Андрей Шевелев: Суверенное предпринимательство начинается с заботы о «ближнем радиусе»

Серийный предприниматель Андрей Шевелев («Большой плес», «КрасРедевелопмент») — о том, что такое суверенное предпринимательство и почему формула «бизнес только ради прибыли» уходит в прошлое.
— Определимся с терминами: что такое «суверенное предпринимательство»? Тут будет уместна аналогия с государством — оно называется суверенным, когда самостоятельно определяет внутреннюю и внешнюю политику, добивается экономической самодостаточности, опирается на собственное мировоззрение.
Аналогичной независимостью может и должно обладать предпринимательство — прежде всего, независимостью идеологической. Это основа основ.
После распада СССР образовался идеологический вакуум, который быстро заполнился западными концепциями. Предприниматель в них рассматривается исключительно как добытчик прибыли. Вокруг накопления богатства и бесконечного потребления выстраивается вся система ценностей: эконом сменяется бизнес-классом, потом премиумом, затем люксовым сегментом — и так по спирали.
Эта глобалистско-потребительская идеология незаконно присвоила себе право определять смыслы предпринимательства, сведя их к единственной формуле: предприниматель — это тот, кто получает прибыль.
Но разве это так? Предприниматели — люди, наделенные особыми способностями: большей энергией, талантом, пассионарностью, умением придумать и организовать. Могут ли эти дары быть даны только для личного обогащения?
В евангельской традиции, глубоко укорененной в русской культуре, говорится: «Кому много дано, с того много и спросится». Это не просто красивые слова — это философия ответственности. Без отдачи обществу предпринимательство все равно что гниющая вода в болоте. И это идет вразрез с истинной сутью людей дела: они, как река, течение которой питает берега.
Речь не только лишь о благотворительности в виде отчислений 10% прибыли. Откупиться деньгами — самое простое. Бог дал предпринимателям организаторский талант, можно и нужно обращать его на решение общественных проблем. Любая инициатива, направленная вовне (а не только на личное обогащение, как «учит» Запад) уже будет укреплять суверенное предпринимательство.
Нужно взять ответственность на себя, объединиться с единомышленниками и системно решать разные задачи. Как? Создавать братства, попечительские фонды, брать шефство над социальными учреждениями, участвовать в градостроительных вопросах — возможностей множество. Не ждать от государства, а самим активно подключаться.
Суверенное предпринимательство — это сознательное смещение фокуса с индивидуального потребления на заботу о ближнем радиусе. Вместо того, чтобы штурмовать новые «космосы» в покупке люкс-брендов, не лучше ли покорять «космосы» в решении социальных проблем? Такая основанная на традиционных ценностях и ответственности идеология может стать для российского бизнеса крепким фундаментом.
Никто не говорит, что нужно быть бессребреником, перестать заботиться о себе и своей семье. Найти этот баланс — между разумным обеспечением себя и служением обществу — и есть путь к подлинно суверенному предпринимательству. Это непросто, но необходимо.
Как показывает опыт других цивилизаций — взять хотя бы исламский банкинг с его особой философией, — альтернативы западной модели возможны и жизнеспособны.
России нужна своя, суверенная этика предпринимательства, и заложить ее основы — в силах каждого.








