Алексей Подсохин, кинопродюсер с птицефабрики

Бройлеры, гипермаркеты, кино Так и хочется спросить у известного красноярского бизнесмена Алексея Подсохина: «Что дальше?» Сколотив многомиллионное состояние на производстве мяса птицы и продукт

Бройлеры, гипермаркеты, кино... Так и хочется спросить у известного красноярского бизнесмена Алексея Подсохина: «Что дальше?» Сколотив многомиллионное состояние на производстве мяса птицы и продуктовом ритейле, он недавно шокировал публику новым проектом — кинобоевиком SLOVE.

В феврале 2011 г. в кинотеатрах страны начался прокат отечественного блокбастера SLOVE. Братья Чадовы, Игорь Жижикин, Сергей Юшкевич — неполный список звезд российского кино, снявшихся в новом боевике. Однако красноярских зрителей фильм привлек не только сильным актерским составом. На рекламных баннерах SLOVE красовалась надпись: «Продюсерский центр ATgroup и Алексей Подсохин представляют». Дебют в киноиндустрии известного красноярского бизнесмена, президента холдинга «Сибирская губерния» и в прошлом сети гипермаркетов «Алпи», для большинства его земляков оказался сюрпризом.

Старт в большом кино
Выходу SLOVE предшествовала мощная маркетинговая «атака» на зрителя: биллборды и баннеры на улицах города, постеры в общественном транспорте, реклама по ТВ. Сам Алексей Подсохин незадолго до начала проката фильма дал интервью местному телеканалу ОРТВ. Он рассказал, что для съемок SLOVE кроме профессиональных актеров пригласили региональных «селебритис». В частности, в эпизодической роли в фильме «засветился» известный красноярский предприниматель Жан Мкртчан.
За несколько месяцев до выхода фильма в книжных магазинах и газетных киосках появилась трилогия «Любовь к солдату». По сюжету ее первого тома и снимался SLOVE. Однако больше интриговало не это, а имя автора — А. Паца. Сведений о таком писателе в открытых источниках обнаружить не удалось. В издательстве «ОЛМА Медиа Групп», которое выпускало трилогию, также не раскрыли его личность. Зато, как выяснил «ДК», «Паца» — прозвище Алексея Подсохина, данное ему еще школьными товарищами. Предположение, что именно он и является автором трилогии, косвенно подтверждает то, что г-ну Подсохину уже доводилось выносить свое имя в название собственных бизнес-проектов. Так, в названии сети гипермаркетов «Алпи» были «зашиты» его инициалы — Алексей Леонидович Подсохин.
Фильм о «нормальных пацанах и нормальных девчонках», как анонсировал его сам г-н Подсохин все в том же интервью ОРТВ, оказался убыточным. Ни звезды, ни мощная реклама не помогли «сделать кассу». По данным портала kinopoisk.ru, SLOVE собрал в прокате около $2,6 млн. Зрительская аудитория составила почти 200 тыс. человек. При этом бюджет фильма — $10 млн, из которых семь миллионов ушли на производство, остальное — на маркетинговое продвижение.
Красноярским телевизионщикам г-н Подсохин рассказал, что намерен приступить к съемкам продолжения SLOVE. Причем проходить они будут не только в России, но и в США — в Лос-Анджелосе, Нью-Йорке, Майами. Однако это заявление он сделал до проката первой части SLOVE. Возможно, сейчас, после подсчета прибыли, он изменит свои планы.
Судьба прежних проектов под вопросом
Приход Алексея Подсохина в кинобизнес выглядит странным — ни один из его прежних проектов не был связан с индустрией развлечений. Более того, сейчас его местные активы переживают не лучшие времена. Одного из них — сети гипермаркетов «Алпи» — он лишился еще в прошлом году. Крах сети наступил с приходом экономического кризиса. В августе 2008 г. компания допустила технический дефолт — не смогла выкупить предъявленные к оферте облигации своего дебютного выпуска на сумму около 1,5 млрд руб. Спустя месяц компания так и не расплатилась по долгам, в связи с чем дефолт перестал быть техническим и ряд держателей облигаций подал на нее в суд. В декабре 2008 г. основной кредитор «Алпи» Сбербанк забрал у сети часть помещений, бывших у него в залоге (на сумму около 6,5 млрд руб.), в Красноярске, Абакане, Новосибирске, Кемерове. В отношении компании была заведена процедура банкротства, и в конце 2009 г. Арбитражный суд Красноярского края признал ее финансовую несостоятельность. Основная часть имущества сети — 23 гипермаркета — отошла Сбербанку, который в феврале 2010 г. с аукциона продал их единым лотом за 3,5 млрд руб. московской компании «АМК-Фарма», аффилированной к ГК «Регионы» (в Красноярске владеет ТРК «Июнь»).
Главной причиной краха «Алпи» аналитики считают зависимость от постоянного внешнего финансирования, что в кризис сыграло с ней злую шутку. Один из них так высказался «ДК» по поводу фиаско «Алпи»: «Это пример компании, ориентированной на развитие «в долг». В кризис внешние источники финансирования стали недоступны, более того, кредиторы потребовали немедленной расплаты по старым долгам. Это и подкосило предприятие».
Другому проекту г-на Подсохина — агрохолдингу «Сибирская губерния» — эксперты предрекают в скором будущем аналогичную «Алпи» участь. По данным Арбитражного суда Красноярского края, еще в прошлом году на предприятии была введена процедура наблюдения, и в настоящее время холдингом руководит конкурсный управляющий. В реестре должников «Сибирской губернии» значится более 20 компаний, а сумма предъявляемых ими исков превышает 2,5 млрд руб. Крупнейшим кредитором группы компаний является также Сбербанк, который требует вернуть почти 280 млн руб.
Между тем учредители «Сибирской губернии» во главе с Алексеем Подсохиным хранят молчание и никак не высказываются относительно своих дальнейших действий. Сейчас понятно только, что предприятия холдинга продолжают работать, как и сеть розничных магазинов у дома «Свежие продукты», принадлежащая «Сибирской губернии». Но дальнейшая судьба их не ясна.
Триумфальное шествие
Между тем до кризиса бизнес-империя Алексея Подсохина была одной из самых динамично развивающихся не только в регионе, но и в стране. Ее строительство он начал в конце 90-х гг. прошлого века. Заработав стартовый капитал на поставках в Россию куриного мяса из США (по данным Forbes, около $30 млн), г-н Подсохин после кризиса 1998 г. инвестировал деньги в агропромышленный бизнес. За период с 1999 г. по 2006 г. компания г-на Подсохина одну за другой скупила пять обанкротившихся государственных птицефабрик в Красноярском крае, Хакасии, Кемеровской и Томской областях, запустила два комбикормовых завода, производство мясных полуфабрикатов, хлеба, молока, соков и минеральной воды, а также открыла собственный коммерческий банк «Канский». К 2006 г. «Сибирская губерния» входит уже в пятерку крупнейших российских производителей мяса птицы, выпуская, по собственным данным, около 65-70 тыс. т продукции в год (по оценкам экспертов — около 40 тыс. т).
Одним из самых грандиозных проектов Алексея Подсохина стало строительство сети гипермаркетов «Алпи». Стартовав в 2002 г., сеть уже через пять лет насчитывала более 60 торговых площадок в Красноярском крае, Томской, Омской, Кемеровской, Новосибирской областях и Хакасии и также вошла в пятерку крупнейших отечественных розничных сетей.
Торговые площадки компания г-на Подсохина строила не только на собственные, но и на заемные средства. Это и обеспечило стремительный рост сети. Основным заемщиком стал Сбербанк. Схема была следующей: как только строился и начинал работу один гипермаркет, он сразу закладывался «Сберу» под финансирование запуска следующего.
Кроме того, по неподтвержденной информации, г-н Подсохин пользовался поддержкой региональной и муниципальных властей в развитии сети «Алпи». Создавалось впечатление, что проекту повсеместно дан «зеленый свет»: «Алпи» росли как грибы, их здания площадью до 20 тыс. кв. м возводились «под ключ» буквально за считанные месяцы. Говорили и о том, что зачастую гипермаркеты начинали работать, не получив еще акта госприемки, на что власти якобы осознанно закрывали глаза. Однако г-н Подсохин и его команда всегда отрицали покровительство властей, ссылаясь на то, что такие слухи распускают завистники-конкуренты. К 2007 г., на пике развития, оборот сети «Алпи», по данным из открытых источников, достиг 16,8 млрд руб. (в 2006 г. — 10,6 млрд руб.), а чистая прибыль — 800 млн руб. Личное состояние Алексея Подсохина, по оценке журнала «Финанс», составило на тот момент $370 млн. В рейтинге 500 российских миллионеров издание поставило его на 151 место.
Чемпионские амбиции
В 2007 г. Алексей Подсохин как предприниматель добился признания на федеральном уровне. Он стал победителем национального этапа международного конкурса «Предприниматель года — 2007», который организует компания Ernst&Young. Конкурс проводится более 20 лет и считается самым престижным и известным международным конкурсом в области предпринимательства.
Тогда еще ничего не предвещало скорого заката империи г-на Подсохина. На волне успеха он делился грандиозными планами на будущее: «У нас есть птицефабрики, магазины, гипермаркеты, банк, строительная компания — будем строить небоскребы. И обязательно будет что-то еще, я могу пообещать — это будет что-то такое, чего ни у кого не было». И в самом деле, в 2007 г. компания обнародовала информацию о том, что намерена построить небоскреб в Кемерове. Были даже озвучены подробности проекта: «Сибирская губерния» планировала построить здание высотой около 70 этажей и площадью более 400 тыс. кв. м. Предполагалось отдать его под офисные площади. Инвестиции в проект в компании оценивали в $500-600 млн. В том же году президент «Сибирской губернии» заявил о продвижении сети «Алпи» на запад страны и об открытии гипермаркетов в Москве.
Несмотря на крах «Алпи» и нынешнее незавидное положение активов Алексея Подсохина в Сибири, местные бизнесмены высоко оценивают его предпринимательские способности. «Про таких, как Алексей Подсохин, говорят «чемпион». Это харизматичный предприниматель, всегда нацеленный на движение вперед. На мой взгляд, именно скорость развития бизнеса, постоянная ориентация на диверсификацию и запуск новых проектов негативно сказались на его предприятиях. Возможно, не хватило методичности шаг за шагом развивать те проекты, которые он запустил», — говорит генеральный директор сети «Командор», в прошлом конкурент г-на Подсохина по продуктовой рознице Олег Сипетый.

 

 

Алексей Подсохин
Президент агрохолдинга «Сибирская губерния», генеральный директор продюсерского центра ATgroup
Родился: 28 августа 1966 г. в п. Подгорный Красноярского края.
Образование: закончил Красноярский аэрокосмический институт по специальности «Двигатели космических аппаратов».
Карьера: в 2001 г. основал ГК «Сибирская губерния», президент;
в 2002 г. основал сеть гипермаркетов «Алпи», президент;
в 2011 г. выпустил блокбастер SLOVE, генеральный продюсер.
Семья: женат, двое детей.

 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.