Строительство: как преодолеть разрыв между академической и профессиональной квалификацией
Строитель должен быть высококвалифицированным специалистом, ведь от его работы зависит не только внешний вид зданий, но и их прочность, надежность, безопасность.
Высокая квалификация специалиста не только гарантирует качество строительных работ, но и способствует повышению престижа профессии в целом. Ведь строитель — это тот, кто создает будущее.
Эксперты отмечают: высококвалифицированный строитель должен постоянно совершенствовать навыки, следить за новыми технологиями и методиками, быть в курсе последних инноваций. Строительные технологии постоянно развиваются, требования к качеству становятся все более жесткими. Высокая квалификация строителя позволяет успешно применять новейшие технологии, учитывать особенности местности и создавать по-настоящему надежные сооружения.
— Cтроительство начинается с инженерных изысканий и проектирования. Это ключевые моменты при возведении любого сооружения. От них зависит успешное выполнение всех последующих работ. Программы обучения в области инженерных изысканий и проектирования должны быть направлены на комплексное формирование профессиональных навыков и знаний, — поясняет Екатерина Поторочина, генеральный директор АНО «ЦОК по строительству в Сибири».
Подготовка строителя-инженера требует комплексного подхода. Фундаментом для дальнейшего погружения в профессию становятся базовые знания в области математики, физики, химии, а также информационных технологий. Далее следует изучение теоретических основ инженерного дела: строительства, механики, электротехники, гидравлики и других дисциплин. На третьем этапе обучения акцент делается на практических навыках. Студенты начинают работать с профессиональным программным обеспечением, проводят лабораторные работы, участвуют в проектах и практиках на предприятиях.
Практика — ключевой элемент подготовки к работе в проектной организации. Здесь студенты сталкиваются с реальными задачами и проблемами. Это помогает им применять теоретические знания в работе и развивать навыки, необходимые для успешного выполнения проектов.
Однако, как отмечают специалисты, сегодня у выпускников строительных специальностей существует системный разрыв между академической и профессиональной квалификацией из-за недостаточного количества часов производственной практики. Как преодолеть проблему? Используя новые подходы к прохождению студентами производственной практики на профильных предприятиях. Оценить качество подготовки специалистов можно с помощью совмещения итоговой или промежуточной государственной аттестации с независимой оценкой квалификации. Пилотный проект по этому направлению будет запущен уже в 2025…2026 учебном году в Инженерно-строительном институте СФУ.
В Красноярском крае существует АНО «ЦОК по строительству в Сибири», который с 2021 проводит независимую оценку специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Сегодня профессиональный экзамен здесь сдали более тысячи специалистов строительной отрасли.
Наработан опыт и в части совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации. В 2021 прошли все этапы профессионального экзамена и подтвердили квалификацию «Архитектор 5-го уровня» выпускники Красноярского строительного техникума. В 2022 к проекту ГИА-НОК присоединился Иркутский техникум архитектуры и строительства. Сегодня уже 42 выпускника успешно сдали профессиональный экзамен и вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании получили Свидетельство о независимой оценке квалификации. Информация об этом размещена в федеральном реестре специалистов.
— В прошлом году мы проводили опрос среди членов СРО о готовности принять на работу выпускников техникумов и институтов. Статистика показала, что 10…15% предприятий готовы взять на работу молодых специалистов без опыта. Существует большой спрос на конструкторов, архитекторов и бим-специалистов, — говорит Екатерина Поторочина.
А это значит, что проект ГИА-НОК демонстрирует свою успешность.