Банки ищут новые каналы продаж розничных продуктов

эксперты Александр Антоненко директор департамента развития бизнеса с отраслевыми компаниями-партнерами «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Сергей Качеров управляющий красноярским филиалом Связь-Банка

В условиях ужесточающейся конкуренции красноярские банки начали активно искать новые каналы продаж своих розничных продуктов. Расширенная сеть офисов и стойки в торговых центрах — уже пройденный этап. Банкиры находят клиентов в филиалах «Почты России», приходят за ними в фитнес-центры, автосалоны, медицинские клиники и даже предлагают получить кредит по телефону. По прогнозам экспертов, уже через два-три года банки переключат внимание на интернет. Финансисты уверены: этот канал продажи станет самым востребованным у аудитории.

эксперты
Александр Антоненко
директор департамента развития бизнеса с отраслевыми компаниями-партнерами «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
Сергей Качеров
управляющий красноярским филиалом Связь-Банка
Владимир Коломысов
директор филиала ЗАО «Райффайзенбанк»
Алексей Марей
руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка
Анастасия Потёкина
руководитель проекта «Финансист»
Виктор Савиных
директор представительства Банка Русский Стандарт
Антон Шевнин
управляющий операционным офисом томского филиала КБ «Движение» в Красноярске

В прошлом году коммерческий банк «Движение» кардинально изменил свою стратегию. Из традиционного банка «Движение» превратится в интернет-банк. Все основные банковские продукты клиенты кредитного учреждения смогут получить в интернете.

«Находясь дома или в офисе, наши клиенты смогут оплатить коммунальные услуги и даже оформить заявку на получение кредитов в сети», — говорит управляющий операционным офисом томского филиала КБ «Движение» в Красноярске АНТОН ШЕВНИН. Он уверен: его банк нашел перспективный канал продаж. «Во-первых, число интернет-пользователей, а следовательно, наших потенциальных клиентов только за прошлый год выросло вдвое. Во-вторых, банков, активно продвигающих интернет как перспективный канал продаж, немного. Значит, и конкуренция в сети не такая большая, как вне ее», — говорит г-н Шевнин.

Банкиры подружились с «Почтой России»

По словам руководителя проекта «Финансист» АНАСТАСИИ ПОТЁКИНОЙ, в поиске новых форм продажи финансовых продуктов банк «Движение» не одинок: «Тенденция поиска банками новых каналов наметилась недавно. Сегодня редкое кредитное учреждение не старается придумать что-то новое в этом направлении».

Первыми уходить от стандарта «клиент сам идет в банк» стали игроки рынка потребительского кредитования — Русский стандарт, «Хоум Кредит энд Финанс Банк», «Ренессанс Капитал».

АЛЕКСАНДР АНТОНЕНКО, директор департамента развития бизнеса с отраслевыми компаниями-партнерами «Хоум Кредит энд Финанс Банк»: «Мы начинали как банк, специализирующийся на потребительском кредитовании. То есть были рассчитаны на людей, которые брали кредит на бытовую технику, сотовые телефоны и так далее. Поэтому мы шли туда, где был наш клиент, ставили точки в магазинах, торговых центрах».

Сегодня вслед за игроками рынка потребкредитования новые каналы продаж стали активно искать и внедрять розничные и корпоративные банки. «Новые формы поиска клиентов сегодня есть и у Альфа-банка, и у «Райффайзена», «ВТБ 24» и так далее. Причем банкиры уже стараются отходить от стандартных стоек в магазинах бытовой техники, в крупных торговых центрах. Они постоянно придумывают что-то новое», — добавляет Анастасия Потёкина. Самыми распространенными новыми каналами, введенными красноярскими банками за последние год-полтора, стала работа финансистов с агентствами недвижимости — АН (ипотечный брокеридж) и приближение к клиенту: выход в медицинские клиники, туристические агентства, мебельные центры. ВЛАДИМИР КОЛОМЫСОВ, директор филиала ЗАО «Райффайзенбанк»: «Мы, например, реализацию одного из наших самых востребованных продуктов — ипотеки — частично отдали агентствам недвижимости. Идея понятна: человек, чтобы приобрести квартиру сначала идет в агентство, и ему там риэлтор уже может предложить наши программы кредитования». Г-н Коломысов пояснил, что сегодня у банка заключены соглашения о сотрудничестве с 20 агентствами: «Мы обучаем сотрудников АН банковским навыкам. Можно сказать, что сегодня при консультировании по ипотечной программе они с успехом могут заменить наших работников».

Александр Антоненко добавляет, что его банк помимо сотрудничества с АН работает с медицинскими клиниками, туристическими агентствами, мебельными салонами и в перспективе планирует выйти на фитнес-центры: «Банк идет туда, где его клиент. Если еще несколько лет назад люди не так активно пользовались услугами частной медицины, не часто ходили в фитнес-центры, то сейчас это стало нормой. Почему бы тогда банку не предложить им прямо там, на месте, кредит на оплату этих услуг?»

Дальше других пошли кредитные учреждения, заключившие договор о сотрудничестве с «Почтой России». В прошлом году в Красноярске открылся филиал Связь-Банка, который сотрудничает с «Почтой России». СЕРГЕЙ КАЧЕРОВ, управляющий красноярским филиалом Связь-Банка: «Мы сотрудничаем с ФГУП «Почта России» по нескольким направлениям. Первое — это открытие мини-офисов банка на территории почтовых отделений. Формат мини-офиса позволяет при минимальных затратах предложить клиентам полный набор розничных услуг банка. Второе направление — установка POS-терминалов на территории отделений». Банк уже открыл 8 мини-офисов и рассчитывает запустить еще пять, а POS-терминалы стоят в 240 отделениях. Так же активно с почтой работает и «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

В прошлом году некоторые банки стали оформлять продажу кредитов по телефону. АЛЕКСЕЙ МАРЕЙ, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка: «У нас есть услуга — «Телесейлз», иными словами, продажа кредитных продуктов по телефону. То есть клиент, скажем, в Красноярске, будет иметь возможность позвонить на федеральный номер, заказать себе кредитную карточку или кредит. Наш представитель выезжает к нему домой или на работу и оформит заявку. В дальнейшем получить карту можно будет в любом нашем отделении по желанию клиента». Г-н Марей отмечает, что пока этот продукт распространен среди корпоративных клиентов банка: «В этом случае нам не надо тратить много времени на «проверку» клиента. Фактически мы его уже знаем, так как сотрудничаем с предприятием, где он работает». Алексей Марей добавляет, что в планах банка расширить круг клиентов.

К поиску новых каналов продаж подталкивает конкуренция

Эксперты единодушны: основная причина, толкающая банки к поиску новых путей к клиентам, — усилившаяся конкуренция. Антон Шевнин: «Каждый месяц в на красноярский финансовый рынок выходит как минимум один новый банк. Кредитные учреждения постоянно предпринимают усилия для поиска новых решений по продвижению своих услуг. В этой ситуации либо ты постоянно ищешь новые формы продаж, думаешь, как приблизиться к клиенту, либо уходишь с рынка, не выдержав конкуренции».

Анастасия Потёкина добавляет: «Придумать уникальный продукт сегодня сложно: все банки предлагают стандартные наборы услуг, не многим отличающиеся друг от друга. Предлагать низкие процентные ставки не выгодно. Поэтому борьба за клиента идет непосредственно «в поле» — в тех же автосалонах, агентствах недвижимости и так далее».

Помимо конкуренции на рост интереса к нетрадиционным каналам продажи банковских продуктов влияет дороговизна традиционного способа — строительство широкой сети кредитно-кассовых офисов. Владимир Коломысов: «Сегодня, чтобы развивать только прямые продажи в офисах банка, надо иметь разветвленную сеть допофисов. А это дело дорогое, и потянуть его может не каждое кредитное учреждение».

По словам экспертов, сегодня открытие одно кредитно-кассового офиса в Красноярске обходится в среднем от $10 до $100 тыс. в зависимости от технического оснащения, перечня предоставляемых услуг и т.д.

Антон Шевнин к указанным причинам добавляет еще одну: «Не последнюю роль в том, что банки активно начали внедрять новые формы продажи своих продуктов, сыграл кризис ликвидности. Схема простая: кредитные учреждения сейчас как никогда нуждаются в дополнительном финансировании. А где его взять? У клиентов. Но что делать, если клиенты не спешат нести свои деньги на банковские вклады? Банкам остается самим прийти к своим клиентам».

Новые формы продаж увеличивают число клиентов на 30%

Банкиры в один голос утверждают, что внедренные ими новые формы продаж финансовых продуктов уже дают свои результаты. ВИКТОР САВИНЫХ, директор представительства Банка Русский Стандарт: «Спрос на потребительское кредитование стабильно растет на 25-30% в год. Кроме того, увеличилась средняя сумма покупок в кредит». Эти цифры подтверждает Александр Антоненко: «Используя новые каналы продаж розничных продуктов, мы становимся ближе к клиенту. Это дает нам ежегодный рост спроса примерно на 30%».

«Совмещение ассортимента услуг почты и Связь-Банка дает синергетический эффект и привлекает гораздо больше клиентов, чем мы могли бы привлечь, работая по отдельности. С конца прошлого года по настоящий момент совместно мы привлекли 8 тысяч человек», — гордится результатами Сергей Качеров.

Владимир Коломысов отмечает, что не во всех видах кредитования новые каналы продаж срабатывают сразу. «Например, в той же ипотеке у нас пока банковские работники продают больше кредитов, чем брокеры. Это связано с тем, что риэлторы с целью угодить всем партнерам разбивают сделки между банками. Мы, в свою очередь, стараемся стимулировать брокеров, чтобы заинтересовать их. Помимо того, что банк платит им за привлеченных клиентов комиссионное вознаграждение, мы объявляем конкурс на лучшего агента. Основной критерий — количество реализованных сделок», — пояснил г-н Коломысов.

Будущих клиентов банки найдут в интернете

Специалисты прогнозируют: поиски новых каналов продаж банки не остановят. Уже через год-два они начнут активно искать клиента в интернете, развивать через сеть не только оплату коммунальных услуг и сотовой связи (интернет-банкинг), но и продажу кредитов, вкладов. Пока услуги виртуального банка внедряют и развивают единицы. Алексей Марей: «В нашем банке через интернет можно получить многие услуги. Но говорить о том, что число клиентов в сети растет в геометрической прогрессии, пока не приходится. Люди все еще остерегаются совершать банковские операции через компьютер». Виктор Савиных добавляет, что большинство россиян любят личные консультации с представителем банка: «Именно поэтому пока интернет-каналы продаж занимают незначительную долю в любом банке». Владимир Коломысов связывает небольшой интерес банкиров к интернету с высокой степенью риска этого канала продаж: «Банк не видит клиента, не может его идентифицировать. Потому использование онлайн-продаж очень рискованно: ведь у многих банков сегодня остро стоит проблема с неблагонадежными заемщиками».

По словам Анастасии Потёкиной, слабое развитие продажи банковских продуктов через интернет явление временное: «Постепенно люди придут к тому, что получить кредит, не видя сотрудника банка, станет нормой. Думаю, произойдет это не раньше, чем через три-четыре года». Александр Антоненко добавляет: «Уже сегодня до 8% всех продаж в России проходит через интернет. Поэтому со временем в сеть перейдут большинство банков».

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.