесь может появиться целая плеяда коллекционеров, медиаторов, искусствоведов, связанных конкретно с современным искусством. Надеюсь, что следующая SCAN повлияет уже и на внутренний туризм: например, в театрах запланируют показы лучших спектаклей, отели и рестораны разработают специальные меню и экскурсии, которые могут стать дополнительным источником информации о регионе для гостей города. Так устроены все мировые ярмарки, вокруг которых собираются другие классные события, и думаю, здесь арт-сфера уже готова в это включиться, — рассказала «Деловому кварталу» Александра Лекомцева, основательница ярмарки современного молодого искусства blazar.
В день «закрытого» открытия на SCAN FAIR собрались и те, кто готов не только воспринимать арт-объекты, но и приобретать его для собственного пространства. Только в день превью проданное искусство перешло рубеж в миллион рублей.
Потрясающее впечатление у меня складывалось еще с момента приглашения, так как в первую очередь я обращаю внимание на фирменный стиль и брендинг. В случае со SCAN видно, что это не единоразовая картинка — ребята вложились во все детали фундаментального проекта. Сегодня на каждом стенде задерживаюсь минут на 10-15: интересно смотреть и знакомиться, все участники очень открытые, плюс классная площадка. Много за что цепляется взгляд, и видно, что покупая работу, люди не просто хотят заполнить свое пространство, но и поддержать ярмарку, галерею, художника. Радует, что от зональности мы перешли к тому, чтобы ценить наследие и уникальность каждого региона и людей, которые здесь живут. Ведь все мы из регионов, и в любой момент каждый из нас может масштабировать свой талант. Для меня важно помнить, что любой человек, находящийся в начале, может пройти невероятно интересный путь — и быть частью этого пути очень круто, считает Александра Жаркова, основательница коммуникационного агентства SETTERS.
Ярмарка стала точкой притяжения и для коллекционеров: во многом благодаря им финальная сумма продаж превысила три миллиона.
На фото: Александра Жаркова
Многие из них были выпускниками Школы коллекционеров, первый поток которой запустили в Сибирском институте развития кеативных индустрий в мае 2024 — так началось зарождение культуры коллекционирования. Сразу после выпуска в Красноярске появился и собственный Клуб коллекционеров — его возникновение инциировала Наталья Сипетая. Участники Клуба коллекционеров активно стали теми, кто тоже активно включился в работу SCAN FAIR.
Клуб коллекционеров не ставит своей задачей стимулировать покупки. Наша цель как сообщества — продвигаться в понимании искусства, развивать мышление. Поскольку в Клубе в основном предприниматели и управленцы, нам важен этот навык, и понимать язык искусства в этой среде сегодня хороший тон. Анна Герман на паблик-токе о меценатстве рассказывала конкретный пример: когда им надо было на своем стенде во время федеральной аграрной ярмарки в Москве привлечь не только внимание потенциальных партнеров, но и высших чиновников, их агрохолдинг «Дары Малиновки» обратился именно к языку искусства, поскольку он способен объединять самых разных людей. И цель была достигнута. Поэтому когда в городе появляется целая ярмарка, ее средообразующая и трансформационная роль имеет ключевое значение, даже если отбросить значение арт-рынка как такового для художников и покупателей. Мы можем поехать Cosmoscow и Art Basel, но когда в родном городе есть проект, который объединяет всех игроков рынка современного искусства, это поворотный момент для реорганизации среды. Искусство — не бытовая потребность, а духовная. И если большие проекты, как ярмарка, востребованы обществом, значит, оно «доросло» до более высокой ступени развития, — объясняет Наталья Сипетая, продюсер культурных событий, основатель Клуба коллекционеров.
По данным Berrywood Family, всего меньше чем за неделю работы с ярмарки ушло 129 предметов искусства.
На фото: Наталья Сипетая
Самыми продаваемыми художниками ярмарки стали Анастасия Рыбакова, Анастасия Безвершук и арт-группа «Нарисовались».
На фото: стенд арт-группы «Нарисовались»
Диапазон цен был довольно широким: стоимость арт-объектов начиналась от 2,5 тыс. и заканчивалась 2 млн рублей. Так точка входа в знакомство с искусством и возможностью приобрести его для своих пространств была доступной не только для коллекционеров, но и для широкой аудитории.
На фото: стенд художницы Анастасии Безвершук
А чтобы было легче сделать выбор, параллельно ярмарке проходила публичная программа: лекции и обсуждения, посвященные разным аспектам развития современного искусства в Красноярске и Сибири, были открыты для публики. Спикерами стали региональные и федеральные эксперты.
На фото: стенд художницы Анастасии Рыбаковой
Так SCAN FAIR объединила не только авторов и галеристов, но и тех, для кого искусство давно стало не столько профессией, сколько делом жизни. Следующий шаг — премия-конкурс SCAN AWARDS, проведение которой планируется в ноябре 2024.
Иллюстрации: фотографии предоставлены Berrywood Family / Сергей Чивиков
Больше материалов «Делового квартала» о культуре в Красноярске:
На новой высоте: куда сходить в Красноярске 6...12 июля 2024
Индийские церемонии в музее, МХАТ на сцене Красноярска, пленэр на крыше, open air на любой вкус и кино под открытым небом — главное о культурных событиях города в афише DK.RU.
Дмитрий Журкин: Развитие среды — одна из главных задач бизнеса
Berrywood Family проведет в Красноярске первую за Уралом ярмарку современного искусства. SCAN FAIR — важный шаг к тому, чтобы арт-сфера в Сибири выросла в мощную бизнесиндустрию.
Наталья Сипетая: Коллекционирование искусства — стратегия или импульс?
Как в Красноярске «вырастают» настоящие коллекционеры и почему искусство требует особой стратегии — для DK.RU пишет Наталья Сипетая, продюсер культурных событий и основатель Клуба коллекционеров.
Три «Золотые маски» получила рок-опера Красноярского музыкального театра
В Москве вручили премию «Золотая маска» лучшим театрам страны. Спектакль «Орел и ворон» Красноярского музыкального театра взял награду сразу в трех номинациях.
Бизнес без каникул: вышел новый номер «Делового квартала» в Красноярске
Июньский выпуск журнала оказался очень разнообразным. Здесь и серьезный разговор о проблемах логистики в крае, и рассказы о мероприятиях, способных разнообразить досуг делового человека.
Красноярск может стать Культурной столицей России `2026: что это даст городу
В 2024 этот статус получил Нижний Новгород. В 2025 звание культурной столицы страны перейдет Грозному. Города-претенденты на 2026 смогут подать заявки этим летом.