Нападения в школах — есть ли решение? DK.RU узнал мнения экспертов Красноярска

Нападения в школах — есть ли решение? DK.RU узнал мнения экспертов Красноярска
Иллюстрация: коллаж DK.RU

Сегодня был задержан ученик одной из подмосковных школ, подозреваемый в вооруженном нападении на сверстников и персонал. Чрезвычайное происшествие вновь привлекло внимание к важной проблеме.

Безопасность детей в школе становится одной из самых болезненных и актуальных тем для России. Каждый инцидент — от случаев буллинга до трагических чрезвычайных происшествий, — ставит перед государством, школами и родителями жесткий вопрос: как гарантировать детям не только знания, но и безопасность?

DK.RU обсудил возможные причины и варианты решения этой проблемы с красноярскими экспертами. 

Виталий Дроздов, депутат Законодательного собрания Красноярского края, говорит: один из вариантов — обучение детей основам безопасности. Но это лишь часть ответа. Гораздо важнее, считает он, разобраться в причинах подростковой агрессии.

Нападения в школах — есть ли решение? DK.RU узнал мнения экспертов Красноярска 1— Обеспечение безопасности — это всегда дополнительные ограничения и дополнительные силы и средства. Тут будет уместна аналогия с безопасностью авиационной. Мы все проходим достаточно тщательный предполетный контроль, множество вещей запрещены к перевозке, а пилотам возбраняется оставлять дверь кабины открытой. Перед каждым взлетом пассажиров инструктируют о правилах безопасности. Дает ли это 100% гарантию безопасности полета? Нет. Самолеты падают и пропадают. Пассажиры гибнут. 100% гарантию безопасности даст только полный запрет полетов. Тогда аварийность станет равна нулю, но нормальной и привычной жизни не будет. 

Каждый из нас уже привык к табличкам с правилами поведения в случае теракта: мы знаем, куда звонить, как спасаться. Скорее всего, на уроках ОБЖ (с 1 сентября предмет называется «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР) — Прим.ред.) детям нужно объяснять, как действовать и спасаться в случае теракта. В моем детстве нас учили надевать противогаз и ОЗК, готовили к угрозе ядерной войны. Сейчас угрозы другие, и навыки нужны другие.

Но очень важно ответить и на другой вопрос: понять, что сломалось в голове у подростка, который напал с ножом на людей? Был ли это исключительный случай или незаметно для взрослых в жизни детей появились деструктивные установки? Это тема для специалистов — и она требует отдельного исследования», — сказал Виталий Дроздов. 

 

Это мнение разделяет и Олеся Волкова, доктор психологических наук, доцент, директор Института педагогики, психологии и социологии СФУ. Она говорит: в мире растущих рисков единственной надежной защитой для ребенка может стать психологический автоматизм. 

Нападения в школах — есть ли решение? DK.RU узнал мнения экспертов Красноярска 2— Сегодняшняя реальность — это жизнь в условиях растущей тревоги и спонтанности. Различного рода риски нарастают, и это глобальная общемировая тенденция. Поэтому обучать детей базовым навыкам безопасности жизненно необходимо. Речь не только о шутинге или нападениях — это и пожарная безопасность, и действия при угрозе терактов и экстремизме. Когда дети осваивают эти техники, как когда-то на уроках ОБЖ, это доводит действия до автоматизма. А автоматизм в критической ситуации напрямую повышает шансы на спасение жизни. 

 

Инна Шамрай, основатель и руководитель образовательной экосистемы «Солнечный город», предлагает смотреть в корень проблемы. Она уверена: самые современные системы безопасности не решат проблему школьного насилия, если не будет налажен контакт с самим подростком.

Нападения в школах — есть ли решение? DK.RU узнал мнения экспертов Красноярска 3— Опорные, надежные, безопасные и грамотно выстроенные детско-родительские отношения гарантируют безопасное детское сообщество. Никакие преграды — заборы, пропускные системы — не защитят от агрессирующего, не знающего, где найти помощь подростка. К сожалению, в группе риска оказывается много подростков 6...8 классов. Их положение усугубляется двумя полярными, но одинаково травмирующими стилями родительского поведения: либо полное эмоциональное игнорирование, когда ребенок остается один на один со своими проблемами, либо тотальный контроль, при котором агрессия и другие сильные эмоции ребенка не находят понимания и принятия. Куда подростку тогда идти? К тем, кто его принимает — «псевдоучителям» или агрессировать в своей среде. Безопасность в школе — ответственность школы и родителей. Пока родители и школа будут по разные стороны баррикад — опасность, подобная нынешней, никуда не денется», — говорит эксперт. 

 

Мария Миркес, федеральный эксперт в образовании, также считает, что усиление охраны не решает проблему агрессии школьников, а лишь загоняет ее вглубь. Пока у подростка нет культурного способа заявить о себе миру, он найдет другой — деструктивный. 

Нападения в школах — есть ли решение? DK.RU узнал мнения экспертов Красноярска 4— Стандартная стратегия в кризисной ситуации, подобной сегодняшнему происшествию — срочно повысить контроль: ввести дополнительную охрану, начать диагностировать детей и так далее. Мой принципиальный тезис — надо разобраться, почему это происходит. Моя гипотеза состоит в том, что сегодня детям особо негде проявиться, и они, к сожалению, начинают проявляться таким способом. Если школа устроена правильно, то у детей есть возможности реализовывать свои замыслы, свою невероятную энергию и желание пробовать новое — культурным и приемлемым в обществе способом. Если же таких мест нет, дети реализуются иначе. И безопасность, конечно, это обоюдная ответственность родителей и школы. Если в семье не сформировано ответственное поведение и умение понимать последствия своих поступков, то школа не справится. Параллельно школа должна выстраивать среду с четкими правилами и ясными последствиями. Это создает пространство, где у ребенка естественным образом возникает желание действовать безопасно и конструктивно», — резюмирует Мария Миркес.

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
  • В Екатеринбурге откроется визовый центр КипраВ Екатеринбурге откроется визовый центр Кипра
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.