Бизнес-идея: путь от создания до продажи
эксперты Михаил Герман руководитель отдела развития и маркетинга компании «Российские Оптовые Сети» Сергей Дубинцов заместитель генерального директора группы компаний «SM.art. Искусство инвестиц
Всемирно известный стратег в области маркетинга и рекламы Эл Райс (работал над раскруткой мировых брендов Starbacs, Bodyshop, RedBull) считает, что даже самый маленький бизнес может сделать прибыльным вовремя придуманная бизнес-идея. А самый масштабный может погубить ее отсутствие. Он уверен: идея — основа всего, в особенности процесса зарабатывания денег. Красноярские предприниматели готовы с ним согласиться. По их мнению, чем оригинальней и продуманней идея, тем успешней сам бизнес. Участники «Дискуссионного клуба» «ДК» на очередной встрече делились опытом поиска, разработки и дальнейшего тиражирования интересных бизнес-идей.
Участники «Дискуссионного клуба» с предложенной трактовкой согласились и стали приводить примеры, на их взгляд, интересных местных бизнес-идей. СЕРГЕЙ ДУБИНЦОВ, заместитель генерального директора группы компаний «SM.art. Искусство инвестиций»: «Наша компания создает федеральную сеть магазинов по продаже инвестиционных продуктов. С точки зрения организации продаж аналогов такого формата в стране нет. Уникальность идеи еще и в том, что это «народный» магазин инвестиций, рассчитанный на новую аудиторию будущих инвесторов — людей с небольшим достатком и средними сбережениями». Пример из своей практики привела руководитель коммерческого отдела керамик-центра «Элитстрой» ОКСАНА МАЛЮХ: «У меня тоже есть опыт создания и запуска новой бизнес-идеи. На моем прежнем месте работы, в компании «Ленком», мы придумали необычный формат продажи пива — пивомаркет. Сейчас эта бизнес-идея выросла в сеть пивомаркетов «Напильник». Сама идея возникла из-за высокой конкуренции на этом рынке».
Однако, по словам экспертов, бизнес-идеи, соответствующие обозначенным критериям, на красноярском рынке встретишь нечасто. ЛЮДМИЛА ФЕДОРОВА, директор туристической компании «Мила-тур»: «Соответствовать основной особенности бизнес-идеи — уникальности — сегодня очень трудно. На рынке туризма, где конкуренция очень высока, — особенно. Чтобы выйти на него с чем-то необычным, надо сначала это необычное придумать, что стоит недешево. Кроме того, с новым нужно познакомить потребителя — продвижение также требует серьезных инвестиций. Поэтому большинство предприятий выходят на рынок без какой-либо идеи. С надеждой «а может, получится». Генеральный директор РА «Хорошо» ТАТЬЯНА ХРИПАНКОВА добавляет: «Раньше, когда, например, на нашем — рекламном — рынке соперничество было не таким серьезным, можно было войти в бизнес «без изюминки» и стать востребованным. Сегодня, когда конкуренция усилилась, чтобы запустить успешный проект, надо быть особенным, чем-то удивить клиента».
За реализацию идеи ответственность несет не только идеолог
Специалисты подчеркнули, что сегодня для создания успешного бизнеса важно не просто придумать идею, но и правильно определить того, кто будет нести ответственность за ее реализацию. По словам Дениса Зернова, здесь часто перед собственниками встает вопрос: контролировать процесс самому либо передать бразды правления идеологу. Мнения участников дискуссии по этому поводу разделились. АЛЕКСАНДР КЕЛИН, директор «Автопросто»: «В нашей компании так: кто предложил идею, тот за нее и отвечает. Чаще всего все ноу-хау придумывает руководство — оно и несет основную ответственность за воплощение. Но если идея принадлежит сотруднику, то именно он отвечает за ее реализацию. А собственник может только следить за процессом». Татьяна Хрипанкова замечает, что, передавая реализацию проекта его идеологу, фирме надо быть осторожной: «Не всегда тот, кто придумал идею, может ее воплотить. Есть люди-стратеги, а есть тактики. И здесь надо исходить из конкретной ситуации. Лучше реализацию проекта передать тактику вне зависимости от того, кто он, собственник или просто сотрудник — создатель идеи».
Другую точку зрения высказал Александр Миллер. По его словам, участие в реализации идеи должен принимать весь коллектив: «А задача руководства состоит в том, чтобы собрать вокруг себя настоящих единомышленников, которые за 30 сребренников не убегут к конкуренту». Александр Миллер добавил, что такой способ «всеобщей ответственности» помогает не только реализовать идею, но и защитить ее от копирования: «Когда в претворении идеи в жизнь принимает участие весь коллектив, тогда у каждого появляется чувство ответственности за проект. А сопричастного к воплощении идеи человека трудно заставить продать информацию конкурентам».
Эксперты сошлись во мнении, что вне зависимости от того, кто будет отвечать за осуществление бизнес-идеи, руководству необходимо досконально прописать все детали реализации проекта. Татьяна Хрипанкова: «Я за системность в бизнесе. В любом случае, какой оригинальной бы ни была идея, необходим бизнес-план. Он разложит весь бизнес по полочкам, и по нему же потом будет проще спрашивать результат».
Идея без финансововой подпитки работать не будет
Участники «Дискуссионного клуба» отметили, что сегодня «придумать идею» — это еще не все. По словам гостя клуба, руководителя отдела развития и маркетинга компании «Российские Оптовые Сети» МИХАИЛА ГЕРМАНА, любой проект, даже самый оригинальный, требует «финансовой подпитки»: «Без финансовых вливаний очень сложно поставить идею «на поток», сделать ее интересной широкой аудитории». С этим утверждением согласился Александр Келин: «Строить бизнес без финансовых вливаний сегодня можно только в ситуации, если вы придумаете ноу-хау и продадите. А вкладывать в его развитие будут другие люди». Г-н Келин привел в пример свою компанию: «Когда мы запускали своей проект «Автопросто» — автомобильный интернет-аукцион, нам сначала пришлось вложить около трех миллионов рублей. И плюс к этому ежемесячно инвестировать около 300 тысяч. И это несмотря на то, что сегодня ниша продажи автомобилей с пробегом по России через интернет в городе еще не занята, она только формируется».
Денис Зернов обратился к аудитории: может ли кто-то привести пример успешного проекта, который реализован при незначительных финансовых вложениях? Участники дискуссии не смогли вспомнить ни одного подобного примера.
Людмила Федорова рассказала о своем опыте минимизации вложений. «Если у компании нет возможности самостоятельно реализовать проект, она может найти партнера для его совместного запуска. У нас есть опыт подобного сотрудничества. Мы разработали программу въездного туризма в Красноярск. Для ее реализации нашли достаточно неожиданного партнера — это один из центров по искусственному оплодотворению. Они привозят в город специалистов из Америки, а мы организуем свободное время иностранных гостей. Это интересно и нам, и Центру. У них появилась возможность дополнительно мотивировать американцев качественным отдыхом, а мы получили гарантированный клиентский поток».
Успешный бизнес должен тиражироваться
По словам участников дискуссии, когда идея «заработала» и найден ответственный за ее реализацию, перед организацией должен встать вопрос, как проверить качество задумки.
Собственники и топ-менеджеры красноярских компаний предложили несколько вариантов мониторинга успешности проекта. Например, получать обратную связь. Оксана Малюх: «Чтобы понять, как работает твоя идея, нужно постоянно проводить маркетинговые исследования. Изучать реакцию целевой аудитории на твое предложение. И если реакция меняется, адаптировать под нее идею».
Сергей Дубинцов считает, что качество бизнес-идеи отражает ее стоимость. «Капитализация компании — хороший критерий для оценки успешности идеи. Одно дело — вообразить себе стоимость своего бизнеса, другое — получить адекватную оценку со стороны рынка. Есть ли компании, которые готовы купить этот бизнес? Если на этот вопрос ответ положительный, то можно говорить о том, что идея успешна», — утверждает Сергей Дубинцов. Оксана Малюх добавляет, что для топ-менеджера, ведущего проект, увеличение его капитализации — основной стимул: «Если проект, идея оценены конкурентами «дорого», значит, на рынке вырастает капитализация самого управленца».
Эксперты назвали еще один критерий успешности бизнес-идеи — ее тиражируемость. Михаил Герман: «Успешная идея легко тиражируется. Ее можно развивать как самостоятельно, так и продавать по франшизе». Однако, г-н Герман добавил, что пока в Красноярске таких тиражируемых проектов очень мало: «В основном подобные бизнесы имеют федеральную прописку в силу того, что московские инвесторы в отличие от наших имеют большие финансовые возможности». Из местных компаний, вышедших за пределы Красноярска со своими франшизными проектами, участники дискуссий назвали лишь сеть «Господин ребенок», заведение общественного питания «Перцы». Михаил Герман: «Как только у красноярских предпринимателей появится финансовая возможность для реализации своих проектов, они будут их тиражировать. Если, конечно, сами идеи у них будут оригинальными, интересными для широкой аудитории».
эксперты
Михаил Герман
руководитель отдела развития и маркетинга компании «Российские Оптовые Сети»
Сергей Дубинцов
заместитель генерального директора группы компаний «SM.art. Искусство инвестиций»
Денис Зернов
бизнес-консультант «Красноярской Ассоциации Бизнес-консультантов», модератор
Александр Келин
директор «Автопросто»
Оксана Малюх
руководитель коммерческого отдела керамик-центра «Элитстрой»
Александр Миллер
директор компании «КТПФ Точной механики»
Людмила Федорова
директор туристической компании «Мила-тур»
Татьяна Хрипанкова
генеральный директор РА «Хорошо»
Михаил Герман
руководитель отдела развития и маркетинга компании «Российские Оптовые Сети»
Сергей Дубинцов
заместитель генерального директора группы компаний «SM.art. Искусство инвестиций»
Денис Зернов
бизнес-консультант «Красноярской Ассоциации Бизнес-консультантов», модератор
Александр Келин
директор «Автопросто»
Оксана Малюх
руководитель коммерческого отдела керамик-центра «Элитстрой»
Александр Миллер
директор компании «КТПФ Точной механики»
Людмила Федорова
директор туристической компании «Мила-тур»
Татьяна Хрипанкова
генеральный директор РА «Хорошо»
Намой взгляд, бизнес-идея — это изюминка, уникальность в изготовлении какого-либо продукта или форме ведения дела. Обычно она создается под целевую аудиторию», — начал дискуссию со своей трактовки определения «бизнес-идея» модератор встречи, бизнес-консультант «Красноярской Ассоциации Бизнес-консультантов» ДЕНИС ЗЕРНОВ. Директор компании «КТПФ Точной механики» АЛЕКСАНДР МИЛЛЕР сразу внес дополнение: «Я думаю, важна не только уникальность, но и тщательная проработка идеи. Чем больше вы корпите над ней, тем она качественней. По своему опыту скажу: нужен минимум год на создание и оформление идеи. Мы занимаемся производством алюминиевых радиаторов. Сама идея, может быть, и не уникальна, но она тщательно проработана, адаптирована под нашу сибирскую действительность».
Участники «Дискуссионного клуба» с предложенной трактовкой согласились и стали приводить примеры, на их взгляд, интересных местных бизнес-идей. СЕРГЕЙ ДУБИНЦОВ, заместитель генерального директора группы компаний «SM.art. Искусство инвестиций»: «Наша компания создает федеральную сеть магазинов по продаже инвестиционных продуктов. С точки зрения организации продаж аналогов такого формата в стране нет. Уникальность идеи еще и в том, что это «народный» магазин инвестиций, рассчитанный на новую аудиторию будущих инвесторов — людей с небольшим достатком и средними сбережениями». Пример из своей практики привела руководитель коммерческого отдела керамик-центра «Элитстрой» ОКСАНА МАЛЮХ: «У меня тоже есть опыт создания и запуска новой бизнес-идеи. На моем прежнем месте работы, в компании «Ленком», мы придумали необычный формат продажи пива — пивомаркет. Сейчас эта бизнес-идея выросла в сеть пивомаркетов «Напильник». Сама идея возникла из-за высокой конкуренции на этом рынке».
Однако, по словам экспертов, бизнес-идеи, соответствующие обозначенным критериям, на красноярском рынке встретишь нечасто. ЛЮДМИЛА ФЕДОРОВА, директор туристической компании «Мила-тур»: «Соответствовать основной особенности бизнес-идеи — уникальности — сегодня очень трудно. На рынке туризма, где конкуренция очень высока, — особенно. Чтобы выйти на него с чем-то необычным, надо сначала это необычное придумать, что стоит недешево. Кроме того, с новым нужно познакомить потребителя — продвижение также требует серьезных инвестиций. Поэтому большинство предприятий выходят на рынок без какой-либо идеи. С надеждой «а может, получится». Генеральный директор РА «Хорошо» ТАТЬЯНА ХРИПАНКОВА добавляет: «Раньше, когда, например, на нашем — рекламном — рынке соперничество было не таким серьезным, можно было войти в бизнес «без изюминки» и стать востребованным. Сегодня, когда конкуренция усилилась, чтобы запустить успешный проект, надо быть особенным, чем-то удивить клиента».
За реализацию идеи ответственность несет не только идеолог
Специалисты подчеркнули, что сегодня для создания успешного бизнеса важно не просто придумать идею, но и правильно определить того, кто будет нести ответственность за ее реализацию. По словам Дениса Зернова, здесь часто перед собственниками встает вопрос: контролировать процесс самому либо передать бразды правления идеологу. Мнения участников дискуссии по этому поводу разделились. АЛЕКСАНДР КЕЛИН, директор «Автопросто»: «В нашей компании так: кто предложил идею, тот за нее и отвечает. Чаще всего все ноу-хау придумывает руководство — оно и несет основную ответственность за воплощение. Но если идея принадлежит сотруднику, то именно он отвечает за ее реализацию. А собственник может только следить за процессом». Татьяна Хрипанкова замечает, что, передавая реализацию проекта его идеологу, фирме надо быть осторожной: «Не всегда тот, кто придумал идею, может ее воплотить. Есть люди-стратеги, а есть тактики. И здесь надо исходить из конкретной ситуации. Лучше реализацию проекта передать тактику вне зависимости от того, кто он, собственник или просто сотрудник — создатель идеи».
Другую точку зрения высказал Александр Миллер. По его словам, участие в реализации идеи должен принимать весь коллектив: «А задача руководства состоит в том, чтобы собрать вокруг себя настоящих единомышленников, которые за 30 сребренников не убегут к конкуренту». Александр Миллер добавил, что такой способ «всеобщей ответственности» помогает не только реализовать идею, но и защитить ее от копирования: «Когда в претворении идеи в жизнь принимает участие весь коллектив, тогда у каждого появляется чувство ответственности за проект. А сопричастного к воплощении идеи человека трудно заставить продать информацию конкурентам».
Эксперты сошлись во мнении, что вне зависимости от того, кто будет отвечать за осуществление бизнес-идеи, руководству необходимо досконально прописать все детали реализации проекта. Татьяна Хрипанкова: «Я за системность в бизнесе. В любом случае, какой оригинальной бы ни была идея, необходим бизнес-план. Он разложит весь бизнес по полочкам, и по нему же потом будет проще спрашивать результат».
Идея без финансововой подпитки работать не будет
Участники «Дискуссионного клуба» отметили, что сегодня «придумать идею» — это еще не все. По словам гостя клуба, руководителя отдела развития и маркетинга компании «Российские Оптовые Сети» МИХАИЛА ГЕРМАНА, любой проект, даже самый оригинальный, требует «финансовой подпитки»: «Без финансовых вливаний очень сложно поставить идею «на поток», сделать ее интересной широкой аудитории». С этим утверждением согласился Александр Келин: «Строить бизнес без финансовых вливаний сегодня можно только в ситуации, если вы придумаете ноу-хау и продадите. А вкладывать в его развитие будут другие люди». Г-н Келин привел в пример свою компанию: «Когда мы запускали своей проект «Автопросто» — автомобильный интернет-аукцион, нам сначала пришлось вложить около трех миллионов рублей. И плюс к этому ежемесячно инвестировать около 300 тысяч. И это несмотря на то, что сегодня ниша продажи автомобилей с пробегом по России через интернет в городе еще не занята, она только формируется».
Денис Зернов обратился к аудитории: может ли кто-то привести пример успешного проекта, который реализован при незначительных финансовых вложениях? Участники дискуссии не смогли вспомнить ни одного подобного примера.
Людмила Федорова рассказала о своем опыте минимизации вложений. «Если у компании нет возможности самостоятельно реализовать проект, она может найти партнера для его совместного запуска. У нас есть опыт подобного сотрудничества. Мы разработали программу въездного туризма в Красноярск. Для ее реализации нашли достаточно неожиданного партнера — это один из центров по искусственному оплодотворению. Они привозят в город специалистов из Америки, а мы организуем свободное время иностранных гостей. Это интересно и нам, и Центру. У них появилась возможность дополнительно мотивировать американцев качественным отдыхом, а мы получили гарантированный клиентский поток».
Успешный бизнес должен тиражироваться
По словам участников дискуссии, когда идея «заработала» и найден ответственный за ее реализацию, перед организацией должен встать вопрос, как проверить качество задумки.
Собственники и топ-менеджеры красноярских компаний предложили несколько вариантов мониторинга успешности проекта. Например, получать обратную связь. Оксана Малюх: «Чтобы понять, как работает твоя идея, нужно постоянно проводить маркетинговые исследования. Изучать реакцию целевой аудитории на твое предложение. И если реакция меняется, адаптировать под нее идею».
Сергей Дубинцов считает, что качество бизнес-идеи отражает ее стоимость. «Капитализация компании — хороший критерий для оценки успешности идеи. Одно дело — вообразить себе стоимость своего бизнеса, другое — получить адекватную оценку со стороны рынка. Есть ли компании, которые готовы купить этот бизнес? Если на этот вопрос ответ положительный, то можно говорить о том, что идея успешна», — утверждает Сергей Дубинцов. Оксана Малюх добавляет, что для топ-менеджера, ведущего проект, увеличение его капитализации — основной стимул: «Если проект, идея оценены конкурентами «дорого», значит, на рынке вырастает капитализация самого управленца».
Эксперты назвали еще один критерий успешности бизнес-идеи — ее тиражируемость. Михаил Герман: «Успешная идея легко тиражируется. Ее можно развивать как самостоятельно, так и продавать по франшизе». Однако, г-н Герман добавил, что пока в Красноярске таких тиражируемых проектов очень мало: «В основном подобные бизнесы имеют федеральную прописку в силу того, что московские инвесторы в отличие от наших имеют большие финансовые возможности». Из местных компаний, вышедших за пределы Красноярска со своими франшизными проектами, участники дискуссий назвали лишь сеть «Господин ребенок», заведение общественного питания «Перцы». Михаил Герман: «Как только у красноярских предпринимателей появится финансовая возможность для реализации своих проектов, они будут их тиражировать. Если, конечно, сами идеи у них будут оригинальными, интересными для широкой аудитории».