Константин Реук: В индустриальном обществе России принято бороться с конкурентами. А зря!
Константин Реук, гендиректор «КЗЖБИ №1» — о том, почему на смену конкуренции должна прийти кооперация. И как такой подход может повысить прибыль предприятия.
— Недавно я был участником крупной отраслевой конференции: в Петербурге собрались представители ведущих железобетонных производств со всей России. Одной из главных тем для обсуждения стали бизнес-боли конкретных предприятий. Но чем больше производства делились своими проблемами, тем яснее становилось — это общие для всей отрасли сложности. Кадровый кризис, повышение производительности труда, культура производства, техника безопасности и даже такие, казалось бы, интимные нюансы, как выбор места размещения туалетов для сотрудников…
Перед предприятиями из разных уголков России стоят абсолютно одинаковые проблемы. Резонный вопрос: почему не начать решать их вместе и действовать по принципу «одна голова хорошо, а двадцать две — лучше»?
Ведь отраслевая кооперация позволяет не только перенять опыт и найти ответы на наболевшие производственные вопросы.
Дружба и сотрудничество с конкурентами выгодны с точки зрения бизнеса и дополнительной прибыли, которую может получить каждое из предприятий.
Чтобы не быть голословным, на реальном примере объясню, как работает принцип win-win в производственной сфере.
Будучи крупным предприятием с почти миллиардным на сегодняшний день годовым оборотом «КЗЖБИ №1» конкурирует с очень разными производствами — от больших (в регионе таких не более пяти) до совсем маленьких — «гаражных» производств. При этом есть очевидная закономерность: чем меньше предприятие, тем оно эффективнее — управлять небольшими коллективами и линейными бизнес-процессами гораздо проще. Высокая производственная эффективность, в свою очередь, позволяет «малышам» конкурировать на одном рынке с крупными производствами и за счет меньших издержек предлагать более низкую стоимость. Сильные стороны есть и у «крупняка».
Уступая в «точечной» эффективности, большие предприятия обходят маленькие и в объеме производственных возможностей, и в репутации, и в известности. А это те три кита, на которых главным образом держится стабильный входящий клиентский поток любого производства.
Если смотреть на это с точки зрения конкуренции, то каждый из конкурентов будет «давить» соперника и привлекать заказчика своей сильной стороной: крупное производство — возможностями и экспертизой, маленькое — ценой.
Однако на эту же ситуацию можно взглянуть через другую призму — призму кооперации, которая автоматически переводит «конкурента» в статус «партнера». К примеру, получив большой заказ крупное предприятие может распределить его по более мелким.
Допустим, большое предприятие будет выполнять основной объем заказа, а дополнительные элементы произведут более мелкие предприятия. К слову, именно такой подход лежит в основе производственной политики Китая — второй экономики мира.
Возможен и другой сценарий, когда, получив заказ на не очень «удобные» для его мощностей изделия, крупное предприятие выполняет роль некоего «информационного центра» полностью передает заказ более мелкому производству. Разумеется, за разумную комиссию. Опять же, в выигрыше обе стороны. Небольшое предприятие загружает свои мощности и получает прибыль, большое — зарабатывает на комиссии, и удерживает фокус внимания заказчика на себе.
Казалось бы, это обычный «подрядный» метод работы, но почему-то именно в российской производственной сфере он очень слабо развит, а роли «информационных центров» выполняют совсем далекие от реальных производств организации, осуществляющие, по сути, обычную торгово-представительскую функцию.
Можно долго рассуждать, почему производственники выбирают жесткую конкуренцию, а не кооперацию. Возможно, это фантомы советской плановой экономики, а возможно — банальное эго и русский «геройский» менталитет («Эту проблему я решу сам!»). Важно другое: современный мир подталкивает и даже вынуждает производственников объединяться, а не конкурировать между собой. Больше общаться, обмениваться опытом, искать пути решения общих для отрасли проблем. Этот путь требует немалой смелости. Смелости быть открытым, делиться наработками и… смелости взглянуть на себя глазами других (как известно, со стороны недостатки видны очень хорошо).
Однако на другой чаше весов лежат немалые возможности — возможность через опыт и знания других улучшить свое производство, возможность увеличить прибыль и возможность совместными усилиями развить отрасль как таковую. Разве этого недостаточно для того, чтобы пересмотреть устаревшую установку «с конкурентами не дружат»?