Что такое бизнес по готовому рецепту

Что такое бизнес по готовому рецепту
Иллюстрация: сушиселл.рф

Франчайзинг — один из самых надежных способов минимизировать риски и стартовать бизнес на ресторанном рынке. Не есть и подводные камни.

Франшиза — не волшебная таблетка, успех начинания во многом определяют личные и бизнес-качества франчайзи.

Алгоритмы роста 

Франшиза — один из главных драйверов ресторанного рынка России. Вот лишь две показательные цифры. Около 90% из ТОП100 крупнейших сетей общепита страны развивается по франшизе. Из 400 крупнейших сетей общепита франшизы есть у 70% (данные аналитического агентства INFOLine). Эта модель бизнеса работает по принципу win-win: франчайзи — те, кто покупает право использовать торговую марку и бизнес-модель франчайзера, — получают готовый рецепт бизнеса и минимизируют риски, а сами сети растут быстрее. Яркий пример — локальные лидеры рынка, для которых франшиза становится инструментом масштабирования на федеральном уровне. 

Екатерина Демина, совладельца компании СушиSELLКуда и как развиваться дальше? Такой вопрос встал перед нами, когда мы заняли первое место в сегменте доставки суши и роллов в Красноярске. Ответом на него стал масштаб, а инструментом — франчайзинг. Это решение было продиктовано не только амбициями, но и стратегической необходимостью. Будущее, и не только на рынке общепита, за крупными сетевыми игроками, которые, хотим мы этого или нет, постепенно вытесняют с рынка средний и мелкий бизнес. У сетей больше ресурсов и больше возможностей, — рассказывает Екатерина Демина, совладелица компании СушиSELL

Франчайзинговое направление компания по доставке суши и роллов СушиSELL развивает с 2021 (сам проект был запущен в 2013). А франчайзи-география СушиSELL сегодня выглядит так: 121 филиал в 86 городах России. Амбиции компании — открыть 500 филиалов по стране к 2030. Екатерина Демина отмечает: франшиза в общепите — это инструкция по запуску бизнеса, но выбирать ее нужно с умом, а не наугад.

Распаковать франшизу

Для предпринимателя, начинающего свое дело на ресторанном рынке (по статистике СушиSELL, это не только новички в предпринимательстве, но и опытные бизнесмены, заходящие в новую для себя сферу общепита), франшиза служит своего рода дорожной картой. Вместо того чтобы методом проб и ошибок создавать концепцию с нуля, франчайзи получает отлаженную систему управления, стандарты качества и технологические процессы. Такая «инструкция по применению» особенно актуальна для ресторанного рынка, где каждый второй новый независимый проект закрывается в первый год работы. Франшиза же дает четкий план действий — от подбора помещения и закупки оборудования до найма персонала и проведения маркетинговых кампаний.

Второй ключевой фактор — время. Франшиза не гарантирует мгновенной прибыли, но значительно повышает шансы на успешный и устойчивый старт за счет поддержки партнера и проверенной бизнес-модели.

Бизнес — это по определению риски и непредсказуемость, но запуск проекта по франшизе позволяет их снизить. По сути, предприниматель покупает опыт тех, кто до него прошел этот путь и неизбежно набил собственные шишки, в том числе потерял деньги. Используя эти знания, запакованные в понятные алгоритмы, франчайзи может выйти на точку прибыльности и масштабироваться значительно быстрее, — детализирует Екатерина Демина. 

Однако в то время как одни предприниматели видят во франшизе набор проверенных решений, другие опасаются оказаться в слишком тесных рамках. Эксперт признает: в случае франшизы определенная стандартизация процессов неизбежна. Но именно это освобождает от рутины и позволяет сосредоточиться на главном — развитии бизнеса и клиентском опыте.

— Франчайзер, владелец бренда, берет на себя очень большую зону ответственности, а его партнер, франчайзи, получает доступ к инструментам и экспертизе, которые, скорее всего, будут недоступны, если запускать проект в одиночку. Например, для франчайзи СушиSELL создана большая экосистема ключевых сервисов: call-центр, служба заботы, разработка меню и прочее. Это позволяет парт­неру сконцентрироваться на других, не менее важных аспектах — построении команды, развитии личного бренда и локальном маркетинге. В решении этих задач его предпринимательские качества могут раскрыться в полной мере. Успех запущенного по франшизе проекта — это всегда произведение двух множителей: силы бизнес-модели и личных качеств самого франчайзи, — считает Екатерина Демина. 

Альма-матер для предпринимателей

Сегодня в различных каталогах франшиз в России насчитывается 150+ предложений в сфере общественного питания. Выбирая проект для себя, первое, на что стоит обратить внимание предпринимателю, — реальные финансовые показатели действующих точек (данные по средним чекам, маржинальности и срокам окупаемости). Вторая точка внимания — глубина операционной поддержки от франчайзера, от обучения персонала до ежедневного консалтинга по ключевым метрикам. Важна и репутация владельца бренда: тут лучший инструмент проверки — обратная связь действующих партнеров франчайзера. 

Я рекомендую также смотреть на ценности компании. Они определяют многое, в том числе и то, куда и как она будет развиваться. Например, одна из ключевых ценностей СушиSELL — открытость по отношению к клиентам, сотрудникам и партнерам по бизнесу. Поэтому мы открыто показываем потенциальным франчайзи цифры по выручке, обсуждаем бизнес-провалы, а они, безусловно, случаются, предоставляем контакты действующих партнеров. Такой подход с самого начала позволяет установить доверительные и прозрачные отношения. Нередко владельцы брендов в общепите раскрывают все карты уже после подписания договора у нас все происходит «до». Нам важно быть уверенными в партнере, а партнеру — в нас, — говорит совладельца компании СушиSELL. 

Лакмусовой бумажкой добросовестности компании-франчайзера выступает и система интеграции партнера. Не только обучение и стажировка, но и долгосрочная поддержка говорят о серьезных намерениях владельца бренда строить устойчивую сеть, а не просто продавать как можно больше договоров. 

— Мы в СушиSELL выстроили многоступенчатую систему интеграции новых партнеров, где ключевым элементом является взаимный выбор. После подписания договора начинается стажировка на всех ключевых должностях — от повара до управляющего, что позволяет предпринимателю досконально погрузиться во все операционные процессы. Далее компания сопровождает партнера на каждом этапе: от поиска помещения и строительства до непосредственно открытия, куда выезжает группа поддержки для помощи в запуске. Оценивая работу своего франчайзингового направления, мы смотрим не только на количественные, но и на качественные показатели: удовлетворенность и прибыльность партнеров. Финальная и самая амбициозная цель — создать экосистему, где франчайзи вырастают из владельцев одной точки в региональных операторов. Такие примеры, к слову, у нас уже есть. Мы хотим перерасти роль только франчайзера и стать альма-матер, где люди учатся быть предпринимателями и могут развивать любые другие бизнесы, — резюмирует Екатерина Демина.

Самое читаемое
  • Что приготовить, надеть и подарить на Новый год 2026 — идеи и советыЧто приготовить, надеть и подарить на Новый год 2026 — идеи и советы
  • Сбои работы WhatsApp* зафиксированы по всей РоссииСбои работы WhatsApp* зафиксированы по всей России
  • Почему планировка имеет значение: смотрим на важные детали вместе с экспертамиПочему планировка имеет значение: смотрим на важные детали вместе с экспертами
  • В России процветает культ «честной бедности»: как вытащить себя из экономического рабстваВ России процветает культ «честной бедности»: как вытащить себя из экономического рабства
  • Ирина Абрамова о том, чем Африка может быть интересна российским бизнесменамИрина Абрамова о том, чем Африка может быть интересна российским бизнесменам
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.