Алёна Дёмкина: из чего складывается межкультурная коммуникация?

Алёна Дёмкина: из чего складывается межкультурная коммуникация?
Иллюстрация: Коллаж ДК

Чтобы наладить контакт с иностранными коллегами и партнерами, полезно развивать навык межкультурной коммуникации. Какие аспекты важно учитывать в общении с представителями других культур?

Алёна Дёмкина
эксперт в международной деловой коммуникации

Что такое межкультурная коммуникация

Межкультурная коммуникация — это общение представителей разных национальностей и стран. Она складывается из этикета, норм поведения, языка и культурного кода участников коммуникации. В общении люди обмениваются не только словами, но и невербальными сигналами. Поэтому важно обращать внимание на:

  • взгляд и в целом мимику
  • жесты и характер рукопожатия
  • физическую дистанцию между собеседниками
  • внешний вид — в том числе одежду, прическу, татуировки
  • знание протокола деловой среды — умение соблюдать столовый этикет, вручать и принимать подарки

Коммуникация происходит на нескольких уровнях: слуховом, зрительном, эмоциональном. Чтобы понимать первый, достаточно говорить с собеседником на одном языке, а для второго и третьего важно знать обычаи его страны. Не зная традиций и правил этикета, принятых в стране собеседника, можно попасть в неловкую ситуацию.
 
Например, в Европе принято прямо смотреть в глаза собеседника — это способ проявить внимание и дружелюбный настрой. А в азиатских странах такой взгляд расценят как вызов.
 
Важный элемент деловой коммуникации — рукопожатие. В Японии оно заменяется поклоном, в Европе протягивают друг другу одну руку, а в некоторых азиатских странах — две.

Деловая межкультурная коммуникация может быть не только очной, но и в формате переписки. Это сложнее, потому что мы не видим собеседника и, если возникнет недопонимание, не сможем внести ясность в моменте. По этой причине важно учитывать нормы деловой переписки, принятые в стране собеседника: насколько прямо там выражаются, используют ли формы вежливости, как структурируют письмо.

 
Например, в переписке с представителями арабских и азиатских стран нужно щедро использовать формулы вежливости, выражающие обходительность и уважение. А в письме представителям европейских стран лучше сразу переходить к делу и быть готовым, что и собеседники не будут тратить время на реверансы.

Что может помешать понять друг друга представителям разных культур

Языковой барьер

Общий язык собеседников — одно из главных условий продуктивной коммуникации. Без единого ключа к общению сложно предусмотреть все нюансы, могут возникнуть недопонимания и даже конфликтные ситуации со срывом контрактов.

Вербальная коммуникация скрывает много тонкостей. Значение могут иметь не только лексика и грамматика, но также диалекты, сленг, идиомы, то есть устойчивые выражения, и даже тональность. В деловой среде точно будет полезен почти универсальный английский. Также в тройку самых популярных в мире входят китайский и испанский.

 Разные культурные коды

Люди с детства привыкают к определенным правилам, отражающим традиции и культурные ценности своего народа. Вместе эти особенности составляют культурный код.

Все, что выбивается из привычного паттерна, с большой вероятностью будет трактоваться как что-то неправильное. Например, среднестатистического европейца может удивить, что глава корейской компании громко чавкает во время еды. Американец с широкой улыбкой рискует показаться японскому коллеге несдержанным и инфантильным. Пунктуальный швейцарец может трактовать даже небольшое опоздание казахского партнера как неуважение.

При выходе на новый рынок бизнес может потерять большие деньги из-за недостаточно глубокого понимания новой среды. Широко известен случай, как при продвижении памперсов в Японии в середине 70-х годов компания Proctor & Gamble запустила рекламу, где использовала образ аиста, привычный в западном мире. Однако японская аудитория эту ассоциацию не поняла,  потому что у них за доставку младенцев отвечают не аисты, а огромные персики.

Местные производители, в свою очередь, предлагали подгузники лучшего качества и меньшего размера. Proctor & Gamble потребовалось несколько лет, чтобы доработать продукт, исправить ошибку с аистом и завоевать доверие японских мам.

Стереотипы

Помимо собственной культурной идентичности, у людей есть сформировавшиеся представления о других народах. Например, китайцев принято считать шумными, русских — закрытыми и суеверными, немцев — педантичными.

С одной стороны, заочное представление о человеке из другой культурной среды, если не вкладывать в это дискриминирующего подтекста, бывает полезно. Оно может помочь сформировать образ собеседника и подготовиться ко встрече с новым. В то же время стереотипы могут мешать эффективной коммуникации, чрезмерно упрощая образ собеседника и сводя на нет его индивидуальные черты. Это связано с естественным желанием объяснить окружающий мир, сделать его понятнее, приложив к этому как можно меньше усилий.

Чтобы стереотипы не усложняли коммуникацию, важно помнить, что принадлежность к какой-либо культуре не всегда определяет человека — и никогда не определяет его полностью. Значение может иметь не только страна, но регион и даже родной город собеседника, а также его возраст, место учебы, предыдущие сферы работы и многое другое. Он может быть китайцем из традиционной семьи, который учился в Германии, а теперь работает в американской компании. Важно не навешивать ярлыки и не спешить с выводами.

Читайте также: 

 

Самое читаемое
  • История места: ЖК «Нагорный». Как за 300 лет преобразилась самая видовая локация городаИстория места: ЖК «Нагорный». Как за 300 лет преобразилась самая видовая локация города
  • МВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 летМВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 лет
  • В Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. КосмонавтовВ Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. Космонавтов
  • В Татарстан за два дня: Свердловский участок федеральной трассы М-12 «Восток» открытВ Татарстан за два дня: Свердловский участок федеральной трассы М-12 «Восток» открыт
  • Стало известно, когда откроют креативный кластер на месте «Салюта»Стало известно, когда откроют креативный кластер на месте «Салюта»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.