Бизнес с добрым сердцем: как в Красноярске формируется доступная среда
Предприниматели подключаются к созданию комфортной городской среды. Рестораторы делают меню для слепых, застройщики — безбарьерное пространство, а производители выпускают велосипеды для людей с ДЦП.
Роль бизнеса в формировании доступной среды для маломобильных граждан обсуждалась на переговорной площадке «Комфортная городская среда: город, в котором хочется жить» в рамках II городского социального фестиваля «Город равных — строим вместе!». Руководитель главного управления социальной защиты населения администрации Красноярска Наталья Береговая отметила: чтобы человек с особыми потребностями чувствовал себя комфортно наравне с другими жителями города, доступными должны быть не только социально значимые объекты, общественные пространства, улицы, но и заведения общественного питания, индустрии красоты, супермаркеты, аптеки, торговые центры.
Маломобильные красноярцы испытывают те же потребности, что и обычные люди. Они так же хотят посещать кафе, кино или любимый магазин, не испытывая при этом сложностей. Бизнес должен относиться к ним как к своим потенциальным клиентам, а общественники, в свою очередь, готовы подсказать представителям бизнеса, как стать доступными для всех красноярцев», — сказала Наталья Береговая.
В качестве примеров неравнодушия бизнеса руководитель управления соцзащиты привела филиал № 300 «Губернских аптек», который полностью доступен для людей с нарушением слуха, зрения и «колясочников», а также кафе Baker street, на летней террасе которого по просьбе одной из маломобильных общественниц оборудовали пандус.
«ДК» собрал еще три кейса красноярских компаний, откликнувшихся на потребности людей с ограниченными возможностями.
Кейс 1. Доступный общепит
Елена Хильченко, операционный директор Bellini Group:
— Руководитель нашей ресторанной компании Анатолий Ващенко недавно провел встречу с представителями Главного управления социальной защиты населения администрации города Красноярска. Они рассказали, что люди с ограниченными возможностями хотели бы посещать наши заведения, но сталкиваются с определенными сложностями. После этого Анатолий Ващенко поставил перед нами ряд задач. Первая — адаптировать меню сети «Перцы» для слабовидящих людей. Мы начали эту работу при поддержке управления соцзащиты — там нам порекомендовали специалиста, который в ближайшее время напишет меню «Перцев» шрифтом Брайля.
Кроме того, перед нашими программистами поставлена задача адаптировать и меню заведения на сайте. Задумка пока такая: для слабовидящих людей при клике на блюдо будет воспроизводиться звуковая дорожка, для слабослышащих отдельные файлы будут снабжены сурдопереводом.
Пока мы не можем оценить объем затрат, которые понадобятся для реализации этой задумки. В любом случае, компания готова их брать на себя, понимая важность этих перемен для наших клиентов. Мы начнем эти изменения с «Перцев», оценим этот опыт и примем решение о его тиражировании на другие наши заведения.
Также в ближайших планах провести комплексную работу по анализу доступности наших кафе и ресторанов. С представителем управления соцзащиты города мы хотим проверить все наши заведения и получить экспертные рекомендации, как адаптировать их для комфортного пребывания людей с ограниченными возможностями.
Кейс 2. Район без барьеров
Ольга Шидлова, начальник отдела по связям с общественностью строительной группы «СМ.СИТИ»:
— Мы занимаемся строительством нового жилья, поэтому имеем возможность создавать в своих районах безбарьерную среду. Первый наш проект — оранжевый квартал «Южного берега» — получился красивым, и мы им гордились. Но когда в дома заселились люди, а во дворах стали гулять мамы с колясками, мы поняли, что существующие ограждения, лестницы и пандусы ограничивают жителей в передвижениях. Такие, пусть и вынужденные, преграды нельзя назвать комфортной средой для жизни.
Мы решили исправить ситуацию во второй очереди «Южного берега». При проектировании «Малых кварталов» обратились к зарубежному опыту: изучили опыт европейских городов, начали сотрудничать с международными командами архитекторов и проектировщиков.
В итоге мы хотели создать такую среду, где все пространства — лифт, подъезд, дом, улица, дорога — удобны и доступны абсолютно для всех. Комфортная городская среда стала для нас не просто формальной фразой, понятием из научных журналов. Мы проектировали и строили не спальный район, откуда люди уезжают на работу и возвращаются только переночевать. Мы строили часть городской среды, где каждому нравится выходить из дома, гулять по улицам, заходить в магазины, сидеть в уличном кафе, кататься на велосипеде, встречаться с друзьями. Для всего этого необходимо главное — дружественная среда без преград и барьеров.
Главное, чему мы научились, — это строить нулевой уровень, то есть беспороговый вход с земли во все двери, безбарьерный переход дом-улица и улица-дорога. В лифт, подъезд, во двор, в парадный вход, в магазин или офис — любой человек, включая маломобильные группы людей, может беспрепятственно зайти и выйти, гулять по периметру района, делать покупки, садиться в автомобиль. Безбарьерное пространство — это не отдельные решения и участки, оно создано по всему району, включая поручни в лифте и спуск в подземную парковку.
На всей территории района действует правило — приоритет пешехода. Именно людям, а не машинам отдана большая часть пространств. Увеличена ширина тротуаров, установлено избыточное количество скамеек, пешеходные переходы есть на каждом перекрестке. Усиленное ночное и вечернее освещение обеспечивает безопасное передвижение. Стеклянные двери и большие витрины помогают больше видеть и лучше ориентироваться.
Такое новое качество среды оказалось возможным в Красноярске, где суровый климат, сложный рельеф и жесткие законодательные рамки. И главный парадокс в том, что на реализацию такого решения не нужны дополнительные финансовые затраты. Это стоит ровно столько же, сколько обычный проект спального района. Но нужен главный ресурс — огромное желание этим заниматься. Доступная среда — это вполне реально.
Кейс 3. Велосипеды для всех
Артем Маланин, генеральный директор компании «ВелоЛидер»:
— В 2016 году мы создали проект по производству велосипедов для людей с ограниченными возможностями здоровья. Отталкивались от потребностей аудитории — нам поступил запрос на велосипед от родителей больного ребенка. Стоимость этого продукта на российском рынке была очень высокой — от 70 тыс. до 350 тыс. рублей. И мы решили сделать его сами. При сопровождении экспертов разработали и создали готовую модель, сертифицировали ее и открыли под производство велосипедов компанию.
Постепенно мы расширяем ассортимент, также отталкиваясь от запроса родителей. Уже запущено производство велосипедов-тренажеров, снегоката, ходунков, мы активно работаем над созданием различных тренажеров и приспособлений для улучшения качества жизни людей с ограничениями здоровья.
Наше производство находится в Красноярске, но местных заказов у нас не так много, в основном мы работаем на российский рынок. Но сейчас совместно с администрацией города мы ищем возможности для развития и на региональном уровне. Объемы производства ежегодно увеличиваются в 1,5-2 раза. В сезон мы реализуем по 100-120 велосипедов в месяц.
Наши велосипеды более доступны по цене, чем аналоги. Их стоимость варьируется от 25 до 35 тыс. рублей. Мы одна из немногих компаний, которая предоставляет клиентам лояльные условия: беспроцентная рассрочка, работа без предоплаты, горячая прямая линия с производителем, бесплатная доставка транспортными компаниями.
В этом году наша компания стала лауреатом национальной премии «Немалый бизнес». Всего для участия в этом конкурсе заявилось 36 тыс. компаний, а мы вошли в шестерку лучших и победили в номинации «Добрый бизнес». Одним из призов стала встреча с Владимиром Путиным в Кремле. Полчаса мы общались с президентом. Я рассказал ему о нашем проекте и получил одобрение.