Нападения в школах — есть ли решение? DK.RU узнал мнения экспертов Красноярска

Сегодня был задержан ученик одной из подмосковных школ, подозреваемый в вооруженном нападении на сверстников и персонал. Чрезвычайное происшествие вновь привлекло внимание к важной проблеме.
Безопасность детей в школе становится одной из самых болезненных и актуальных тем для России. Каждый инцидент — от случаев буллинга до трагических чрезвычайных происшествий, — ставит перед государством, школами и родителями жесткий вопрос: как гарантировать детям не только знания, но и безопасность?
DK.RU обсудил возможные причины и варианты решения этой проблемы с красноярскими экспертами.
Виталий Дроздов, депутат Законодательного собрания Красноярского края, говорит: один из вариантов — обучение детей основам безопасности. Но это лишь часть ответа. Гораздо важнее, считает он, разобраться в причинах подростковой агрессии.

Каждый из нас уже привык к табличкам с правилами поведения в случае теракта: мы знаем, куда звонить, как спасаться. Скорее всего, на уроках ОБЖ (с 1 сентября предмет называется «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР) — Прим.ред.) детям нужно объяснять, как действовать и спасаться в случае теракта. В моем детстве нас учили надевать противогаз и ОЗК, готовили к угрозе ядерной войны. Сейчас угрозы другие, и навыки нужны другие.
Но очень важно ответить и на другой вопрос: понять, что сломалось в голове у подростка, который напал с ножом на людей? Был ли это исключительный случай или незаметно для взрослых в жизни детей появились деструктивные установки? Это тема для специалистов — и она требует отдельного исследования», — сказал Виталий Дроздов.
Это мнение разделяет и Олеся Волкова, доктор психологических наук, доцент, директор Института педагогики, психологии и социологии СФУ. Она говорит: в мире растущих рисков единственной надежной защитой для ребенка может стать психологический автоматизм.
— Сегодняшняя реальность — это жизнь в условиях растущей тревоги и спонтанности. Различного рода риски нарастают, и это глобальная общемировая тенденция. Поэтому обучать детей базовым навыкам безопасности жизненно необходимо. Речь не только о шутинге или нападениях — это и пожарная безопасность, и действия при угрозе терактов и экстремизме. Когда дети осваивают эти техники, как когда-то на уроках ОБЖ, это доводит действия до автоматизма. А автоматизм в критической ситуации напрямую повышает шансы на спасение жизни.
Инна Шамрай, основатель и руководитель образовательной экосистемы «Солнечный город», предлагает смотреть в корень проблемы. Она уверена: самые современные системы безопасности не решат проблему школьного насилия, если не будет налажен контакт с самим подростком.
— Опорные, надежные, безопасные и грамотно выстроенные детско-родительские отношения гарантируют безопасное детское сообщество. Никакие преграды — заборы, пропускные системы — не защитят от агрессирующего, не знающего, где найти помощь подростка. К сожалению, в группе риска оказывается много подростков 6...8 классов. Их положение усугубляется двумя полярными, но одинаково травмирующими стилями родительского поведения: либо полное эмоциональное игнорирование, когда ребенок остается один на один со своими проблемами, либо тотальный контроль, при котором агрессия и другие сильные эмоции ребенка не находят понимания и принятия. Куда подростку тогда идти? К тем, кто его принимает — «псевдоучителям» или агрессировать в своей среде. Безопасность в школе — ответственность школы и родителей. Пока родители и школа будут по разные стороны баррикад — опасность, подобная нынешней, никуда не денется», — говорит эксперт.
Мария Миркес, федеральный эксперт в образовании, также считает, что усиление охраны не решает проблему агрессии школьников, а лишь загоняет ее вглубь. Пока у подростка нет культурного способа заявить о себе миру, он найдет другой — деструктивный.
— Стандартная стратегия в кризисной ситуации, подобной сегодняшнему происшествию — срочно повысить контроль: ввести дополнительную охрану, начать диагностировать детей и так далее. Мой принципиальный тезис — надо разобраться, почему это происходит. Моя гипотеза состоит в том, что сегодня детям особо негде проявиться, и они, к сожалению, начинают проявляться таким способом. Если школа устроена правильно, то у детей есть возможности реализовывать свои замыслы, свою невероятную энергию и желание пробовать новое — культурным и приемлемым в обществе способом. Если же таких мест нет, дети реализуются иначе. И безопасность, конечно, это обоюдная ответственность родителей и школы. Если в семье не сформировано ответственное поведение и умение понимать последствия своих поступков, то школа не справится. Параллельно школа должна выстраивать среду с четкими правилами и ясными последствиями. Это создает пространство, где у ребенка естественным образом возникает желание действовать безопасно и конструктивно», — резюмирует Мария Миркес.

— Сегодняшняя реальность — это жизнь в условиях растущей тревоги и спонтанности. Различного рода риски нарастают, и это глобальная общемировая тенденция. Поэтому обучать детей базовым навыкам безопасности жизненно необходимо. Речь не только о шутинге или нападениях — это и пожарная безопасность, и действия при угрозе терактов и экстремизме. Когда дети осваивают эти техники, как когда-то на уроках ОБЖ, это доводит действия до автоматизма. А автоматизм в критической ситуации напрямую повышает шансы на спасение жизни.
— Опорные, надежные, безопасные и грамотно выстроенные детско-родительские отношения гарантируют безопасное детское сообщество. Никакие преграды — заборы, пропускные системы — не защитят от агрессирующего, не знающего, где найти помощь подростка. К сожалению, в группе риска оказывается много подростков 6...8 классов. Их положение усугубляется двумя полярными, но одинаково травмирующими стилями родительского поведения: либо полное эмоциональное игнорирование, когда ребенок остается один на один со своими проблемами, либо тотальный контроль, при котором агрессия и другие сильные эмоции ребенка не находят понимания и принятия. Куда подростку тогда идти? К тем, кто его принимает — «псевдоучителям» или агрессировать в своей среде. Безопасность в школе — ответственность школы и родителей. Пока родители и школа будут по разные стороны баррикад — опасность, подобная нынешней, никуда не денется», — говорит эксперт.
— Стандартная стратегия в кризисной ситуации, подобной сегодняшнему происшествию — срочно повысить контроль: ввести дополнительную охрану, начать диагностировать детей и так далее. Мой принципиальный тезис — надо разобраться, почему это происходит. Моя гипотеза состоит в том, что сегодня детям особо негде проявиться, и они, к сожалению, начинают проявляться таким способом. Если школа устроена правильно, то у детей есть возможности реализовывать свои замыслы, свою невероятную энергию и желание пробовать новое — культурным и приемлемым в обществе способом. Если же таких мест нет, дети реализуются иначе. И безопасность, конечно, это обоюдная ответственность родителей и школы. Если в семье не сформировано ответственное поведение и умение понимать последствия своих поступков, то школа не справится. Параллельно школа должна выстраивать среду с четкими правилами и ясными последствиями. Это создает пространство, где у ребенка естественным образом возникает желание действовать безопасно и конструктивно», — резюмирует Мария Миркес.








