Алексей Метелкин. Перфекционист.

Основатель компании «Мекран» Алексей Метелкин, инженер-строитель по образованию, еще в советское время сделал неплохую карьеру: работал на управляющих должностях в «Главкрасноярскстрое», архитектор

Деревообрабатывающая компания «Мекран» сейчас занимает почти 30% рынка элитной мебели в Красноярске и всего 1% российского рынка мебели премиум-класса, по оценке Gfk. Но в ближайшие пять лет «Мекран» планирует увеличить объемы продаж по России в семь раз. А еще через пятилетку — стать заметной компанией в Европе.

Основатель компании «Мекран» Алексей Метелкин, инженер-строитель по образованию, еще в советское время сделал неплохую карьеру: работал на управляющих должностях в «Главкрасноярскстрое», архитектором района. «Когда вся государственная система начала рушиться, «главк» также прекратил свое существование, — вспоминает бизнесмен. — И у меня был целый год для размышлений, чем заняться дальше. Были два варианта: пойти в строительную область или заняться мебелью. Я выбрал второе. Тогда, в конце 80-х, несколько предприятий в стране выпускали стандартные комплекты мебели, но и за ними народ по ночам стоял в очередях, записываясь в тетрадку по номерам Если привозили румынскую или чешскую стенку, то была всеобщая мобилизация и столпотворение».

Постучать по дереву
Спрос на мебель был, предложений еще не было. Решение Метелкина занять эту нишу кажется очевидным Но когда он говорил, что будет производить мебель, окружающие не верили в успех этой затеи. Сама идея казалась всем странной: ведь лучше румынских стенок ничего быть не может! Скепсис не остановил предпринимателя: сначала он объехал российские деревообрабатывающие компании, потом совершил тур по зарубежным, затем начал присматривать землю для завода Впрочем, денег на сам завод не было.
«Был чистый лист бумаги. И три стула. Достаточно, чтобы проводить планерки в моей квартире. В первых совещаниях принимали участие главный бухгалтер, проектировщик и мой помощник — она, кстати, до сих пор работает в «Мекране», а главбух ушла на пенсию три года назад», — директор компании вспоминает, с чего начинался кооператив в конце 80-х. А дальше все было по стандартному сценарию тех времен.
Кооператив проектировал объекты (на его «совести», например, два больших жилых дома для работников мясокомбината) и продавал все, что только можно, — иностранную мебель, яблоки, вино, одежду, компьютеры — «ставили туда программы по расчету зарплат и продавали предприятиям очень дорого». И, конечно, экспортировали пиломатериалы — в Европу.
Через некоторое время у «Мекрана» появилось двухэтажное здание в центре города (Метелкин с коллегами восстановили особняк 19 века) и даже собственный речной флот, который снабжал леспромхоз «Ангарский». Флотилию составляли плавкран, большой речной буксир-толкач с экипажем в 12 человек, несколько теплоходов и самоходная баржа.
«Где-то получали хорошую прибыль, а где-то несли большие убытки, — вспоминает Алексей Метелкин. — Все, что зарабатывали, вкладывали в мебельный проект. Взяли в долгосрочную аренду землю, а затем весьма удачно нашли партнеров для строительства завода: «русские американцы» из компании AscopCorporation искали в Сибири объект для инвестиций. Они-то и вложили 1,5 млн долларов, это составило 40 процентов стартового капитала совместного предприятия «Мекран» (учредителями компании в 1992 году стали американцы, кооператив, во главе которого стоял Метелкин, и леспромхоз «Ангарский»).
Конкуренты идут лесом
«Мекран» начал работать в узкой и, как оказалось, востребованной нише — производить мебель премиум-класса. «Мы пошли вслед за рынком По моему мнению, ориентация на клиента — залог успеха. А еще я убежден, что производственные мощности всегда должны быть загружены, они не могут и не должны простаивать. Было очевидно: такой отечественной мебели на рынке нет, а спрос на нее есть. И у нас были все ресурсы для ее производства: первоклассное сырье — ангарская сосна, которую ценят во всем мире, и первоклассные специалисты — архитекторы», — не без гордости смотрит в прошлое Алексей Метелкин. А затем в его голосе появляется страсть: «Мне просто очень нравилось дерево Такой живой, особый, красивый материал. Человек должен искренне любить то, чем занимается. Все мы люди, в какой-то момент можно устать, расслабиться, свернуть с пути. Но если занятие нравится, это будет само по себе подпитывать дополнительной энергией. Я не устаю на работе. Есть люди, которые ходят на работу как на каторгу, трудятся мало, жалуются много Мне их искренне жаль».
Он, кстати, приходит на работу, когда захочет. Просто хочется ему то в 6 часов (утра, разумеется), то в 8 В свободное время (которого, по его словам, хватает — он 8-10 раз в месяц летает по стране или за границу, а «в самолетах и аэропортах совершенно нечего делать») читает бизнес-литературу.
Но вернемся к истории компании. В 1995 году «Ангарский» покинул «Мекран», в 2003-м из бизнеса вышли американцы. «Мы выкупили долю американцев, так как для них это была среднесрочная инвестиция. Они получили ожидаемый возврат на вложенные деньги, как и рассчитывали изначально», — поясняет основатель компании.
К этому моменту о «Мекране» знали не только в Красноярске. В 1999 году, в разгар кризиса, компания сделала ход конем и отказалась от дилерских услуг, усилив свое присутствие в Москве. «Мне не нравилось, как дилеры продавали нашу мебель в столице: результаты были никакие. Мы решили взять все в свои руки. Многие импортные фирмы тогда завышали цены (курс доллара за год вырос в 4-5 раз), «Мекран» — нет. Да, компания работала в убыток полгода. Но в итоге многие зарубежные компании ушли с московского рынка, а мы заняли их место. Западные фирмы подготовили для нас потребителя, мы этим воспользовались и уже не пустили их обратно. Их сейчас нет до сих пор в Москве. И не будет», — уверен г-н Метелкин. Вообще, ему редко нравится то, что «Мекран» делает, — он, как и положено перфекционистам, считает, что нет предела совершенству и останавливаться на достигнутом нельзя ни на минуту — но тот шаг считает правильным.
Деревянные рубли
Важнейший рубеж, по словам Алексея Метелкина, его фирма пересекает и сейчас, когда строит второй завод (под это получен кредит ВЭБа в размере 4,8 млрд рублей) и планирует отвоевать российский рынок у иностранных компаний. «Рынок мебели — интенсивно растущий. Конечно, он растет не так, как в 80-90-е, когда закрывались кинотеатры, а в них открывались мебельные салоны Но судите сами, 140 млн россиян сегодня тратит 20 млрд долларов на все виды мебели во всех ценовых категориях. А 80 млн жителей Германии — 40 млрд! Есть куда двигаться. Был бурный рост рынка, и он продолжается, темпы, по нашим оценкам, составят в ближайшие три года 25-30%. И при этом рынок высококонкурентный. У нас нет российских конкурентов, но есть иностранные. Это сотни компаний с историей в 50-150 лет, сложно выделить кого-то, рынок в целом рассредоточен. Наша цель — сосредоточить его в своих руках.
Мы в своем ценовом сегменте должны завоевать — отобрать у иностранцев в маркетинговых войнах 8 процентов рынка в течение 5 лет. Эта цель очень сильно мотивирует!» — Алексею Метелкину, похоже, нравится ощущать себя полководцем.
К захвату рынка «Мекран» готовится основательно. Вторая фабрика по производству мебели будет запущена в начале 2012 года (объем инвестиций — 4 млрд рублей), для нее закуплено немецкое оборудование стоимостью 50 млн евро, производительность составит 15 тысяч кубометров готовой продукции в год (для сравнения: в прошлом году «Мекран» выпустил всего 4 тыс. «кубов»).
Начиная с этого года компания занялась и заготовкой древесины (планируемый объем — 125 тыс. куб. м в год). Это особенно важно в борьбе за сырье, которое сейчас активно перекупают китайцы.
Особый акцент в «Мекране» делают на кадровой политике: заключен договор с СФУ на целевую подготовку специалистов, в компании уже сейчас работают рядом с сибиряками европейские дизайнеры. В ближайшие пять лет количество сотрудников планируется увеличить с 700 до 1500 человек.
«Кадры — ключевой компонент нашего бизнеса. Не менее, а то и более важный, чем производственные мощности и экспозиции в местах продажи. Случалось, мы ставили цели, под которые были и материальные, и производственные ресурсы, но не хватало человеческого потенциала Именно он важен в такие переломные моменты. Иногда при постановке очередной сверхзадачи я полагался на высокую мотивацию сотрудников, но в итоге им не хватало квалификации, чтобы справиться. Стараюсь делать выводы, исправлять ошибки, искать ресурсы заранее», — говорит Алексей Метелкин.
Если судить по некоторым интернет-форумам, высокие требования к сотрудникам «Мекрана» сопровождаются текучкой кадров, а также задержками зарплаты. Но, как уверяет сам Алексей Метелкин, для промышленного предприятия подобного уровня кадровая ротация — в рамках нормы, а в разгар кризиса были операционные сложности с зарплатой, но не было массовых увольнений.
Продажи для имиджа
В стратегической программе «Мекрана» на ближайшие 10 лет предусмотрено освоение новых направлений. Сейчас компания работает только в премиум-сегменте, но планируется выход в бизнес-сегмент, а также производство офисной мебели и мебели для отелей. «Мы долго думали, нужно ли запускать зонтичный бренд, в итоге решили сохранить единый бренд для мебели», — заключает г-н Метелкин, проводя аналогию с продажами машин разных ценовых категорий. Что характерно, для примера выбирает Mercedes.
Главная задача компании на ближайшее время — победить иностранных конкурентов на территории России. А дальше«Тех, кто пришел к нам из-за рубежа, нужно отправить обратно, а потом завоевывать рынок там», — заявляет Алексей Метелкин. Хотя и сейчас компания присутствует на зарубежном рынке (в Англии, Германии и Арабских Эмиратах), но это присутствие долгое время выполняло, скорее, имиджевые функции — демонстрировало российским покупателям, что продукцию не стесняются покупать зарубежные клиенты. Стереотипов по поводу отечественной мебели у россиян стало меньше, но и теперь случается — клиенты приходят в московский или красноярский магазин после того, как увидят «Мекран» напротив знаменитого лондонского Harrods.
«Мы будем выходить на ближнее зарубежье (Казахстан, Азербайджан и др.), туда, где есть платежный спрос и стабильная политическая ситуация. Будем продолжать работать в Европе, ОАЭ. Но наша главная задача — отечественный рынок. Почему мы, имея все необходимые ресурсы, должны отдавать деньги иностранным игрокам?» — заключает Алексей Метелкин.
Эксперты достаточно оптимистично оценивают амбициозные планы бизнесмена. Так, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, не исключает, что «Мекрану» удастся значительно повысить финансовые показатели. Основными драйверами роста компании, по мнению эксперта, выступят благоприятная конъюнктура рынка, который продолжит расти (в 2010 году рост продаж в денежном выражении составил, по данным ФСГС, около 10%), ввод в эксплуатацию новой крупной производственной площадки и выход в средний ценовой сегмент.

 

 

Алексей Метелкин
генеральный директор компании «Мекран»
Образование: В 1977 году окончил Красноярский политехнический институт.
Карьера: 1977-1980 гг., 1982 г., 1988 г. — «Главкрасноярскстрой». 1980–1981 гг. — институт «Туристпроект», Красноярск. 1984-1987 гг. — исполком Железнодорожного района Красноярска. 1989-1992 гг. — руководитель кооператива. С 1992 г. — руководитель компании «Мекран».

 

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • «На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»«На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»
  • 81% компаний испытывают кадровый голод. Число вакансий в России увеличилось в 1,7 раза81% компаний испытывают кадровый голод. Число вакансий в России увеличилось в 1,7 раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.