Авто года: монополия чайнакаров
DK.RU рассказывает о главных событиях и трендах 2024. Монополия чайнакаров — это то, что в прошлом году определило «настроение» авторынка и правила игры на нем.
2024 российский авторынок закончил на красивой цифре: по итогам года будет продано более 1,5 млн штук новых машин. Это почти в два раза больше, чем годом ранее. Около 2/3 от этого объема приходится на китайские автобренды (справедливости ради, по абсолютному показателю лидерство, как и ранее, остается за отечественной маркой LADA — 399 тыс. штук, или 31% от общего объема по итогам января…ноября 2024). Монополия чайнакаров — данность и для дилеров, и для покупателей. Китайский автопром выбрал стратегию стремительной экспансии — и не прогадал, заместив собой в течение последних полутора лет ушедшие европейские и частично азиатские марки.
За 2024 доля «китайцев» увеличилась с 50,1% до 58,6% (данные агентства «Автостат»). В топе популярных китайских авто Haval (175,6 тыс. штук), Chery (144,5 тыс. штук), Geely (140,1 тыс. штук) и Changan (100,3 тыс. штук). Суммарная доля этих чайнакаров в общем объеме продаж «китайцев» — 66% (данные агентства «Автостат» по итогам января…ноября 2024).
Haval — самый продаваемый «китаец» в России // haval.ru
Эксперты единодушны: в 2025 авторынок, скорее всего, затормозит. Увеличение утильсбора по принципу домино удорожает стоимость авто и снизит покупательский спрос. Изменения в налоговом законодательстве и повышение ключевой ставки, а значит, «дорогие» автокредиты, также негативно скажутся на продажах (пессимистичный сценарий — они снизятся на 20%). Самый оптимистичный прогноз — сохранение продаж на уровне текущего года. Точно ясно одно: и в 2025 авторынок останется рынком с китайским акцентом.
Андрей Махин
региональный директор ГК «Агат»:
— Окончательный перелом в восприятии китайских автомобилей российскими потребителями еще не произошел. Он в процессе — и процесс этот уже не остановить. Все больше людей рассматривают покупку китайского автомобиля не как безальтернативную, а выбирают китайские марки осознанно. Лидерство HAVAL по объемам продаж в России среди иностранных марок во многом объясняет причины этого выбора. HAVAL локализовал в России производство ключевых моделей.
Это дает потребителю большую уверенность в бренде и снимает вопросы послепродажного обслуживания автомобиля. Инженеры компании тщательно адаптируют модели для климатических условий и дорог России. Важные причины — соотношение цены и качества и сбалансированный модельный ряд.
Эти же подходы в той или иной мере и с разной степенью успешности стараются внедрять и другие китайские автобренды. Поэтому лидерство китайских автомобилей в России сохранится и в 2025, а доверие потребителей к ним будет расти.