Дмитрий Ткачев: «Юридическая безопасность должна быть частью бизнес-процессов»

Дмитрий Ткачев: «Юридическая безопасность должна быть частью бизнес-процессов»
Иллюстрация: Коллаж ДК

Правильное оформление отношений с партнерами и клиентами способно не только избавить бизнес от изрядной доли головной боли, но и сохранить финансы компании от лишней нагрузки.

Дмитрий Ткачев, основатель юридического агентства «Закон и дело»:

Как и любая другая деятельность человека, бизнес ведется в правовом поле. И неважно b2b это сегмент или b2c — все взаимоотношения должны быть оформлены правильно. В целом есть пять основных принципов (или правил, если угодно), следование которым позволит закрыть большинство юридических рисков.

Первое из таких правил: всегда заключать письменные договоры. Казалось бы, очевидное заявление, но далеко не все и не во всем это соблюдают.

При этом документ должен подписываться именно тем лицом, которое в нем указано. Сличайте реквизиты, проверяйте полномочия и так далее. Пусть это немного затянет процесс, но зато даст возможность избежать массы потенциальных проблем, которые могут возникнуть.

Второе правило является логичным продолжением первого: если подписали договор о, скажем, поставке какого-либо товара, не пожалейте времени и подпишите закрывающие сделку документы — акт приема-передачи или выполненных услуг, например. Если этого не сделать, возможны сложности. А доказывать, что ты не верблюд в такой ситуации, крайне сложно.

Принцип третий: деньги по договору должны проходить только между его сторонами. Т.е., если компания А покупает, скажем, компьютеры, у компании Б, то в платежных документах должна быть указана именно последняя, а не некая третья организация. Если же у Б денег нет, а у В они есть и она готова оплатить по выше указанному договору, то в назначении платежа нужно указать, что это оплата по такому-то договору с компанией Б (ИНН) за следующим номером от такой даты. С физлицами точно также. В противном случае, компания В может в какой-то момент потребовать вернуть ей деньги, так как товар или услуга поставлены не ей.

Если не удастся договориться миром, то придется идти в суд. И вот тут вступает в силу четвертое правило, которое гласит: какой бы классный продукт вы не продавали, сколько бы восторженных фанатов у вас не было, всегда погружайтесь в структуру договора. Даты, сроки, претензионный порядок — все это крайне важно.

Если договор подписывает на ваших условиях, обязательно удостоверьтесь, что пункт о подсудности устанавливается в Арбитражном суде Красноярского края (или в одном из районных судов Красноярска) — т.е. по месту вашего нахождения. В противном случае может случиться так, что для решения спора придется ездить в другой город, а то и регион, а это сильно увеличит стоимость восстановление ваших прав, поскольку нужно будет искать незнакомого юриста в городе, где идет разбирательство, или оплачивать командировочные красноярским. Конечно, сейчас к суду можно подключаться по ВКС, но далеко не всегда это возможно — есть даже такие суды, которые отказывают в дистанционном рассмотрении дела и ничего с этим не поделать.

Еще один нюанс, также относящийся к этому правилу, разумные сроки ответа на претензию. К примеру, если вы работаете в постоплату, отгружаете товар, но деньги вам вовремя не перечисляют, то вы заявляете претензию, ответ на который другая сторона будет готовить в течение срока, указанного в договоре. А если там стоит 30 рабочих дней?! Это полтора календарных месяца. Готовы столько ждать? Думаю, нет. В целом же, как показывает практика, 10...15 календарных дней вполне достаточно, чтобы подготовить ответ на претензию. Так что этого горизонта и стоит придерживаться.

Ну и пятый пункт. Как только вы выходите из микробизнеса и метите в малый, а то и средний (по чекам, товарообороту и т.п.), нужно непременно задуматься о юридическом сопровождении. Неважно насколько у вас грамотно составлены договоры и отточено процессы, все равно при масштабировании бизнеса возникает множество разного рода юридических вопросов — взять хоть взаимодействие с налоговыми и надзорными органами. А есть ведь еще вопросы кадров, военкоматы, суды.

Это все отнимает время руководителя и отвлекает его от собственно управления компанией. Заниматься же этим должен человек с соответствующими компетенциями — проще говоря, юрист. Причем на первом этапе предпочтительнее вариант аутсорсинга. Конечно, штатный юрист — это заманчиво. Но предприниматель, впервые нанимающий юриста, вряд ли способен четко оценить его квалификацию. А ошибка в этом вопросе может обернуться серьезными проблемами — причем, как финансовыми, так и сугубо правовыми.

Конечно, штат или аутсорсинг — решать бизнесмену. Но, так или иначе, масштабироваться без обеспечения юридической безопасности своего дела невозможно. Да и вообще, нужно помнить, что она — это не отдельная сфера, а должна быть вшита в бизнес-процессы, только тогда можно будет спокойно работать, не рискуя на пустом месте потерять компанию.

Читайте также:

Дмитрий Ткачев: «Повышение госпошлин станет налогом на неспешность»

Чем может обернуться повышение госпошлин для бизнеса и как подстраховаться в этой ситуации.

И судились они долго и дорого: красноярские юристы о повышении госпошлин для DK.RU

Снижение нагрузки на суды, обращение к медиации и новый подход к поиску бизнес-партнеров: «Деловой квартал» говорит с юристами Красноярска о последствиях увеличения госпошлин за обращение в суд.

Самое читаемое
  • Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?
  • Важный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовыхВажный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовых
  • Урожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на УралеУрожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на Урале
  • Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.
  • Как соединить бизнес, образование и воспитание. История Языковой Академии TalismanКак соединить бизнес, образование и воспитание. История Языковой Академии Talisman
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.