Константин Реук: Путь к устойчивости производственного предприятия — гибкость
Скорость реакции и изменений — узкое место больших производств. Константин Реук, гендиректор «КЗЖБИ №1», уверен: гибкость повышает устойчивость предприятий — и не только финансовую.
План по захвату ниши
В этом году перед нашим предприятием стоит амбициозная цель — плановое увеличение выручки на 30%. Вырасти на треть — само по себе задача со звездочкой, а сделать это в условиях резко изменившейся конъюнктуры — непросто вдвойне. Из-за отмены льготной ипотеки застройщики — заказчики, которые долгое время были для нас ключевыми, заметно сократили объем заказов.
Конкурировать на сузившемся рынке или искать другие возможности для роста? Выбрали для себя второй путь и переключились на производство ЖБИ для промышленности. Это более специфичный, сложный и за счет этого более дорогой продукт.
Справедливости ради: «КЗЖБИ №1» всегда работал с промсектором. Однако именно в этом году объем заказов вырос в разы — и к этому нас подтолкнул именно рынок. Так, в мае мы заключили договор с компанией–девелопером и стали поставщиком разнообразного железобетона для масштабного проекта — строительства производственно–логистического комплекса в районе деревни Старцево (общая складская площадь будущего парка составит 600 тыс. кв. м.). Исторически работали с РУСАЛом и в этом году активно расширяем сотрудничество поставкой ЖБИ для реконструкции корпусов братского и красноярского алюминиевых заводов.
Активный заход в промышленный сегмент стал возможен благодаря нескольким факторам. Первый — наличие стабильного и профессионального коллектива. Это дает уверенность в собственных силах и обеспечивает готовность браться за любые, даже нестандартные проекты и, соответственно, зарабатывать на них.
Фактор второй — собственные производственные площади, которые при необходимости могут быть увеличены под задачи производства. Так, в этом году мы восстановили и запустили производство в одном цехе и на одном уличном полигоне. При необходимости, производственные площади и дальше могут быть расширены.
Третий фактор лежит на пересечении бизнеса и психологии. С одной стороны, мы анализируем рынок, конкурентов и их продукцию. И, опираясь на это, делаем вывод, на какие изделия необходимо обращать внимание. А приняв такое решение — действуем сразу же: расширяем площади, перераспределяем штат, добираем знания (если это нужно). Такая гибкость и скорость реакции позволяют не просто быстро закрепить за собой долю рынка, но главное — уверенно смотреть в будущее и не бояться перемен.
Удержать и … заинтересовать коллектив
Производство сложных высокомаржинальных продуктов — не единственный путь к выстраиванию финансово устойчивой работы промпредприятия. Огромный потенциал «зашит» в снижении собственных накладных расходов производства. Простой, но не эффективный способ для этого — распустить собственный штат: к примеру, слесарей и сварщиков, занятых обслуживанием оборудования и металлоформ, и привлекать специалистов на аутсорсе тогда, когда для них будут задачи.
Второй способ сложнее, но грамотнее: сохранить специалистов, а значит, их экспертизу — в штате, и выстроить процесс так, чтобы у них всегда была работа.
Например, команда специалистов «КЗЖБИ №1», которая обслуживала станки и делала мелкосрочный ремонт металлоформ, стала производить дополнительные изделия — сначала легкие металлоформы для собственных нужд и металлоконструкции для небольших заказчиков. Затем, с ростом уровня компетенций, стала выполняться и более сложные изделия.
Примерно такой же путь ожидает и столярный цех, который производит индивидуальную опалубку. Он уже частично закрывает вопрос по производству офисной мебели для нужд предприятия. В планах — запустить производство и реализацию лофт-мебели с использованием металла, дерева и, конечно, бетона.
В равной степени уделяя внимание как основному, так и смежному производственным направлениям мы не только снижаем издержки и даем постоянную занятость штатным специалистам. Но и делаем работу на предприятии интереснее и разнообразнее. Проявлять гибкость — в бизнес-подходах, производственных процессах, работе с коллективом — значит, повышать шансы на успех и устойчивость.
Читайте также:
Константин Реук: «Полосатые воротнички» — выход из кадрового тупика
Кадры — самая большая боль производственного бизнеса. Константин Реук, генеральный директор «Красноярского завода ЖБИ №1» о том, почему найм «полосатых воротничков» — это история, где нет проигравших.
Как и где найти место для нового производства
Развитие малых и средних производств в Красноярском крае ограничивается сложностями с промышленной инфраструктурой,что мешает запускать новые предприятия и расширять действующие.