Как и где найти место для нового производства

Как и где найти место для нового производства
Автор фото: Надежда Быканова. Иллюстрация: ДК

Развитие малых и средних производств в Красноярском крае ограничивается сложностями с промышленной инфраструктурой,что мешает запускать новые предприятия и расширять действующие.

События последних лет потребовали от российской промышленности не только наращивания объемов уже действующих производств, но и открытия новых — чтобы заполнить те товарные бреши, которые возникли после введения санкций. Бизнес откликнулся на этот вызов. Однако одного желания и готовности оказалось недостаточно — нужны места для размещения производств.

Как и где найти место для нового производства 
 1— Предприниматели всегда стремятся расти и развиваться. Но сегодня это критически важный процесс для экономики не только регионов, но и страны в целом. Поэтому без включения всех сторон — и бизнеса, и власти — движение в этом направлении не обеспечить. Особенно в части инфраструктурных моментов, — отмечает Александр Сиваев, генеральный директор Индустриального парка «Красный Яр».

Такое мнение он высказал во время бизнес-сессии, посвященной развитию производств в ситуации дефицита промышленной инфраструктуры, который красноярская редакция «Делового квартала» провела в партнерстве с Индустриальным парком. На мероприятие собрались как представители власти и предпринимательских объединений, так и сами промышленники от малого и среднего бизнеса.

Как и где найти место для нового производства 
 2— Вопрос достаточности промышленной инфраструктуры сегодня крайне актуален. Проблема в том, что территория, где бизнес живет и работает, сейчас практически не меняется в части готовности принимать новые производства. Да, предприниматели — это самоорганизующийся народ. Если им нужны места для развития, они их найдут. Однако нужно максимально облегчить этот путь. И это задача власти, — считает Юрий Васильев, председатель отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Красноярском крае.

Старое и новое

Мысль об ответственности власти в вопросах развития промышленной инфраструктуры звучала во время круглого стола неоднократно. Так, Евгений Афанасьев, заместитель генерального директора Корпорации развития Енисейской Сибири (КРЕС), заметил, что крайне важно создавать все необходимые условия для работы бизнеса, чтобы он имел возможность оперативно начать свою деятельность.

Как и где найти место для нового производства 
 3— Если мы хотим, чтобы бизнес развивался, у нас должна быть конкуренция по площадкам. К нам часто приходят предприниматели и просят помочь найти место, где поставить производство. Включаемся в эту работу, поскольку собрана серьезная база таких участков. Проблема в том, что нередко эта земля находится в частной собственности, просто так ее никто не отдаст. А это накладывает на предпринимателей дополнительные расходы, — рассказал эксперт.

 

Предприниматели — участники бизнес-сессии подтвердили: проблем с земельными участками, по крайней мере в границах Красноярской агломерации, нет. Сложность в другом — в отсутствии инфраструктуры.

Как и где найти место для нового производства 
 4— Земли много, вся она уже распродана под промышленность, но никто не строится. Почему? Потому что нет инфраструктуры. И не только сетевой, но и логистической, чтобы привезти-увезти людей, сырье, продукцию, — добавляет Арислан Ганиев, исполнительный директор «МегаВатта».

В качестве иллюстрации он привел пример своей компании, которая планирует построить новый завод. Под него есть участок земли в районе Творогово (15 км от Красноярска). Но чтобы просто начать там строительство, сначала нужно серьезно вложиться: провести свет, тепло и воду. По оценке г-на Ганиева, это потребует дополнительных вложений в несколько десятков млн рублей.

С другой, не менее острой проблемой сталкиваются владельцы уже действующих производств, которые расположены на площадях предприятий, построенных в советское время, но по разным причинам закрывшихся. Так называемые заброшенные промзоны часто рассматриваются как места возможного размещения промышленных компаний. Проблема сетевой инфраструктуры там не столь актуальна. А вот состояние самих зданий и поддержание их в надлежащей форме может лечь на плечи предпринимателей весьма ощутимым бременем.

Как и где найти место для нового производства 
 5Как рассказал Константин Реук, генеральный директор Красноярского завода железобетонных изделий № 1, на капитальные и текущие ремонты зданий и сооружений его предприятия, которому в прошлом году исполнилось 65 лет, ежегодно приходится тратить порядка 15…20 млн рублей.

— Когда я смотрю на все эти затраты, нередко возникает острое желание снести все «под ноль». И построить что-то новое, свежее, не требующее такого количества ремонтов и всего остального, — делится г-н Реук.

Нечеловеческая логистика

С нехваткой промплощадей в Красноярске и крае сталкиваются не только производственники. Это становится проблемой и торговых организаций — особенно работающих с большими объемами поставок, например, для строительной отрасли. Как рассказал на бизнес-сессии Владимир Ушаков, исполнительный директор компании «Дедал», поставляющей застройщикам строительные и отделочные материалы, два года назад, когда экономика России начала разворачиваться на Восток, возникли проблемы с доставкой этих грузов по железной дороге.

Как и где найти место для нового производства 
 6— Вначале не стало вагонов, потом они появились, но перестали брать перевозки. Чтобы не срывать график поставок, нам пришлось задуматься о кратном увеличении складских запасов. Если раньше достаточно было хранить товары на два месяца, то теперь, например, штукатурки мы запасаем на 8…9 месяцев, — рассказал эксперт.

Для столь значительного увеличения объемов хранимого товара «Дедалу» понадобилось в разы увеличить площадь складов – с 6 тыс. кв. м до (на тот момент) 16 тыс. «квадратов».

— Мы решили, что сейчас что-нибудь быстренько купим, но не тут-то было: оказалось, что в городской доступности устраивающих нас объектов (с железнодорожным тупиком) просто нет. В итоге нам пришлось арендовать несколько небольших помещений и, разгружая товар на терминальных складах КрасЖД на Базаихе и Новой Заре, доставлять его автотранспортом до мест хранения. А это повышенные расходы на логистику. Плюс возникла потребность в дополнительном персонале, которую сегодня быстро не закроешь, — продолжает г-н Ушаков.

О том, что вопрос дефицита промышленной инфраструктуры напрямую связан с проблемой обеспеченности кадрами, на бизнес-сессии говорили многие. Дело в том, что мало построить в чистом поле завод — его еще нужно наполнить людьми, которые будут там работать. Надо как минимум доставлять их до работы и обратно. Но захотят ли они тратить столько времени на дорогу?

Ситуация осложняется еще и тем, что Красноярский край стал привлекательным для крупных инвестпроектов, которые буквально выжимают рынок квалифицированных кадров.

Как и где найти место для нового производства 
 7— Каждый раз, когда перерезается ленточка большого федерального проекта, где-то вздрагивает малый и средний бизнес. Они выкачивают из рынка людей без судимостей, долгов по алиментам и прочего подобного, а заводам на местах остаются те, у кого репутация, мягко говоря, запятнана. А это вполне понятные риски, — рассуждает Иван Мячев, соучредитель ГК «Лидер».

Задачку Мячев решил, запустив производство на территории исправительной колонии (подобная практика существует в красноярском ГУФИСН уже несколько лет). Примерно по тому же пути пошел в решении кадрового вопроса Константин Реук.

С 2020 мы развиваем подобные отношения с ГУФСИН, и сейчас у нас работают 60 человек из их контингента. Мы рядом со своими производственными предприятиями даже построили для них, условно говоря, общежитие, — добавляет эксперт.

Парк для дела

Хорошим подспорьем в решении проблемы нехватки промышленной инфраструктуры могли бы стать промпарки, которые сегодня активно запускаются в стране. Однако до Красноярска и края этот тренд в полной мере докатился лишь в этом году.

— Региональное правительство наконец обратило внимание на проблему развития индустриальных парков. В 2024 в бюджет края заложены первые деньги на развитие их инфраструктуры. Также коллегами из КРЕС разработана большая карта потенциальных промышленных площадок. Да, те 50 млн рублей (деньги, заложенные в бюджет) — это капля в море. Но процесс пошел, — отмечает Александр Сиваев.

В качестве примера, чем могут быть полезны промпарки предпринимателям, г-н Сиваев рассказал, что приведение участка в необходимое состояние в плане инфраструктуры в среднем занимает 15% себестоимости строительства предприятия. Если ставить производство на территории промпарка, у которого уже есть все техусловия (и с серьезным запасом), то можно 15% сэкономить. И это только один пример эффективности проекта.

Статистика говорит о том, что суммарно предприниматель, работая с промпарком, может высвободить до 50% денежных ресурсов. Плюс сокращение сроков запуска предприятия на 3…18 месяцев. Все это позволит производствам развиваться куда эффективнее, — подчеркивает гендиректор «Красного Яра».

Способны промпарки помочь и с проблемой логистики. Как правило, они обладают необходимой инфраструктурой (платформами, ж/д-тупиками и т. п.) и к тому же работают под задачи предпринимателей: при необходимости готовы пополнять ее арсенал — как в части складов, так и средств, необходимых для производства (кран-балки, генераторы и т. п.)

Что же касается кадров, то промпарки нередко располагаются в черте города или рядом с ним (тот же «Красный Яр» занимает бывшие корпуса красноярского завода «Сибсталь» на ул. Щорса). Соответственно, вопрос их доступности для персонала будет стоять менее остро. А экономия средств (см. выше) позволит платить большие зарплаты, что даст возможность конкурировать за сотрудников с крупными проектами.

— Потребность Красноярского края в промышленной инфраструктуре составляет, по разным оценкам, 1,5…1,8 млн кв. м, из которых сегодня закрыто лишь около 10%. Это говорит о том, что потенциал для развития есть. И то, что сейчас делается на уровне федеральной и региональной власти, дает повод верить, что тренд на развитие промплощадок сформировался и начал действовать, — резюмировал Александр Сиваев.

Над проектом работали: Евгений Волошинский, Наталья Машегова, Наталья Повольнова, Юлия Чанчикова

Читайте по теме:

 

 

Самое читаемое
  • Мэрия Екатеринбурга объявила о приватизации ЕМУП «Спецавтобаза»Мэрия Екатеринбурга объявила о приватизации ЕМУП «Спецавтобаза»
  • ИННОПРОМ-2024 пройдет с особым размахом: гид по главной промышленной выставкеИННОПРОМ-2024 пройдет с особым размахом: гид по главной промышленной выставке
  • На мукомольном рынке паника: за две недели мука подорожала на 30%На мукомольном рынке паника: за две недели мука подорожала на 30%
  • Проект планировки площадки для КРТ на Уктусе утвердила мэрия ЕкатеринбургаПроект планировки площадки для КРТ на Уктусе утвердила мэрия Екатеринбурга
  • Суд арестовал спиртовые заводы российского водочного магнатаСуд арестовал спиртовые заводы российского водочного магната
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.