Подписаться
Курс ЦБ на 01.10
78,78
92,43

БоАЗ: «зеленый» завод в Таежном

БоАЗ: «зеленый» завод в Таежном
Иллюстрация: БоАЗ

Богучанский алюминиевый завод — уникальный проект. Впервые в постсоветской истории региона производство такого масштаба было построено «с нуля», да еще и в «чистом поле».

Март 2019 года стал особой страницей в истории создания предприятия — пришло время полного запуска первого пускового комплекса БоАЗа в эксплуатацию.
 
Но уже сейчас о многих производственных и социальных достижениях завода-гиганта можно рассказывать с приставкой «самый». Например, качество алюминия БоАЗа настолько высокое, что богучанский алюминий поставляется в том числе для сплавов, используемых в авиационной промышленности и вычислительной технике. 
 

Масштаб: цифры и факты

Богучанский алюминиевый завод — одно из самых современных и крупнейших металлургических предприятий в России. Его строительство идет на территории более 2,3 кв. км (231 га).
 
По проектной мощности производства БоАЗ занимает третье место в стране после Красноярского и Братского алюминиевых заводов. В производственных цехах по завершению строительства будет установлено 672 электролизера марки РА-300Б, производительностью 2,4 тонны алюминия в сутки каждый. Предприятие способно выпускать почти 600 тысяч тонн алюминия в год. 
 
После выхода на полную мощность здесь будет работать почти 3 500 человек, более половины из которых на основном производстве. Численность сотрудников в 2019 году уже составляет более 1 300 человек, с учетом подрядных организаций, — более 1 600 человек.
 

Без «углеродных следов»

Сырье для производства алюминия поставляется на БоАЗ из разных частей света. Поставщик глинозема — завод в Австралии, принадлежащий компании «РУСАЛ». Анодные блоки поставляются в Таежный из Китая. Все остальное сырье (плавиковый шпат, фтористый алюминий и т. д.) — от отечественных производителей. Особая гордость производства — отсутствие так называемого «углеродного следа».
 
При производстве нашего алюминия используется только чистая энергия из возобновляемых источников, а не выработанная угольными электростанциями. В мире сейчас уделяется очень много внимания снижению выбросов оксида углерода в атмосферу. Крупным производителям не все равно, где и как получаются материалы для их продукции. Поэтому востребованность «зеленого» алюминия в мире с каждым годом будет расти все больше. Алюминий БоАЗа — это тот самый «зеленый» алюминий, — рассказывает генеральный директор ЗАО «БоАЗ» Евгений Рапацевич.
 
Предприятие является уникальным проектом еще и потому, что оно учитывает требования к экологической безопасности такого рода производств.
 
Обычно алюминиевые заводы так или иначе связаны с общегородской инфраструктурой — системами водозабора, канализации, очистными сооружениями и прочим. Но строительство вдали от крупных поселений (ближайший пос. Таежный находится в 14 км от площадки завода — это дальше, чем от КрАЗа до центра Красноярска) потребовало других подходов.
 
Завод работает по замкнутому циклу. Вся техническая вода, которая добывается из подземных скважин и даже из атмосферных осадков на территории завода, после использования проходит очистку и снова возвращается в производство — никаких сбросов сточных вод. От каждого электролизера по единой системе газоотвода вредные выбросы направляются на очистку. 
 
На БоАЗе используются газоочистные установки сухого типа, улавливающие до 99,7 % веществ, вырабатываемых в процессе электролиза. Фтор абсорбируется глиноземом, поступающим затем в производство, а очищенный воздух возвращается в атмосферу. 
 

Через тернии к запуску

Общий объем инвестиций в строительство Богучанского алюминиевого завода (достройка до полной мощности 588 тыс. тонн в год, без учета строительства анодной фабрики) составляет $2,6 млрд. Объем финансирования строительства 1-й серии мощностью 296 тыс. тонн в год составляет $1,6 млрд. Проект финансируется как за счет собственных средств РУСАЛа и «РусГидро», так и в рамках проектного финансирования «Внешэкономбанка» (ВЭБ).
 
История сооружения крупнейшего в постсоветской России построенного «с нуля» металлургического завода получилась непростой. Стройка началась в рамках проекта БЭМО в 2007 году, но в 2008-м было принято решение о ее приостановке в связи с разразившимся мировым экономическим кризисом и резким падением цен на алюминий.
 
В ноябре 2008 года финансирование строительства было приостановлено. В 2012 году после подписания договора с ВЭБ о финансировании строительства первого пускового комплекса стройка завода была возобновлена.
 
Для транспортного обслуживания Богучанского алюминиевого завода на железнодорожной ветке Карабула — Решоты строится станция Пихтовая, которая уже соединила ж/д пути общего пользования с путями БоАЗа. На первом этапе пропускная способность станции Пихтовая составит 1 млн тонн груза в год, затем будет увеличена до 2,1–2,2 млн тонн в год (260 вагонов в сутки). 
 

Поселок металлургов

Отдельного внимания заслуживает проект строительства микрорайона металлургов в поселке Таежном. Для сотрудников завода БоАЗ продолжает вести здесь строительство жилых микрорайонов и объектов социальной инфраструктуры. Уже заселены 9 домов на 637 квартир, готовятся к сдаче еще 4 дома на 320 квартир, 2 детских сада на 500 мест, школа на 350 учащихся и поликлиника с дневным стационаром, станция водоочистки и канализационно-очистительная станция.
 
Руководство предприятия поставило перед застройщиком задачу создать современный микрорайон для металлургов, который был бы на уровне самого комфортабельного среднеэтажного жилого района в Красноярске. В итоге новым микрорайонам в Таежном могут позавидовать многие красноярцы. Во дворах положена брусчатка, есть детские и спортивные площадки, разбиты цветники. 
 
Специалистов привлекает комфортное жилье. БоАЗ после выхода на полную мощность станет градообразующим предприятием и крупнейшим работодателем в Богучанском районе. Кадры решают всё. Помимо достойной зарплаты людям необходимо комфортное жилье и развитая инфраструктура. Именно эта задача и решалась при строительстве нового микрорайона металлургов. Мы сразу решили, что будем создавать условия повышенной комфортности, — отмечает Евгений Рапацевич. 
 
На заводе созданы условия для работы и обучения персонала: на территории построено самое большое офисное здание в районе, где оборудованы современные учебные классы. Завод заключает договоры на обучение своих сотрудников в профильных вузах Красноярска. 
Социальная ответственность предприятия не осталась незамеченной. Второй год подряд БоАЗ побеждает в конкурсе правительства края «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства». По словам Евгения Рапацевича, коллектив гордится этой наградой:
 
На протяжении нескольких лет завод проводит активную социальную политику в районе. Для всего коллектива, а также смежных организаций, ведущих строительство новых заводских корпусов, эта награда является свидетельством эффективности нашего вклада в развитие Богучанского района.
 
Главная наша цель — чтобы молодежь получила реальную альтернативу отъезду из района в поисках хорошо оплачиваемой постоянной работы. Учиться, проявлять себя, жить и работать на родной земле — что может быть лучше?
 
 

Читайте также

БоАЗ: «зеленый» завод в Таежном     1

БЭМО повышает конкурентоспособность региона

БоАЗ: «зеленый» завод в Таежном     2

Богучанская ГЭС: энергетический фундамент

 

Самое читаемое
  • В правительстве края опровергли информацию о связях с ЦПЗВ правительстве края опровергли информацию о связях с ЦПЗ
  • «Игра в молчанку» — телеканал ТВК исключат из сетки «Ростелекома» без объяснения причин«Игра в молчанку» — телеканал ТВК исключат из сетки «Ростелекома» без объяснения причин
  • Квартира в центре Красноярска оказалась самой дорогой в СибириКвартира в центре Красноярска оказалась самой дорогой в Сибири
  • Ставки по банковским вкладам в Красноярском крае снизились на третьСтавки по банковским вкладам в Красноярском крае снизились на треть
  • Из Красноярска запустят восемь субсидируемых авиарейсов на ВостокИз Красноярска запустят восемь субсидируемых авиарейсов на Восток
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.