Алексей Грузиненко о том, как "вытащил себя из болота" после банкротства

До кризиса 2008 г. компания Алексея Грузиненко была самым крупным игроком на рынке одежного ритейла Красноярска. В 2010‑м «Ле Рой» дал повод говорить о себе в новом ключе.

Ритейлер не справился с финансовыми трудностями и объявил о банкротстве. Пережив непростые времена, Алексей Грузиненко вернулся в бизнес два года назад. Он признался «ДК», что последние 10 лет его жизни прошли под знаком потерь и приобретений — и в бизнесе, и в личной жизни.

Свой первый магазин вы открыли в 1995 г., получается, следующий год будет юбилейным — 20 лет в бизнесе. Какой этап вы вспоминаете как свой «звездный час», а какой как «черный день»?
— Вопрос хороший, потому что предпринимательская жизнь — это всегда волнообразное движение, то вверх, то вниз. Если говорить о планах и их реализации — а с моей точки зрения величайшее счастье предпринимателя — видеть свой проект реализованным — то это 2008‑2009 гг. К этому времени была выполнена запланированная пятилетняя инвестиционная программа развития: мы создали все, что задумывали. Программа заканчивалась с открытием магазина Emporio Armani. Именно это время и стало моментом наивысшего удовлетворения от дела, которым я занимаюсь. Это первая часть вопроса.
Все, что было далее, — это ответ на вторую часть. К сожалению, группа «Ле Рой» очень сильно ощутила на себе весь негатив мирового финансового кризиса: падение рынка, уменьшение денежного потока, выход из прибыльности в отрицательную динамику. Около 1,5‑2 лет мы пытались с этим бороться, но, к сожалению, наши кредиторы — банки нам не помогли и… Этот период был, пожалуй, самым сложным.


Получается, что за большой победой последовал…
— Провал. Можно называть откровенно: это был провал. Компании, которые смогли пережить тот кризис, возможно, ужались, но продолжили развиваться дальше. Мы же были отброшены в самое начало. В течение фактически трех лет разбирались со связанными с банкротством вопросами, а потом начали все с нуля, заново.
Из архивов «ДК»: В сентябре 2010 г. один из крупнейших местных одежных ритейлеров — группа компаний «Ле Рой» начала закрывать свои магазины. Вскоре Арбитражный суд края признал одежного ритейлера банкротом. Общий долг компании перед кредиторами составил чуть больше 100 млн руб. «ДК», 2010 г.


В какой момент вы поняли, что подошли к некой черте, за которой придется оставить все, что было построено?
Алексей Грузиненко о том, как "вытащил себя из болота" после банкротства 1— В конце 2008 г. мы открыли последний из запланированных проектов и рассчитывали, что следующие 2‑2,5 года будем работать над стабилизацией финансового положения компании — для запуска Emporio Armani были привлечены достаточно серьезные ресурсы, собственные и заемные. К сожалению, с началом 2009‑го ситуация изменилась достаточно резко — точнее сказать, изменилась в головах людей. У потребителей были деньги, но из‑за страхов и опасения люди просто перестали покупать. Как следствие, выручка в целом по сети резко упала. Полтора года, с 2009 г. и до середины 2010 г., мы боролись, как могли: оптимизировали издержки, резали зарплаты, договаривались с банками и поставщиками. Но к лету 2010 г., когда кризис пошел на исход, а люди начали возвращаться в магазины, мы «проели» весь оборотный капитал — потратили на аренду, зарплаты и прочее. Компании нужны были деньги на то, чтобы наполнить магазины товаром, но денег не было. Более того, банки, наоборот, потребовали досрочно вернуть кредиты, хотя все свои обязательства мы выполняли.
В тот момент я совершил, наверное, одну из самых значительных ошибок в своей жизни — устал бороться и принял резкое решение объявить о банкротстве. Наверное, можно и нужно было еще потерпеть, но силы человеческой психики не безграничны, долгая борьба меня просто истощила.


Верно ли говорить, что ваши партнеры  — банки вас предали?
— Нет. Если это прозвучит таким образом, то будет неправильно. В плане бизнеса никаких элементов предательства на том этапе не было. Мы сообща пытались решать задачи, искали выходы. Вопрос некорректного поведения, как вы выразились «предательства», возник несколько позже. Когда рушится сеть с миллиардным оборотом, всегда остаются осколки. Вопрос — как к этим осколкам относиться, как они будут поделены… На том этапе мы пытались сохранить несколько проектов, а через некоторое время оказалось, что они уже не принадлежат нам.

А если говорить о предательстве человеческом, оно было?
— Знаете, общество и бизнес любит успешных. Это нормальная ситуация, и к ней нужно относиться абсолютно философски. Когда мы озвучивали стратегические планы, показывали результаты, были на плаву, тогда и отношения — и в бизнесе, и в человеческом общении — у нас со всеми были замечательные. То, что люди делятся на «до» и «после» — абсолютно понятная, даже обыденная ситуация. С рядом знакомых, товарищей возникла некая отстраненность, холодность в отношениях, но во многом потому, что я сам ее инициировал. Понимал, что могут возникнуть какие‑то негативные моменты, так зачем нарываться?
Но при этом со мной остались люди, которых интересую я как личность. Мой успех или неуспех для них не столь важен. Если говорить про ближний круг — в свое время предметом нашей гордости было то, что текучесть кадров в компании — нулевая. В кризисный период, конечно, были сокращения, но, что для меня особенно важно и приятно, когда мы начали собирать команду заново — новое зеркало из осколков — ни один человек из тех, кто работал с нами раньше, не отказался вернуться.


Восстановление, спрашиваю в первую очередь про морально‑эмоциональное восстановление после пережитого, потребовало много времени?
— Не могу сказать, что был какой‑то день, когда все как рукой сняло, и я решил «А давайте работать заново». Нет… Банкротство, судебные разбирательства, выяснение отношений с банками, неожиданные и неприятные открытия со стороны супруги, которая приватизировала на себя то, что осталось, — все это длилось довольно долго. Ты разочаровываешься, успокаиваешься, потом снова разочаровываешься… Я с самого начал знал, что буду продолжать работать дальше. Понимал: самое главное не опускать руки и не терять присутствия духа, что ли. Мне понадобилось 1,5‑2 года, чтобы в голове появился какой‑то четкий план.

Был какой‑то человек, который вам особенно помог?
— Я, скорее, как барон Мюнхгаузен, который сам вытаскивал себя за волосы из болота. На какое‑то время я остался один, и, конечно, в первую очередь мне нужно было договориться с самим собой. Вокруг меня были близкие люди, которые очень помогли — словом, поддержали психологически. Но с точки зрения бизнеса я был один.

За то время, что вас не было на рынке, ситуация сильно поменялась?
— Есть, пожалуй, одно, но очень важное изменение. Порог вхождения на рынок в плане финансовых вложений стал намного выше, а занять свое место под солнцем сегодня намного сложнее. Мы начинали фактически на пустом рынке, поэтому стать тем, кем мы стали, было относительно несложно. Прошло время, ты ушел с рынка, но он живет дальше — приходят федеральные игроки, подрастают местные компании. Ниш, в которые можно зайти, становится все меньше, а чтобы это место стало твоим, нужно предпринять очень много усилий. Сегодня уже невозможно создать что‑либо практически без денег, на пустом энтузиазме. Это, наверное, главное изменение и главная сложность, с которой мы сталкиваемся.

Были мысли вернуться, но уже не в ритейл, а начать как‑то другой бизнес?

Алексей Грузиненко о том, как "вытащил себя из болота" после банкротства 2
— Конечно. Когда ты много‑много лет занимаешься одним и тем же, возникает естественный интерес к саморазвитию — хочется новых горизонтов и знаний. Эти мысли не только возникают, но и воплощаются в жизнь. Одно из направлений, которое мы сегодня ведем, — это производство, проект «Три‑нити» (Triniti). Это небольшой нишевой бизнес, который был создан с нуля — мы занимаемся вышивкой. Среди наших клиентов ресторанные компании, финансовые организации, все те, кому необходима индивидуализация какого‑то своего продукта. Мы не особо пиаримся, но сегодня около 70% рынка, по моим оценкам, уже за нами. Бизнес молодой, ему 2,5 года.

Как родилась такая идея?
— Это из серии воплотить в жизнь мечту. Еще в конце 90‑х годов на одной из выставок я увидел, как работают станки для вышивки. И появилась мечта: попробовать сделать что‑то своими руками. Понимал, что бизнес этот не масштабный, но интерес в том, что ты из ничего создаешь красоту. Пока занимался большими задачами, на это направление просто не хватало времени. Возник перерыв, появилось время, собралась хорошая команда — сейчас она развивает этот бизнес уже на уровне оперативного управления. Мы видим определенные перспективы в смежных направлениях. Сейчас открываем швейный центр, начинаем не только вышивать, но и шить. Задумались о пошиве коллекций одежды. Пока не загадываем, что и как будет развиваться, но работу по созданию какого‑то своего продукта уже ведем.

Бизнес интересный, но, согласитесь, сравнить его с вашими прежними масштабами трудно. Чувство сожаления: «тогда» и «сейчас» у вас возникает?
— Я нормальный человек в том смысле, что ничто человеческое мне не чуждо. Некое тщеславие, самолюбие, безусловно, присутствуют. Но я воспринимаю это в несколько другом контексте. Когда ты занимаешься какими‑то крупными проектами и из‑за ряда обстоятельств лишаешься их, тебе, конечно же, не хватает масштаба. Ты понимаешь, что можешь реализовывать свои знания в более крупном объеме, но для этого нужны ресурсы, в первую очередь, материальные. Раз у меня таких возможностей нет, то нет и смысла об этом сожалеть.
Да, хотелось бы заниматься крупными проектами, но и такие небольшие бизнесы, как «Три‑нити», тоже интересны. Дерево, прежде чем стать деревом, было саженцем, а еще раньше — семечком. Останется ли этот проект нишевым бизнесом или вырастет во что‑то большее, во многом зависит от нас. Насколько мы будем креативны, настойчивы, насколько наши ожидания и расчеты окажутся верными. Не твой масштаб? Сделай так, чтобы он стал твоим.

Десять лет назад вы называли себя стопроцентным «физиком» в противопоставление «лирикам». Что‑то поменялось за прошедшее время?
— Давайте договоримся о терминах. Если рассуждать о том, что бизнес — это, в первую очередь, извлечение прибыли из процесса, которым занимаешься, то это всегда сопряжено с математикой, точностью, пунктуальностью, ответственностью. Все это «физика». Но сегодня так или иначе этой «физике» обучились все, есть даже компьютерные программы. Если говорить о бизнесе как о поиске каких‑то идей, даже как о чем‑то возвышенном, то градус лирики повышается. Особенно в последнее время, когда именно идеи движут бизнес вперед. Чтобы быть заметным над полем пшеницы, ты должен заявить что‑то новое, свежее, необычное, а это идеи — некая поэзия бизнеса. В этом смысле и лирики в бизнесе тоже востребованы. За время работы я понял, что в любой команде неизбежно возникает разделение функций — на физиков и лириков. В моем случае идеальная ситуация, когда идеологическое и стратегическое направление остаются за мной — это то, что мне нравится: творить, придумывать, продвигать. А операционное руководство — это не самая сильная моя сторона — подхватывает кто‑то из членов команды. Для меня такой тандем почти идеален.

В недавнем интервью «ДК» вы сказали, что за последние годы потеряно много страхов. А развивать бизнес без страхов — верно?
— Страх, как в боксе или единоборствах, должен присутствовать. Он и дисциплинирует, и мотивирует. Но есть страхи обоснованные, а есть безотчетные. То о чем я говорил, касается иррационального страха — «неизвестно, что будет». И этот страх, страх неопределенности, он уже позади. Сегодня ты можешь сохранять свои страхи, но есть опыт, и он дает понимание, что за этими страхами последует. Вот она угроза и вот твои действия в рамках этой угрозы. А какие‑то разумные опасения, «буйки», за которые лучше не заплывать, они как раз должны быть.

А что для вас лично стало главными потерями и приобретениями последних 10 лет?

Алексей Грузиненко о том, как "вытащил себя из болота" после банкротства 3
— Потерял иллюзии, потерял… не скажу, что веру, но когда думаешь, что твой тыл надежно защищен, а оказывается, что это не так, в следующий раз стараешься уже не поворачиваться спиной. Наверное, это одно из основных разочарований.
Что приобрел? Не буду оригинальным — опыт. Жизненный, знание бизнеса, которым занимаюсь. Больше глобальных потерь и приобретений не было.

Наталья Повольнова

Самое читаемое
  • В Свердловской области выдвинули еще троих кандидатов в губернаторы: кто ониВ Свердловской области выдвинули еще троих кандидатов в губернаторы: кто они
  • Выдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской областиВыдвинут второй кандидат в губернаторы Свердловской области
  • Основной поток мигрантов формируют жители Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и БелоруссииОсновной поток мигрантов формируют жители Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Белоруссии
  • Участники сессии ВТБ на ПМЭФ-2025 обсудили новые точки роста для стран Глобального ЮгаУчастники сессии ВТБ на ПМЭФ-2025 обсудили новые точки роста для стран Глобального Юга
  • В Серове в жилом доме произошел взрыв газа: что известно в настоящий моментВ Серове в жилом доме произошел взрыв газа: что известно в настоящий момент
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.