Артефакты тысячелетий, шаманы, запахи Древней Сибири, путь к истокам. О чем «Сны Сибири»?

Артефакты тысячелетий, шаманы, запахи Древней Сибири, путь к истокам. О чем «Сны Сибири»?
Иллюстрация: t.me/museum_centre_krsk

Чем уникальна экспозиция в масштабе страны и что поможет понять ее глубже, «ДК» рассказали Анастасия Кистова, директор художественного музея, и Сергей Ковалевский, арт-директор «Площади Мира».

24 октября в Красноярске открывается одна из самых значимых для города и региона выставок — «Сны Сибири». Она продлится до 12 января 2025 и пройдет на двух площадках: в Красноярском художественном музее имени Сурикова и музейном центре «Площадь Мира». До конца этого года выставка будет сопровождаться и публичной программой.

Артефакты тысячелетий, шаманы, запахи Древней Сибири, путь к истокам. О чем «Сны Сибири»? 1

Представители площадок, где экспонируются «Сны Сибири», поделились с «Деловым кварталом», какие «ключи» помогут раскрыть как можно больше граней выставки.

Эта выставка уникальна для всей России, а для Красноярска тем более: действительно впечатляет подход организаторов к тому, как они подают археологические предметы. Для выставки отобрали самые яркие из них и показывают как уникальные произведения, можно сказать, как творения ювелирного искусства. Специально создается затемненное пространство, внутри которого светятся эти артефакты, дошедшие до нас из глубины тысячелетий. И наконец-то возникает отношение к ним как к действительно уникальным крупицам, с помощью которых древнее прошлое с нами, современными, разговаривает. И может быть, мы даже можем через эти светящиеся в темноте крупицы древних культур вступить с ними в диалог. Еще одна особенность проекта — фантазийная основа. Организаторы помечтали, каким мог бы быть мир того древнего человека, который все эти прекрасные артефакты создавал. Но атмосфера будет создана так, что на первый план выйдут одновременно и произведения современных художников. Ведь те, кто делали подобные артефакты тогда — тоже художники своего времени. О чем думают авторы современности, как работают, с какими материалами и темами, как они обращаются к той самой древности и почему туда погружаются — об этом будет пространство нашей выставки. Здесь большой акцент на нашу современную саморефлексию», — говорит Анастасия Кистова, директор Красноярского художественного музея.

Она отмечает, что в работах, которые представят в Художественном музее, большинство объектов созданы красноярцами. Но будут и авторы из Санкт-Петербурга, Тывы, Хакасии, Томска. Со слов директора, местные художники более конкретны в обращении к древним культурам, чем мастера, которые не жили здесь, а лишь имели опыт встречи с образцами древней археологической культуры.

Специально для нашего музея организаторы разработали несколько ароматов. Они должны помочь зрителю, который путешествует по нашим залам и одновременно по собственным представлениям о Древней Сибири и о тех мирах, в которые предлагают окунуться современные авторы. Благодаря выставке у сибиряков и красноярцев появляется возможность посмотреть на себя сквозь эту призму древней территории. Да, мы здесь, может быть, не коренные жители, но мы живем на этой земле, и все это богатство пропитывает даже асфальт, по которому ездят наши машины. Место заряжено этой энергетикой, и если мы это знаем, то относимся более осознанно, оно становится и нашим потенциалом тоже», — добавляет Анастасия Кистова.

Чтобы лучше понять выставку, директор Красноярского художественного музея советует изучить информацию о кулайской культуре и шаманизме: в экспозиции много работ, которые связаны с шаманами и трансформацией человеческого облика в те времена.

Артефакты тысячелетий, шаманы, запахи Древней Сибири, путь к истокам. О чем «Сны Сибири»? 2

Еще одну часть проекта разместили в музейном центре «Площадь Мира».

Новый большой многоуровневый выставочный проект уникален, прежде всего, отчетливой установкой на встречу в музейном пространстве архаических артефактов и современного искусства. Между предметами древней мифологии и работами сегодняшних художников высекаются «искры» и вспыхивают «вольтовы дуги» взаимного узнавания. Такая ситуация сопоставления позволяет коснуться глубинных тайн художественного творения. Здесь запускается разговор о началах — искусства и мира. Становится ясно, что миссия художественного мышления сегодня — в достижении истоков. Как всегда в «Площади Мира», успех экспозиционного проекта опирается на своеобразие архитектурного пространства. В лабиринтообразном «нижнем мире» раскинулся «темный лес», в котором доминируют археологические раритеты, свезенные из 25 музеев, институтов и фондов. На верхнем уровне экспозиционного рассказа мы собрали раздел под названием «Архаика современности», где представляем большей частью собственную коллекцию авторских произведений. Здесь ведущий архетипический сюжет о том, как и кем населяются «платоновские пещеры» художников», — рассказывает Сергей Ковалевский, ард-директор музейного центра.

Известно, что суммарно в выставку включили более 300 экспонатов. Несмотря на такой объем, иммерсивность «Снов Сибири» сохраняется.

Конечно, многочастная экспозиция сама направлена на раскрепощение восприятия «вещих снов» Сибири: в ней используются разные механизмы чувственного высвобождения энергии времени и выхода на горизонт «изначального» творчества. Это, в первую очередь, художественная выставка. Она апеллирует не к знаниям, а к образно-символическому пониманию видимого и невидимого. Мы рассчитываем на визуально-пластическую чуткость зрителя. Важнее всего, чтобы произошло событие «встречи взглядов». А уже на этой основе включается мышление. На тему «другого начала» есть проникновенные труды философов — Хайдеггера, Агамбена, Бибихина. Для расширения визуально-смыслового поля «архаичности» модернизма стоит всмотреться в живопись Пикассо, Модильяни, Аппеля, Поллока, де Кунинга, Баския, Базелица, скульптуру Арпа, Джакометти, Мура«, — резюмирует Сергей Ковалевский.

Напомнить, посетить «Сны Сибири» можно с 24 октября: в этот день пройдут официальные открытия экспозиций на каждой из площадок.

Иллюстрации для материала: t.me/museum_centre_krsk

Больше о культурных событиях в Красноярске читайте здесь:

Осень, которая звучит: куда сходить в Красноярске 19...25 октября

Музыка на любой вкус, перенесенные в танец картины, индустриальная мифология и выставка на два музея — главное о культурных событиях города в афише DK.RU.

Искусство масштабных событий. Афиша октября

«Деловой квартал» делится событиями, которые сделают октябрь в Красноярске эффектным и запоминающимся.

Балет «Спартак» восстановили в Красноярском театре оперы и балета: первые фото спектакля

Постановка не шла в Красноярске более 10 лет. Премьерные показы прошли 18...20 октября, в следующий раз спектакль появится на сцене только в феврале 2025. Показываем фрагменты знакового произведения.

Фестиваль «Волшебный лёд Сибири» в Красноярске вновь станет международным

Сейчас администрация Красноярска ведет переговоры с представителями других стран для участия в фестивале.

Илона Кондаурова переходит из музея Сурикова в Красноярский театр Пушкина: детали от «ДК»

С 16 октября она вступает в должность заместителя директора Красноярского драматического театра имени Пушкина. О планах на новом месте Илона Кондаурова рассказала DK.RU.

Красноярская филармония в поиске нового директора: какие требования?

Министерство культуры края проведет конкурс на должность, которую ранее занимал Евгений Стодушный.

В Красноярск приедет с гастрольным туром МХАТ имени Чехова

С 20 по 23 ноября в Красноярске пройдут гастроли Московского Художественного театра имени А. П. Чехова.

Строительство визит-центра в Овсянке отложили из-за археологического памятника

Для строительства визит-центра в Овсянке краевой краеведческий музей заказал государственную историко-культурную экспертизу. В ходе обследования обнаружили новый археологический памятник.

Оформление новогоднего Красноярска посвятят творчеству Петра Чайковского

Стала известна тема оформления новогодних городков в Красноярске. В мэрии вдохновились творчеством Петра Чайковского.

Александра Урсуляк: На голой земле русского театра начинают прорастать новые имена

Спектакль без персонажа, навык любить, новая эпоха театра, цензура и точка правды в современном искусстве — в интервью Александры Урсуляк, актрисы московского театра Пушкина, «Деловому кварталу».

Самое читаемое
  • Из первоуральской больницы уволились 31 врач и 80 представителей среднего медперсоналаИз первоуральской больницы уволились 31 врач и 80 представителей среднего медперсонала
  • Маркетплейс Wildberries анонсировал выход на рынок B2BМаркетплейс Wildberries анонсировал выход на рынок B2B
  • Евгений Коган: «Нужна ли нам победа над инфляцией любой ценой?»Евгений Коган: «Нужна ли нам победа над инфляцией любой ценой?»
  • Крупный свердловский совхоз полностью выведут из госсобственностиКрупный свердловский совхоз полностью выведут из госсобственности
  • Квадроберы: что под маской? На вопросы отвечает детский психологКвадроберы: что под маской? На вопросы отвечает детский психолог
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.